Почему Дед Мороз есть, а бога нет

Под новый год местный викарий в маленькой английской деревенской школе поведал детям, что на самом деле никакого Санта-Клауса вообще нет. "Все истории, которые вам рассказывают о новогоднем волшебнике, - это миф", - заявил жестокий служитель церкви. Можно только себе вообразить все горе и разочарование ребятишек, смятение их родителей, попавших вскоре под град неприятных вопросов... Как объяснишь своему ребенку, что это не обман - класть под елку подарки, утверждая, что они от доброго всемогущего Санты? А ведь дети больше всего презирают ложь. Особенно ложь взрослых. Понадобится большая доброта и терпимость, чтобы объяснить нетерпеливому разочарованному новоселу Земли смысл веры в сказку, если, конечно, он раньше не понял этого сам. Потому что в наше нервное время взрослые зачастую дарят детям сказки только по инерции, хряня смутные воспоминания о своем далеком детстве, но при этом совершенно не чувствуя заключенного в сказках мира фантазий, которые для них чужды. Обитая в мире других фантазий - любви, патриотизма, карьеры, религии - и забыв, что ребенок, вошедший в заповедный лес сказки, без опытного проводника может надолго заплутать в нем, взрослые получат или бесшабашного мечтателя, для которого неминуемое разочарование зрелости станет шоком на всю жизнь, или разочарованного малолетнего прагматика, предпочитающего горький дым сигареты сладким снам легенд. А все из-за серьезной мины на лице при словах "Сынок, знаешь ли ты, что на свете живет Санта Клаус?". Мы учим детей серьезно относиться к своей вере. В чем главная ошибка нашей слишком серьезной цивилизации.

Надеюсь, дети знали, кто такой на самом деле Санта Клаус, и хорошо похохотали над незадачливым викарием. Странно: он так же серьезно говорит, что Санты нет, как потом утверждает, что бог есть. Скептики подсчитали, что Санта Клаус физически не может посетить 378 миллионов детей мира за один день. Это факт. Против фактов не попрешь. Так же несомненно, что бог физически не может слушать одновременные молитвы миллиарда христиан. Значит, ни бога, ни Санта Клауса нету? Ну да, разумеется. Каждый разумный человек, каждый любознательный ребенок это знает. Именно знает. Его вера относится совсем к другой сфере, к сфере созидательной фантазии и причудливой архитектуры своего внутреннего мира. Любая игра основана на какой-то универсальной правде понарошку. Вон те 64 разноцветных клеточки - королевство. Самая высокая деревяшка там неповоротливый король, строй маленьких деревяшек составляет королевкое войско, шустрая королева-феминистка рыскает по полю в поиске неосторожных жертв. Или, например: простые слова "замри", сопровождаемые ударом по плечу, превратят малыша в камень. Отрицать ту понарошку, которая лежит в основе игры, значит заявить игрокам, что их игра глупая и ненужная, потому что о нереальности понарошки они знают не хуже вас. Но, может, вы просто не поняли смысла игры? Или поняли, но не так?

Рост и эволюция человека, как и всего человечества, представляет собой сплошную череду игр. Лишь немногие из этих игр прямо касаются выживания, хотя, начиная с определенного возраста, большинство людей предпочитают именно такие игры всем остальным. Напрасно. Вообще говоря, игра - жизненная ситуация, когда отдельный человек или группа людей ставят перед собой одинаковые нетривиально достижимые цели, стремясь обойти все препятствия, мешающие их осуществлению, причем в идеале получая удовольствие от самого процесса игры. Игра понарошку хорошо тренирует человека для реальных игр с природой, с людьми и с хитроумными пороками своей натуры, врожденными или приобретенными, которые просто так вам не сдадутся, оттачивает сообразительность, учит критически оценивать жизненные ситуации. Глупее всего принять игру всерьез или увлечься одной из игр настолько, чтобы забыть про реальный мир, в котором вас ожидает много других игр. А самое глупое занятие - искать универсальную игру, которая бы совмещала в себе и давала смысл всем остальным играм, потому что такая игра быстро надоест, вообще разочарует вас в играх, а значит - в жизни. Заметьте: я придаю очень широкий смысл понятию игры. Но это тоже игра. Скоро и мне, и вам, читатель, данная игра надоест, тогда наша игра в философию, то есть моя статья, придет к концу. Только вначале я объясню, почему жизнь состоит из игр, но сама по себе не игра.

Видите ли, когда человек мыслит, принимая решения, он играет с памятью, с возможностями, предоставленными судьбой, и в конечном счете с реальным миром. Таким образом, игра является особым человеческим способом самоопределения в мире. Внутри игры могут существовать принципы, на практике неестественные или вообще базирующиеся на неправде. При этом в конечном счете имеет значение только эмпирическая истина - результат игры: достигнута ли ее вещественная или психологическая цель. Жизнь, с точки зрения человека-игрока - пространство ситуаций. Цели он ставит себе сам. Тем не менее эти цели детерминированы его генезисом в объективной реальности, т.е. жизнью, и следовательно, каждая из его игр значит гораздо меньше, чем жизнь в целом. Если он вовлечен в игру, которая всерьез отрицает абсолютность эмпирически воспринимаемой жизни, это должно стать поводом для толерантного, может, даже педагогического вмешательства извне, потому что подобная тоталитарная игра стремится подавить самобытную личность человека, которая ценнее любой отдельно взятой игры.

Формула классной игры: "Я знаю, как все есть на самом деле, но позволяю себе верить... ну, например, в чудо". Поэтому я верю в Деда Мороза, хотя знаю, что он не существует. Думаю, древние верили в бога так же. Про это свидетельствует высказывание Августина: "Я верю, ибо вера моя абсурдна". Игра в религию, по существу, не хуже других игр для взрослых, хотя ее правила представляются мне слишком надуманными - наверно, от многих веков серьезного слабоумного шлифования. Если вложить в свою веру самые лучшие идеалы, которые только у вас есть, эта вера станет вашим внутренним произведением искусства, внутренним стимулом осмысленной созидательной жизни. Если поставить это произведение искусства на пьетдестал, оно станет идолом и перестанет быть игрой. У подножия заснуют шулера, собирая деньжата на храмы. Тупые тугодумы начнут писать толстенные книги, доказывающие, что играть в такую игру - смысл жизни. Игроки, эгоистически играющие во власть, воспользуются идолом, чтобы подчинить своей воле множество легковерных людей. Вот в чем опасность слишком древних сказок в слишком серьезном мире, и только когда достигнута неприятная стадия их идолизации, следует разоблачать прикрывшихся сказкой святош-единосказочников. Одно то, что масса, казалось бы, умных людей не воспринимают никаких намеков на сказочность бога, и немного меньшее чесло хитрых людишек тащат свои иконы на импровизированный иконостас культуры и истории, может побудить разумного человека к громкому заявлению: "Бога нет!". Игра в бога плохая, потому что она не признает других веселых игр. В отличие от игры в Деда Мороза. Очень показательно, что РПЦ согласилась принять участие в реализации проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" только в случае упоминания в "официальной биографии" российского Морозко факта его крещения. В крещеного Деда Мороза, по-моему, верить не стоит. Пожалуйста, передайте это вашим детям.

Юра Шеляженко <shelya@uct.kiev.ua