Эволюция психопрактик в оккультных и эзотерических системах современности.
А.Г. Сафронов
Наряду с религиозными системами в традиционном понимании культура 20 века выделила некоторые новые формы духовной жизни среди которых особую роль начали играть оккультные системы [1
Распространенным является представление о том, что оккультные идеи не изменяются и не развиваются, подобно научным и философским концепциям. Это подтверждают многочисленные ссылки представителей оккультных систем на древние источники или указание на традиционную преемственность своих школ. В действительности мнение о неизменности оккультных идей ошибочно. Подобно всем другим элементам человеческой культуры оккультизм развивается, отторгая или забывая одни идеи и выдвигая на первый план другие [2
Так, оккультные учения ХХ в. обогатились множеством новых идей и методов. Наиболее значительные изменения претерпели сами цели оккультизма. Наряду с традиционной целью - достижением освобождения, или просветления, появились новые, такие как осознанность, психологическая целостность и социальная эффективность. Изменилось также отношение большинства систем к социуму. В отличие от многих древних систем, отвергавших социальную жизнь, современные оккультные школы активно включают проблему социума в систему своих эзотерических практик, рассматривая его как своего рода полигон, необходимый для развития ученика или проверки степени его развитости.
Разумеется, новые представления не возникли на пустом месте. Их прообразы прослеживаются в более древних системах. Так, осознанность и целостность упоминаются в дзене как один из признаков достижения состояния просветления. Умение контролировать эмоциональные аффекты практиковалось в тибетской системе дзог-чен. Целостность в намерениях рассматривалась как проявление высоты духа в средневековой йоге и т.д. Однако только в ХХ в. благодаря трудам Г. Гурджиева достижение этих состояний стало основным элементом оккультной практики, принятым и в других школах.
Если проанализировать историю XX в., то можно отметить, что было по крайней мере три волны, три всплеска интереса к оккультному и эзотерическому знанию. Причем каждая волна оказывала достаточно серьезное влияние на мировую культуру. Чтобы понять, с чего начиналась история интереса ко всему оккультному, эзотерическому в XX в., необходимо вспомнить две вехи: создание Е. Блаватской Теософского общества и Антропософское общество Р. Штайнера. До этого западная цивилизация пребывала в своеобразном самолюбовании, считая себя <культурной вершиной мира>, призванной нести свет цивилизации всем другим народам. Но уже первые работы Е. Блаватской зародили сомнение в этой концепции, <показав>, что на Востоке есть тайны, которые пока еще не ведомы западному миру. И хотя Е. Блаватская не открыла эти тайны, ей удалось убедить Запад в их существовании, внушив благоговейный трепет перед восточной культурой. Западный человек начал смотреть на восточные страны не с пренебрежением, а с уважением и легким страхом. Благодаря зародившемуся интересу ко всему восточному Запад получил возможность черпать на Востоке часть того колоссального заряда духовности, который восточные культуры хранили на протяжении нескольких тысячелетий. Этот заряд, а также новые знания и видение мира, которые явились Западу как откровение, стали первым толчком к возникновению практически одновременно во всех странах всевозможных эзотерических течений и направлений. В России это было учение Г. Гурджиева; в Германии -Антропософское общество и движение <Жизненная сила>. Появились подобные системы в Англии и Америке. В это же время на основе серьезного эзотеризма появляется эзотеризм популярный. Таким образом, можно сказать, западная культура решилась взглянуть в лицо Востоку и обратиться к исследованию человека не как разумной машины или просто двуного существа, а как некой большой и сложной телесной загадки.
Вторая волна эзотеризма пришлась на
60-е годы ХХ в., когда возникло специфическое
общественное движение, распространившееся в тех
или иных проявлениях встречается во всех странах
и культурах, не обладая при этом единой
организационной структурой. Речь идет о движении
Провозвестником второй волны стал, как ни странно, психоанализ, а не оккультные системы. Впрочем, некоторые признаки психоанализа вполне можно отнести к оккультному учению. Действительно, основная идея психоанализа и всевозможных сопутствующих систем очень близка к оккультизму. Сложно сказать, явилось ли это следствием заимствования прежних знаний или же люди заново пришли к существовавшим ранее идеям. Поздние концепции З. Фрейда относительно либидо, мортидо, по сути, совпадают, например, со взглядами буддизма о существовании первичного желания жизни и первичного желания смерти, так называемых нидан - причин бытия. То же можно сказать об оргонной теории В. Райха и концепции мышечных поясов, которая в точности совпадает с концепцией чакральной системы в тантризме. Подобные аналогии с оккультными системами прослеживается и в учении К. Юнга. Таким образом, спровоцированный психоанализом интерес к своему бессознательному и стал одной из причин возникновения второй волны современного эзотеризма.
