Я не имею постоянного доступа в Internet, поэтому обнаружив ваш сайт был удивлен и обрадован. Обсуждение проблемы атеизма в наше время - весьма редкое событие. Правда уровень обсуждения такой серьезной темы у Вас, как говорится, "от и до", но ведь и люди-то бывают разные! Как бы там ни было я решил отправить вам главу из своей книги (конечно же неизданной) под названием "Путь Личности". Книга затрагивает некотрые философские темы, не обходит и тему религии. Этот отрывок, мне кажется, должен подойти Вам по тематике. Если это так, то я готов к дальнейшему сотрудничеству.
Сергей Родин
БОГ: КТО ИЛИ ЧТО
Кто Ты, создатель и движитель судеб,
Вечных загадок великий творец,
Знающий все, что минуло и будет,
Знающий жизнь нам грядет иль конец?
Миг Твой рожденья, растянутый в вечность,-
Тайна начала Вселенной самой,
Срок Твоей жизни для нас - бесконечность,
Сущего смысл зачарован Тобой.
"Итак, вмещают ли Тебя небо и земля, если Ты
наполняешь их? Или
Ты наполняешь их и еще что-то в Тебе остается, ибо
они не вмещают Те-
бя? И куда изливается этот остаток Твой, когда
небо и земля наполнены?
Или Тебе не нужно вместилища, Тебе, который
вмещаешь все, ибо то, что
Ты наполняешь, Ты наполняешь, вмещая?.. И все, что
Ты наполняешь, це-
ликом Собой Ты все наполняешь. Но ведь все не в
состоянии вместить Те-
бя, оно вмещает лишь часть Тебя, - и все сразу
вмещают ту же самую
часть? Или отдельные создания - отдельные части:
большие - большую,
меньшие - меньшую? Итак, одна часть в Тебе больше,
а другая - меньше?
Или же повсюду Ты целый и ничто не может вместить
Тебя целого?"
("Исповедь" Блаженного Августина, епископа
Иппонского)
При осмыслении человеком самого себя и всего
сущего в Мире неизбежно возникает понятие Бога.
На протяжении всего периода духовной и
интеллектуальной деятельности человека вопросы
бытия решались с непременным участием этого
понятия. И сие в равной степени касается как
цивилизаций прагматичного Запада, так и
отрешенного от материального ми ра Востока,
касается это и срединной России.
Но понятие Бога в разное время и в разных местах
удивительным об разом трансформировалось и
вмещало в себя самый различный смысл - от
"просто" бессмертных существ-духов и до
трансцендентного и непознавае мого
всеобъемлющего Абсолюта.
Концепция Бога в человеческой мысли, да и во всей
его жизни, всегда имела огромное значение. На ее
основе создавались многочислен ные религиозные
и философские построения, лежавшие (и лежащие
ныне) в центре исторического движения
человеческого общества. Даосизм, конфу цианство,
индуизм, буддизм и их производные, зороастризм,
иудаизм, христианство, ислам, марксизм... - все они,
а так же другие рели гии-философии своим ядром
имели и имеют каждая свою концепцию Бога (и ли,
подобно марксизму, форму отрицания его, которая
тоже суть концеп ция Бога) и согласно нее
направляют развитие своего общества. Таким
образом, принятое обществом понятие Бога тайно
или явно, но существен но, а порой и решающе
влияет на его развитие, как внутреннее, так и
внешнее.
Но не только общество в целом, но и каждый человек
в отдельности не может полноценно развиваться не
определившись с этим понятием и не
приняв в конце концов для себя одну из
существующих концепций, или же
не сформировав своего, уникального отношения к
Богу. Без этого для не-
го становится невозможным не только
формирование полноценного мировоз-
зрения, но и настоящее самоосознание,
невозможным становится и полно-
ценное развитие его Личности. Неопределившийся
человек, находящийся
между верой и безверием - не развивается. Но
нельзя не упомянуть и о
том, что не способствует личностному развитию и
принятие ущербной кон-
цепции, уводящей человека от истинной цели его
жизни.
Итак, рассмотрим кого, или что человек называет
Богом и кому (че-
му) он с таким поистине непостижимым упрямством
поклонялся на протяже-
нии всего своего существования и продолжает
поклоняться ныне.
И да простит нас Господь, что мы вторгаемся в
святую святых, пы-
таясь разобраться в самой его сути!
Субстанция или существо?
Главный водораздел между различными трактовками
понятия Бога не-
сомненно проходит в вопросе о его, Бога,
личностной природе.
И в таком контексте имеется два подхода к этому
понятию. Первый -
признание Бога живым существом, обладающим
Личностью, хотя в той или
иной мере и трансцедентальным относительно
человека и материального
мира вообще. Второй подход заключается в полном
обезличивании Бога, и
тогда Бог - это некий Абсолют, субстанция,
абсолютно лишенная призна-
ков Личности, но тем или иным образом находящаяся
в контакте с мате-
риальным миром и обладающая определенным
влиянием на него.
