Оккультные учения 20 века как специфический культурно-исторический феномен.

Сафронов А.Г.

Одним из наиболее значимых явлений в пространстве религиозной жизни 20 века являются так называемые оккультные учения. Общепринятого определения оккультизма нет, равно как и не найдено согласие в вопросе является ли оккультизм формой религиозного знания или нет. Имеющиеся определения и ответы на этот вопрос диаметрально противоположны: от тотального отнесения оккультизма к религиозным или неорелигиозным формам, до приписывания ему антирелигиозных черт. Тем не менее, значимость феномена оккультизма как в истории 20 века, так и в настоящее время нельзя не признать. Являясь формально маргинальной формой знания, оккультизм фактически представлен во всех аспектах современной культуры. Практически невозможно найти ни одного средства массовой информации не предоставляющего своим читателям или зрителям астрологического прогноза. Даже самые солидные и "академические" издательства не брезгуют изданием оккультной литературы, полка для которой есть в любом книжном магазине. Эти примеры можно продолжать до бесконечности.

Не менее очевидно огромное влияние, которое оказали оккультные идеи на историю 20 века. Уже практически общеизвестной и достаточно хорошо изученной является роль оккультных учений в становлении идеологии немецкого национал-социализма. ХЪ. Менее изученным, хотя и неоспоримым является влияние идеологии Кришнамурти и движения Нью-Эйдж на возникновение "бунта шестидесятых", а также оккультные корни большевистской идеологии. Все приведенные выше примеры, безусловно доказывают актуальность исследования темы оккультизма, в том числе современного, как особого культурного феномена.

Научные исследования данного явления не являются достаточно полными как по количеству, так и по полноте обсуждаемых проблем. Главным образом это связано с идеологическим характером обсуждаемой темы. Оккультизм является естественным врагом религии, что неоднократно отмечалось Архиерейскими соборами РПЦ, и даже Съездом Всемирного совета церквей 1995года, поэтому его объективное исследование в рамках религиозно-ориентированных гуманитарных наук невозможно. С другой стороны прослеживается пренебрежительное отношение к данному феномену науки в постсоветском пространстве, явно доставшееся в наследство от соответствующей идеологии, что также не способствует объективному изучению данного феномена.

В чем же состоит суть рассматриваемого явления? Исторически европейский оккультизм берет начало в религиозном типе мышления, корни которого уходят в античность и которое обычно характеризуется как западная эзотерическая традиция. Ее источники - гностицизм, герметические трактаты по алхимии и магии, неоплатонизм и Каббала. Хотя современный оккультизм был представлен очень разными формами, у него была одна задача. За разнообразными системами типа астрологии и хиромантии в той же мере, как и за описательными доктринами теософии, антропософии и даже за более ранними учениями розенкрейцеров, каббалистов и алхимиков стояло отчетливое желание примирить результаты естественных наук современных соответствующим авторам учений с религиозным взглядом на мир. Эта задача была в явной форме поставлена известным средневековым мистиком и магом Агриппой Великим. В предисловии к его фундаментальному труду "Натуральная магия", в котором он совместил современный ему народные магические верования и Аристотелевскую концепцию первоэлементов, лежавшую в основе медицины того времени. Эта же задача решается флюидными теориями мистиков эпохи просвещения, концепциями магнетических волн и четвертого измерения начала 20 века, парапсихологией 60-70 годов 20 века.

Распространенным является представление о том, что оккультные идеи не изменяются и не развиваются, подобно научным и философским концепциям. Это подтверждают многочисленные ссылки представителей оккультных систем на древние источники или указание на традиционную преемственность своих школ. В действительности мнение о неизменности оккультных идей ошибочно. Подобно всем другим элементам человеческой культуры оккультизм развивается, отторгая или забывая одни идеи и выдвигая на первый план другие.

Так, оккультные учения ХХ в. обогатились множеством новых идей и методов. Наиболее значительные изменения претерпели сами цели оккультизма. Наряду с традиционной целью - достижением освобождения, или просветления, появились новые, такие как осознанность, психологическая целостность и социальная эффективность. Изменилось также отношение большинства систем к социуму. В отличие от многих древних систем, отвергавших социальную жизнь, современные оккультные школы активно включают проблему социума в систему своих эзотерических практик, рассматривая его как своего рода полигон, необходимый для развития ученика или проверки степени его развитости.