Роль учений второй волны в формировании современной культуры, как правило, недооценивается, как, впрочем, и роль эзотеризма как культурного явления в целом. К сожалению, нам не известны серьёзные исследования, посвященные вопросу о влиянии эзотерических систем на политическую жизнь. А ведь знаменитый <бунт 60-х>, движение хиппи в какой-то степени были инициированы учением Д. Кришнамурти, которого можно назвать последним представителем первой волны или, возможно, одним из первых представителей второй. К учениям второй волны можно также отнести системы Раджниша, К. Кастанеды, бунтарский дзен, и др. В отечественной культуре - А.Аверьянова, И. Калинаускаса, В. Перепелицина (подробнее с историей советской эзотерики этого периода можно ознакомиться в книге В. Лебедько <Хроники российской саньясы>).
Третья волна современного эзотеризма возникла в 90-е годы ХХ в. и еще не достигла своего пика. Все учения на данном этапе объединяет утилитаризация оккультного знания, т.е. знание приобретает ценность только тогда, когда может быть как-либо применено. Безусловно, очень интересно путешествовать в свое бессознательное, или раскручивать вихри на чакрах, или выходить в астрал, можно нарисовать красивые картинки увиденного, но рано или поздно возникает вопрос: <Ну и что?> Вопрос <Как эти знания можно применить в реальной жизни?> в различных интерпретациях был сформулирован практически всеми оккультными школами. Появилось также множество различных оккультно-эзотерических систем исходно прагматической направленности.
Эти учения ориентированы не на какие-то глобальные познавательные мотивы, а на какие-то конкретные методы. Среди подобных учений можно перечислить системы Верещагина, Свияша, Попова, Синтон и др. Эти школы не носят глобального эзотерического характера, но они ставят конкретные задачи, как можно применить маленький кусочек эзотерического знания, чтобы стало хорошо жить здесь и сейчас, чтобы лучше работалось, любилось и т.п.
Важным моментом является также психологизация, которая характерна для всего современного оккультизма. Само базовое понятие оккультизма: освобождение, как и его противоположность карма, также получили психологическую окраску. Так, карму стали рассматривать не как систему воздаяний, а как обусловленность человека его желаниями и устремлениями, толкающими к своей реализации, а также систему установок на отношение к различным ситуациям сверхсознания. В этом случае освобождение есть устранение давления на сознание со стороны эмоциональной сферы.
С психологической точки зрения можно выделить пять главных направлений, которые рассматриваются в качестве составляющих внутренней работы в различных современных системах.()
1. Актуализация психических процессов.
2. Развитие сознания и самосознания.
3. Очищение подсознания.
4. Распрограммирование сверхсознания.
5. Достижение внутренней целостности.
Однако каждый из этапов расставлял свои собственные акценты в отношении психопрактик, причем значение последних, их доля соответствующем в учении становилась все больше. Так, учение Блаватской практически не содержало каких либо практических методов или методик психологической направленности. Первые попытки включить психопрактики в рамки оккультной системы принадлежат Р.Штайнеру и Г.Гурджиеву.
Основной акцент психопрактик, предложенных антропософским обществом Штайнера был сделан на ослабление системы защитных механизмов между сознательным и бессознательным (расщепление сознания), которое называлось <Выход на духовного двойника>. Суть техники состояла в том, чтобы визуализировать образ соответствующий внутреннему Я, и несущий в своей внешности все положите5льные и отрицательные качества личности. Именно работа с этим образом становилась для практикующего <картой> духовной практики: улучшения внешности <духовного двойника> говорило о позитивных изменениях в личности практикующего, ухудшение - о негативных, ошибках в духовной работе. К сожалению не известно была ли разработана в рамках Антропософского общества система соответствий, между конкретными качествами личности и чертами внешности духовного двойника, однако можно предположить , что была, поскольку в противном случае духовная работа носила бы мало контролируемый характер. Тем более, что в рамках психоанализа того времени уже начали появляться первые проекционные методы исследования личности, которые как очевидно имеют много общего с приведенной выше психопрактикой.
В работе [3
Несколько иным путем пошел известный русский оккультист Г. Гурджиев, являющийся как считается, учеником одного из суфийских орденов. Основной акцент в системе Гурджиева был сделан на кристаллизацию личности человека и формирование состояния постоянной осознанности. Именно состояние осознанности по Гурджиеву делает человека Человеком. Отметим, что именно идеи Гурджиева заложили значительную часть оснований современной гештальт - терапии.
Одна из наиболее ярких гурджиевских техник - пожалуй, <Стоп кадр>, которая выполняется следующим образом: группе учеников, занимающихся повседневными делами, в самый неожиданный момент подается команда <Стоп>, услышав которую, они должны замереть, осознавая положение, в котором их застала команда.
Система Гурджиева придавала очень большое значение кристаллизации сознания и развитию самосознания. Термин <кристаллизация сознания> ввел в своих работах сам Г. Гурджиев, и определили его как т формирование в человеке устойчивого внутреннего мира. Позднее осознанность играла Предельно важную, если не центральную, роль в учениях Д. Кришнамурти. Очень много эффективных техник, направленных на кристаллизацию сознания, приведены в учениях К. Кастанеды и Ошо (Раджнеша).