Но все существующие концепции Бога не
укладываются только в раз-
граничение по признаку наличия-отсутствия
Личности. И уже в пределах
этих двух основных подходов имеется множество
вариантов, трактующих
понятие Бога весьма и весьма различно. Их можно
определенным образом
классифицировать и свести к перечисленным ниже
формализованным концеп-
циям.
Бог - Личность:
1) Высшее бессмертное существо.
2) Создатель и властитель.
3) Только создатель.
4) Только властитель.
Безличный Бог:
1) Всеобщая и единая сущность (Он - все).
2) Высшая субстанция Вселенной.
3) Созидающий первотолчок (cоздатель).
4) Высшая управляющая сила.
Рассмотрим вначале концепции Бога-Личности.
Среди них филогенети-
ческое первенство несомненно принадлежит
первой.
1) "Высшее бессмертное существо".
Понятие о неких бессмертных высших существах
возникло еще до на-
чала человеческой истории. (Хотя надо признать,
что они бывают и смер-
тны или относительно смертны. Например аборигены
Гренландии считали,
что любой самый могущественный Бог умрет, если
прикоснется к собаке,
может он умереть и просто от... ветра. У древних
вавилонян Боги умира-
ли так же, как люди, да и у самих греков в Дельфах
была известна моги-
ла Апполона.) Бог в такой концепции существует
вместе с человеком на
земле, или же (и) на небе (под землей). Он обладает
незаурядными,
сверхъестественными для человека,
способностями, но все же, по большо-
му, счету он не всемогущ, ибо, как правило, не он
создал Вселенную и
не обладает в ее пределах беспредельной властью.
Чаще всего он влав-
ствует в определенной местности, или области,
например стихийной.
Очевидно, что важнейшей особенностью этой
концепции является
НЕвсемогущество Бога. Он может очень многое, но
далеко не все.
В рамки данной концепции полностью укладываются
языческие боги,
будучи порой более похожими на людей, с их бедами
и проблемами, чем на
некие трансцедентные существа.
При наличии языческого понтеона богов, среди них,
как правило,
выделяется главный, высший Бог, но и его функции
более административ-
ны, чем бытиийны. Более всего он управитель и
надсмотрщик за подчинен-
ными ему богами, отвечающими в свою очередь
каждый за свою "вотчину",
и никак не всемогущий и тем более абсолютный
властитель вселенских су-
деб.
Таким образом, Бог здесь - более развитое, чем
человек (главным
образом - бессмертное) существо, стоящее на более
высокой ступени ми-
ровой иерархии, но существующее, тем не менее, по
общим с человеком
законам. Он не создал Мир и не влавствует в нем
абсолютно. Он лишь су-
ществует в нем, выполняя предназначенные ему
специфические функции.
2) "Создатель и властитель".
Эта концепция, в отличии от всех других, наделяет
Бога абсолют-
ным могуществом. Здесь Бог уже есть существо, для
которого нет НИЧЕГО
невозможного, все во Вселенной абсолютно
подвластно ему. Он - созда-
тель Вселенной. А до ее создания существовал
только он и ничего более,
и только от его воли зависило создание Вселенной.
Он существовал всег-
да, и его существованию не было начала и никогда
не будет конца. Он -
единственная вечная субстанция и единственная
по-настоящему значимая.
Он существует вне времени и пространства, ибо он
сам создал их.
Он всеведущ, так как все, что происходит имеет
начало в нем самом, и
ничего не может произойти помимо него, без его
ведома и высшей сан-
кции. Он контролирует все и всегда - от движения
галактик до колеба-
ния каждого атома, ибо он не только создал все
сущее, но и есть выс-
ший властитель надо всем существующим, та сила,
которая приводит в
движение все механизмы Вселенной. Он -
самодостаточен.
Такой Бог принципиально непознаваем и
сверхъестественнен, ибо лю-
бое естество, как и любое знание, по отношению к
нему вторично.
Это о таком Боге сказал протоиерей Сергий
Булгаков: "Бог есть
Творец мира, создавший его из ничего. Бог
всеблаженный не ищет в нем
для своего восполнения." (Хотя вопрос о
создании Вселенной из ничего
весьма спорен, из ничего не выйдет ничего. Он или
создал ее из себя
самого, ведь "Слово было у Бога", которым он и
создал Мир, или же из
субстанции, уже существующей вместе с ним, но это
отдельный разговор.)
Вселенная не может существовать без Бога, ибо
всецело и абсолют-
но зависит от него, своего создателя.
