Тихон. Он называет себя
духовником президента и хочет стать Патриархом всея Руси.
М. Кондратьева, "Версия"
(Духовник Путина отбирает у детей школу. )
Школа на костях.
ФСБ, как известно, расположена на Лубянке. Сретенский мужской монастырь и средняя школа N 1216 - тоже. Сперва на Лубянке построили монастырь. Значительно позже - здания ВЧК-ГПТ-НКВД-МГБ-КГБ-ФСК-ФСБ. Школу построили 50 лет назад. Ученикам школы N 1216 не повезло с соседями.
Неудачное соседство.
Адрес Сретенского ставропигиального мужского монастыря - ул. Большая Лубянка, 19. Его соорудили в 1397 году. Он занимает почти квартал на углу Большой Лубянки и Рождественского бульвара. Вскоре после Великой Октябрьской социалистической революции - в 1925 году монастырь был закрыт. Часть монастырских построек была разрушена, а в остальных разместилось общежития НКВД.
Школу N 1216 построили на территории бывшего монастыря в 1952 году, на месте маленького кладбища, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Так на месте захоронения героев русско-французской войны возникла школа с углубленным изучением именно французского языка.
Под нужды школы отвели также двухэтажный домик, прежде принадлежащий монастырю, - там расположились начальные классы и мастерские для уроков труда.
В 1991 году, когда грянула перестройка, монастырский собор Владимирской иконы Божьей Матери был передан Русской православной церкви.
Что плохого в соседстве церкви и школы? Напротив, радоваться следует такому соседству: священники преподают в школе Закон Божий, дети ходят в храм, помогают обустраивать церковные дворики - пасторальные картинки в розовых тонах. Но, увы, не в нашем случае.
Священники во главе с настоятелем отцом Георгием Кочетковым - предшественником отца Тихона - избрали позицию недружелюбия. При каждом удобном случае директору школы и учителям напоминали, что школа стоит на костях и недолго им тут учительствовать. А детям запрещали ходить по территории церкви. Святые отцы вешали на дверь начальной школы собственные замки, не пускали школьников и учителей в здание. Учителя вспоминают, как дюжие прихожане вытряхивали тетрадки и учебники из окон здания во двор. А первоклашек, пытавшихся проникнуть в классы, сгоняли с крыльца школы.
Мини-война церкви со школой была лишь репетицией будущих сражений. Репетиция закончилась поражением для школы. Правда, небольшим: в сентябре 1992 года постановлением правительства Москвы двухэтажное здание начальной школы было передано храму.
Новая метла.
В 1994 году власть в храме поменялась. Настоятель отец Георгий Кочетков был объявлен "обновленцем" и "вероотступником". На смену ему пришел отец Тихон, возглавивший группу монахов Псково-Печерского монастыря. Война между церковью и школой временно затихла, уступив место междоусобной войне святых отцов. Поскольку отец Георгий не хотел по-доброму отдавать свою обитель отцу Тихону, последний обратился за помощью к атаману Московской городской заставы Вячеславу Демину. Бывший уголовник Демин стал известен как активист Союза православных братств, пропагандист идеи ритуальных жертвоприношений иудеев. Демин со товарищи внял зову отца Тихона и ввел свои "войска" на спорную территорию монастыря. Учащиеся московской школы N 1216 в течение нескольких дней наблюдали в школьно-монастырском саду скачки конных казаков с шашками и нагайками. Опальный отец Георгий был вынужден переехать вместе с паствой на другую сторону рождественского бульвара - в храм Успения, занятый, правда, Морским музеем. В штурме "оплота кочетковщины" участвовали вкупе с атаманом Деминым бойцы "Черной сотни", возглавляемой Александром Штильмарком.
Знаменую победу, отец Тихон назвал поверженного отца Георгия " жидовствующим обновленцем" После изгнания обновленцев "собор был переосвящен великим чином, монашеская жизнь начала возрождаться".