Разумеется, новые представления не возникли на пустом месте. Их прообразы прослеживаются в более древних системах. Так, осознанность и целостность упоминаются в дзене как один из признаков достижения состояния просветления. Умение контролировать эмоциональные аффекты практиковалось в тибетской системе дзог-чен. Целостность в намерениях рассматривалась как проявление высоты духа в средневековой йоге и т.д. Однако только в ХХ в. благодаря трудам Г. Гурджиева достижение этих состояний стало основным элементом оккультной практики, принятым и в других школах.

В работе ХЪ было показано, что в течении последнего столетия можно выделить, три всплеска интереса к оккультному и эзотерическому знанию, причем каждая волна оказывала достаточно серьезное влияние на мировую культуру. Первый всплеск связан с работами Е. Блаватской. До этого западная цивилизация пребывала в своеобразном самолюбовании, считая себя "культурной вершиной мира", призванной нести свет цивилизации всем другим народам. Но книги Е. Блаватской зародили сомнение западного человека в своем превосходстве, убедив его, что на Востоке есть тайны, которые пока еще не ведомы западу, внушив благоговейный трепет перед восточной культурой. Западный человек начал смотреть на восточные страны не с пренебрежением, а с уважением и легким страхом. Западная культура решилась взглянуть в лицо Востоку и обратиться к исследованию человека не как разумной машины или просто двуного существа, а как некой большой и сложной телесной загадки.

Благодаря зародившемуся интересу ко всему восточному Запад получил возможность черпать на Востоке часть того колоссального заряда духовности, который восточные культуры хранили на протяжении нескольких тысячелетий. Этот заряд, а также новые знания и видения мира, которые явились Западу как откровение, стали первым толчком к возникновению практически одновременно во всех странах всевозможных эзотерических течений и направлений. В России это было учение Г. Гурджиева; в Германии - движение Lebensreform (реформы жизни). Появились подобные школы в Англии и Америке.

Параллельно данная волна вызвала появление множества систем, проповедующих альтернативные привычным Западной цивилизации формы существования человека включая естественную медицину и траволечение, вегетарианство, натуризм, нудизм, жизнь в рамках автономных сельских коммун и т.д..

Основной культурологической характеристикой оккультных учений первой волны является их "естественнонаучная" ориентированность. Успехи физики, химии и биологии 19 века, привели к естественному желанию включить достижения этих наук в оккультную картину мира, использовать новые открытия, в достаточной степени мифологизированные, для описания оккультных феноменов. Литература того времени изобилует описаниями "экспериментов", схема проведения которых явно взята из естественных наук, а сами оккультные феномены объясняются действием "магнитных волн", "Х-лучей" (после их открытия Рентгеном) и т.д. В духе времени создаются всевозможные "приборы" для усиления оккультных способностей, например волновод для проведения магнитных волн, для опытов по телепатии и т.д. Одновременно с "экспансией" в естественные науки происходила экспансия в науки гуманитарные. Так, Блаватская эффектно включала в свои доктрины большинство новых идей бурно развивавшейся в те годы индологии и санскритологии. В частности, концепция об индо-арийском происхождении большинства европейских языков стала одним из оснований оккультной теории рас. Достаточно удачно сочеталась с оккультными идеями и Дарвиновская теория эволюции, которая позволила достаточно ясно сформулировать цель оккультной практики - дальнейшую человеческую эволюцию, что принимается большинством оккультных течений и по сей день.