Человек в этой концепции - часть Вселенной,
созданной Богом, ко-
торый наделил человека разумом и дал свободу
выбора, но безусловно ос-
тавил свою абсолютную власть над ним. Человек
может проявлять свою
свободу лишь в пределах, поставленных ему Богом,
контролирующим не
только все его действия, но и сами его мысли, ибо
Бог - всеведущ.
Таким образом, человек и сама Вселенная -
проявление высшей бо-
жественной воли, они всецело принадлежат Богу и
зависят только от не-
го. Судьба каждого человека и всей Вселенной
решается им и только им.
Бог в данной концепции есть абсолютное, высшее,
разумное сущес-
тво, умеющее и знающее ВСЕ.
Остальные концепции Бога-Личности наделяют его
только частью то-
го поистине безбрежного могущества, каким он
обладает здесь, они раз-
деляют его функции как создателя и властителя и,
манкируя одной из
них, признают другую.
3) "Только создатель".
Подобная концепция, как и предыдущая,
предусматривает создание
Вселенной Богом. Вначале был только Бог и ничего
кроме него. По тем
или иным причинам он задумал создать Вселенную,
что успешно выполнил,
но... на этом и завершилось божественное активное
участие в ее судьбе.
Вселенная почему-то (по этому поводу могут
существовать самые разные
мнения) вышла из под его контроля и начала свое
автономное существова-
ние. По другой версии независимость созданной
Богом Вселенной - ее ес-
тественное свойство, или таков был
"первоначальный план".
Так или иначе, но Бог в такой концепции ныне
существует парал-
лельно Вселенной, не пересекаясь с ней, и может
лишь наблюдать за ее
жизнью, совершенно не имея возможности повлиять
на что бы то ни было в
ее пределах. Он именно не имеет возможности, а не
просто не желает
этого, ибо иначе автономность Вселенной была бы
условной, призрачной -
это был бы вариант предыдущей концепции
абсолютного Бога при его "не-
желании" вмешиваться.
Совершенно ясно, что Бог в рассматриваемой
концепции не абсолют-
но всемогущ, его власть простирается лишь в
пределах его функций, вер-
нее единственной функции - первоначального
творения. В этом есть не-
котрое сходство с первой концепцией личностного
Бога, как высшего бес-
смертного существа, где существуют ограничения
его деятельности.
Человек в данной концепции обладает настоящей
свободой и незави-
сим от "божественного провидения" и
"промысла божего", ибо он являет-
ся частью автономной Вселенной. Предназначение
же Бога тут однозначно
- создание Вселенной. И - все. Дальше он полностью
исключается из про-
цесса мирового развития, его просто нет для
Вселенной. (Хотя коррек-
тности ради надо упомянуть, что уже само создание
Мира есть контакт с
ним, означающий, как минимум, принципиальную
возможность взаимодей-
ствия со Вселенной, а значит включение такого
Бога в систему Вселен-
ной.)
4) "Только властитель".
Сия концепция отрицает создание Вселенной Богом.
Бог здесь не
создатель, а Вселенная либо существовала всегда
вместе с самим Богом,
либо возникла спонтанно, самостоятельно, без
малейшего его вмеша-
тельства в процесс миротворчества. Бог же
воспринял возникшую Вселен-
ной как данность и взял бразды управления ей в
свою десницу, или же,
если Вселенная не имела начала, был ее извечным
регулирующим началом.
Как бы это ни произошло, но ныне Бог есть
безраздельный власти-
тель Мира, и в его пределах он несомненно
всемогущ. Но объективно мо-
гущество его не абсолютно, ибо не он создал
Вселенную, а значит он не
держит в своих руках самое главное - ее жизнь,
существование которой
не зависит от божьей воли.
Но Бог всемогущ с точки зрения любого субъекта
Вселенной, ибо все
сущее в Мире абсолютно зависимо от него.
Полностью зависит от него и
человек, и в этом смысле для человека нет разницы
между таким объек-
тивно неабсолютным Богом и Богом-Абсолютом, ибо
оба они имеют над че-
ловеком равную и совершенную власть.
Принципиальный неабсолютизм Бо-
га-властителя для человека полностью
перекрывается, так сказать,
реальным абсолютизмом его мировой власти.
Бог-властитель может все ВО Вселенной, но не НАД
Вселенной, в
этом и есть суть концепции.
Теперь посмотрим, что представляют собой
концепции безличного Бо га.
1) "Единая сущность".
Эта концепция рассматривает Бога, как саму
Вселенную. Бог здесь -
безличная субстанция, существующая всегда и
включающая в себя ВСЕ.