В 1995 году указом Патриарха Тихон был назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Новый наместник стал раздвигать обитель вширь. При монастыре открылось Сретенское высшее православное училище. Поскольку места для проживания учащимся не хватало, близлежащие дома быстренько освободили от жильцов и передали в ведение монастыря.
Для учащихся и абитуриентов соорудили гостиницу, которая, правда, больше напоминает элитный жилой дом. Но монастырь и не пытается скрыть своего богатства.
Издательство Сретенского монастыря под умелым руководством отца Тихона вскоре заняло примерно 50 процентов рынка православной литературы и стало крупнейшим религиозным издательством в России. Остальные 50 процентов рынка делят между собой примерно двадцать православных издательств.
Издательство - главный проект отца Тихона. За счет его деятельности якобы и существует монастырь. На вырученные от продажи изданных книг деньги, как сказано на интернетовском сайте монастыря, "были построены колокольня, монастырская стена, восстановлены трапезные палаты, в настоящее время заканчивается отделка двух новых 5-этажных домов, ведутся работы по созданию подземного храма в честь Новомученников Российских, построены два скита (в Московской и Рязанской областях) с домовыми церквами".
Среди послушаний монахов Сретенского монастыря - ремонт дорогих иномарок. В монастырском дворе, точнее, во дворе школы построены гаражи, в которых денно и нощно монахи-автослесари справляют послушание. Часть автомобилей принадлежит монастырю, а часть - небедным прихожанам.
Кстати , сам архимандрит Тихон ездит на скромном бронированном "Ауди".
"Вот придут к власти наши..."
Планы отца Тихона масштабнее, чем у его предшественника.
С 1995 года у школы продолжают "откусывать" клочки территории. Вот монастырю забор потребовалось подвинуть - к школе поближе с одной стороны. Потом - с другой стороны. Теперь школьный двор - это по 10 метров с каждой стороны от здания, где едва помещается беседка и несколько игровых сооружений. 1 сентября, когда все ученики по традиции собираются в школьном дворе, дети здесь попросту не помещаются.
На территории школьно-монастырского двора появились таблички: "Учителям и ученикам школы на территории монастыря курить запрещается". По дороге в школу монастырский двор никак не обойдешь: на монастырской территории детей подстерегают послушники. Дюжие дядьки в рясах пристрастились таскать детей за уши: директору школы нередко приходится вызволять школьников из рек служителей культа.
Монастырское начальство потребовало отменить занятия в школе во время церковных праздников: чтобы детишки под ногами у прихожан не путались. Ведь по праздникам сюда нередко и сам Патриарх заглядывает. Дирекция школы пошла на требования отца Тихона и в этом.
Однако осенью 1999 года отец Тихон перешел в открытое наступление. Придя к директору школы Наталье Витебской, он прямо заявил: "Недолго вам тут осталось. Вот придут к власти наши, и все, уедете с Божьей помощью", "А кто ваши?" - спросила директриса. Архимандрит ухмыльнулся: "Ясное дело, Владимир Владимирович".
Новый учебный год, начавший 1 сентября 2000 года, обитатели школы не чаяли встретить в родных стенах. Ведь "наши" вроде как уже у власти. Тем не менее за время летних каникул монастырь "отвоевал" у школы лишь спортплощадку. Отец Тихон божится, что спортплощадку занял временно. На ней строят трансформаторную будку - для бесперебойного обеспечения энергией как монастыря, так и школы. Почти построенная трансформаторная будка почему-то напоминает добротный особняк из красного кирпича размером аккурат в половину школьного поля для игры в футбол. Вернут ли?
1 сентября этого года директор школы спросила у архимандрита Тихона о судьбе школы. "Ну, этот год еще доучитесь, - пообещал великодушный святой отец. - А переедете непременно в Центральный округ". И Витебская ему верит.
В ее кабинет периодически наведываются огромного роста монахи в рясах и десантных ботинках. Они общаются друг с другом запросто: "Ну ты, козел!" Директор школы никак не может привыкнуть к этим посетителям. И очень надеется на переезд. Подальше от святой обители. Если, конечно, московские власти не вмешаются.