Вторая волна эзотеризма пришлась на 60-е годы ХХ в., когда возникло специфическое общественное движение, распространившееся в тех или иных проявлениях встречается во всех странах и культурах, не обладая при этом единой организационной структурой. Речь идет о движении "New-age". В 60-е годы вдруг возник интерес к "чему-то такому", не обязательно восточному, но лежащему за пределами понимания. Западный человек приходит к мысли, что ответы на вопросы нужно искать не на Востоке, а где-то в себе. "Искать в себе" начали по-разному. Одни -обращаясь к первобытным корням, на этой волне возник интерес к шаманизму, появилось очень много книг, посвященных шаманизму (в том числе книги К. Кастанеда, "Путь шамана" К. Харнер труды последователей иных шаманских систем). Появилось большое число терапевтических систем, которые были так или иначе связаны с различными архаическими пластами и воспроизводили всевозможные обряды вторичной инициации, шаманские и иные первобытные ритуалы. В это же время возникла трансперсональная психология C. Гроффа, которая также во многом базировалась на этих пластах.

Провозвестником второй волны стал, как ни странно, психоанализ, а не оккультные системы. Впрочем, по некоторому ряду признаков психоанализ вполне можно отнести к оккультному учению. Действительно, основная идея психоанализа и всевозможных сопутствующих систем очень близка к оккультизму. Сложно сказать, явилось ли это следствием заимствования прежних знаний или же люди заново пришли к существовавшим ранее идеям. Поздние концепции З. Фрейда относительно либидо, мортидо, по сути, совпадают, например, со взглядами буддизма о существовании первичного желания жизни и первичного желания смерти, так называемых нидан - причин бытия. То же можно сказать об оргонной теории В. Райха и концепции мышечных поясов, которая в точности совпадает с концепцией чакральной системы в тантризме. Подобные аналогии с оккультными системами прослеживается и в учении К. Юнга. Таким образом, спровоцированный психоанализом интерес к своему бессознательному и стал одной из причин возникновения второй волны современного эзотеризма.

Роль учений второй волны в формировании современной культуры, как правило, недооценивается, как, впрочем, и роль оккультизма как культурного явления в целом. Никто всерьез не занимался вопросом о влиянии эзотерических и оккультных систем на политическую жизнь (исключения составляют исследования оккультных корней нацизма). А ведь знаменитый "бунт 60-х", движение хиппи в какой-то степени были инициированы учением Д. Кришнамурти, которого можно назвать последним представителем первой волны или, возможно, одним из первых представителей второй. К учениям второй волны можно также отнести системы Раджниша, К. Кастанеды, бунтарский дзен, и др. В отечественной культуре - А.Аверьянова, И. Калинаускаса, В. Перепелицина. Основной особенностью учений второй волны являлся их предельный психологизм. Даже терминология этих школ больше напоминает психотерапевтическую, чем собственно оккультную. Такая психологизация, которая характерна для всего современного оккультизма, еще раз демонстрирует функцию оккультизма как синтезатора актуального для эпохи научного знания и религиозных потребностей человека. Само базовое понятие оккультизма: освобождение, как и его противоположность карма, также получили психологическую окраску. Так, карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также систему установок на отношение к различным ситуациям сверхсознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы.

Третья волна современного эзотеризма возникла в 90-е годы ХХ в. и еще не достигла своего пика. Все учения на данном этапе объединяет утилитаризация оккультного знания, т.е. знание приобретает ценность только тогда, когда может быть как-либо применено. Появилось также множество различных оккультно-эзотерических систем прагматической направленности. Существенно, меньшую роль в оккультных системах последних лет стали играть мировоззренческие концепции, философия, а также идеалы служения. Представление о духовном и личностном развитии приобрели инструментальную направленность, а социальное преуспевание стало одним из значимых критериев духовного статуса. На первый план вышли прикладные техники, позволяющие каким-либо образом улучшить свою жизнь, например манипулятивные. Вообще, концепции новейших оккультных школ пронизаны духом индивидуализма

Выводы:

  1. Оккультизм есть специфическое явление в духовной жизни общества, несущее черты религии науки, однако принципиально отличающееся от них.
  2. Целью оккультизма и является примирение результатов естественных наук современных соответствующим авторам учений с религиозным взглядом на мир.
  3. Оккультные представления эволюционируют подобно остальным элементам культуры параллельно с ней. Источником данной эволюции является эволюция естественнонаучных представлений.
  4. Основными чертами новейшего оккультизма явление выражается его предельная психологизация, индивидуалистическая направленность и ориентация на социальное преуспевание.