Оккультные и эзотерические системы второй волны были, как уже отмечалось выше напрямую связаны с психологическими психотерапевтическими системами возможно поэтому их лейтмотивом было <очищение подсознания>, т.е. отреагирование вымещенных чувств и эмоций, вызывающих невротическое напряжение. Способы очищения подсознания, предложенные разными системами, можно разделить на две категории.
Аналитические - основаны на осознании разных подсознательных объектов с использованием и их побочных проявлений (сновидений, эмоциональных напряжений и др.). Для их практики необходимо иметь уже достаточно расширенное сознание и хорошую способность к рефлексии. Большинство аналитических способов восходят к тем или иным школам психоанализа, хотя, по сути, подобны буддийской випассане [4
Катарсические - основаны на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций и не требуют их осознания. К ним относятся терапия криком, ребефинг, холотропное дыхание и пр.
Наиболее полный набор психотехник для очищения подсознания предложил Ошо, причем разнообразие техник позволяло подобрать каждому человеку именно ту медитацию, которая необходима для освобождения его от конкретного типа нереализованных эмоций. Фактически Ошо воспроизвел на новом уровне буддийскую практику индивидуального подбора медитаций. Вот некоторые техники, приведенные в <Оранжевой книге>.
<Динамическая медитация> - хаотические движения под специальную музыку или без нее, призванные освободить человека от физических зажимов.
<Медитация смеха> помогает освободиться от нереализованных эмоциональных энергий и представляет собой практику искусственного смеха в течение определенного времени. Необходимо достичь состояния, когда смех польется сам, без принуждения.
<Избиение подушки> способствует выходу нереализованной агрессивности.
<Дышите как собака> - катарсическая медитация, использующая силу дыхания. Способствует отреагированию агрессии.
<Медитация Натараджа> - катарсическая медитация, помогающая отреагировать энергию, лежащую в основе спешки и суетливости.
<Тряска> - катарсическая медитация, раскрепощает мышцы, высвобождает подсознательные желания.
<Вглядывание в зеркало> - эффективная медитация, способствующая актуализации подсознательных страхов.
Характерной особенностью медитаций, предложенных Ошо, является то, что практически все они катарсические.
Несмотря на то, что учение Кастанеды содержит более широкий спектр психотехник, значительная доля из них (в особенности применимых рядовыми читателями его книг) также направлена на очистку подсознания. Так предлагаемую им технику <Стирание личной истории>, или <Возвращение потерянной энергии>, с психологической точки зрения можно интерпретировать как направленную на очистку подсознания. Наиболее подробно данная техника описана в книге Тайша Абеляр <Магический переход>. Суть ее заключается в <возвращении своей потерянной энергии из ситуаций прошлого, в которых она была потеряна, а также в освобождении энергий полученных в таких ситуациях от других людей>.
Особенно любопытными для изучения являются психотехники , предлагаемые системами <третьей волны>, поскольку стихийный спрос на такие техники может подсказать перспективные направления развития психотерапии. Анализируя подобные системы, прежде всего в постсоветком пространстве можно выделить следующие тенденции:
Направленность современных психопрактик носит социально-адаптирующий характер. Это приближает современные оккультные системы к психотерапии, которая в нашем культурном пространстве, не смогла выполнит соответствующую роль, ориентируясь преимущественно на наиболее зажиточные слои общества, т.е. людей которые и так обладают социальной адаптативностью.
В отличие от психопрактик <второй волны> современные психопрактики затрагивают заметно менее глубокие слои психики, что связано с большей коммерциализацией соответствующих систем, так и с общим ускорением темпа жизни. Люди просто не готовы использовать практики , рассчитанные на длительные сроки.
Современные оккультные и эзотерические системы в большинстве своем содержат намного меньше сакральных элементов, что во-первых связано с предыдущим выводом, а во-вторых характерно для мировоззрения эпохи постмодерна в целом.
Современные психопрактики в значительной степени впитали опыт и результаты психопрактик предшествующих волн.
ЛИТЕРАТУРА
Сафронов А.Г., Папирин Ю.А., Чернявская О.Ю. Проблемы правового регулирования деятельности религиозных организаций на Украине // Матер_али 10 Харк_вських пол_толог_чних читань: Зб. наук. ст. - Харк_в, 2000. - С.112-113
Сафронов А.Г. Эволюция представлений о духовности в эзотерических системах мира. // Post office. - Харьков: ХНУ, 1999.- С. 56-62.
Сафронов А.Г. Эзотер_чн_ психопрактики в рел_г_йних трад_ц_ях св_ту // Наук. вiсник ХДПУ: Сб.наук.пр. - 2000. - №6. - С.112-116.
Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. - СПб., 1998.