Причем имеется два варианта бытия такой
субстанции. Первый пре-
дусматривает такое положение, когда Бог есть
сама Вселенная - и нет
разделения этих понятий, нет различия между
"его" и "ее". В этом слу-
чае трансцендентность Бога означает
трансцендентность Вселенной и, как
следствие, ее непознаваемость, а Истина такого
Бога-Вселенной может
быть дана человеку лишь неполностью и в
частностях. Это вариант мате-
риалистов-агностиков. Познаваемость же
Вселенной здесь означала бы
познаваемость самого Бога. Но это богословский
нонсенс, при этом не
остается ровным счетом ничего от религии. И сие
уже есть взгляд тради-
ционного материализма.
Второй вариант подрузамевает, что Бог есть нечто
большее, чем
Вселенная. И тогда вся Вселенная - часть
божественной субстанции и ма-
териальное проявление Бога.
В этом случае Вселенная является принципиально
познаваемой для
человека. Но он принципиально не в состоянии
познать всего Бога, кото-
рый, как и в первом случае, трансцедентален и не
дается в мате-
риальных ощущениях, а если точнее, то дается в той
части, которая вы-
ражена в его материальной ипостаси - Вселенной.
Этот вариант ближе уже
для агностиков-идеалистов.
Концепция "Единой сущности" вручает судьбу
человека самому чело-
веку, признавая его усилия в этом отношении
значимыми, а непосред-
ственное целенаправленное вмешательство Бога,
как правило, исключается.
Таким образом, данная концепция гласит, что ВСЕ
сущее есть Бог, и
нет НИЧЕГО вне его.
2) "Высшая субстанция Вселенной".
В этой концепции мы видим значительную
отстраненность Бога от ма-
териальной части Вселенной, то есть от Вселенной
как таковой. И здесь
Бог уже не включает Вселенную в себя, а
существует в ней, или сосущес-
твует с ней.
Бог и Вселенная находятся в контакте друг с
другом, и человек,
используя такой контакт, имеет возможность
прикоснуться к той высшей
Истине, обладателем которой является
божественная субстанция. Совер-
шенно очевидно, что Бог здесь и есть Истина, та
Истина, которая отсут-
ствует в самой (материальной) Вселенной.
Сама же божественная субстанция совершенно
нематериальна и тран-
сцендентна. Материальный уровень (чего бы то ни
было) не имеет никако-
го отношения к Богу и не является его
проявлением, в отличии от кон-
цепции "Единой сущности".
Здесь человек тоже свободен и полностью властен
над своей
судьбой, "улучшить" которую он может
приблизившись, насколько возмож-
но, к Богу-Истине.
3) "Созидательный первотолчок".
В данной концепции просматривается явная
аналогия с "Создателем",
но в отличии от нее, Бог здесь - БЕЗЛИЧНЫЙ
создатель. Можно сказать
даже, что такой Бог - превентивная способность
Вселенной к самовозник-
новению. Все функции Бога сводятся к одной -
первоначальному импульсу,
дающем начало бытию времени и пространства, а сам
он есть изначальное,
внебытийное свойство Вселенной, своего рода
безипостасный зародыш все-
го сущего, существующий (если тут вообще
применимо это слово) до, а
следовательно и вне, пространства и времени.
Для человека такой Бог - понятие чисто
теоретическое, отвлечен-
ное, не имеющее никакого реального и
практического наполнения, ибо су-
ществование такого Бога для него равноценно его
отсутствию. Он непоз-
наваем и непроявляем в мировом бытии.
В подобной концепции Бог есть начало Вселенной,
он абсолютно вне-
материален (в любом смысле) и, кроме Начала, он
нигде, ни с чем и ни в
чем.
4) "Высшая управляющая сила".
Здесь тоже очевидна аналогия, на этот раз с
"Властителем", но
этот Бог лишен Разума, он управляет Миром исходя
не из своей Личности,
как это делает "Властитель", а основываясь
на изначальном Законе Все-
ленной. И даже более того, Бог и Закон
существования Вселенной здесь
понятия индентичные.
Таким образом, Бог присутствует везде и во всем,
управляет всег-
да и всем, ибо сей Высший Закон не обойти, так как
Вселенная сущес-
твует только в нем и с ним, исключения невозможны.
Закон существования Вселенной (или Бог) локально
проявляется в
законах физических, химических и других,
представляющих собой ее час-
тности. Бог - изначально присущее Вселенной
свойство, суть которого в
настоящей динамичной форме ее существования.
Человек в данной концепции бесконечно зависит от
Бога, ибо он,
человек, часть вселенского бытия, полностью
определяемого таким Богом.
Человек живет в Мире, существующем по Богу и
никак иначе, но он не
ощущает гнета зависимости от него, ибо Бог
абсолютно объективен, как
может быть объективным лишь Высший Закон,
изначально лишенный всех
признаков Личности и сам являющийся высшей
объективностью. Человек
свободен в рамках такого Закона, но вне этих
рамок нет ничего. Это
"вне" было бы другой вселенной,
существование которой для человека,
живущего во вселенной этой, не имеет смысла, как,
впрочем, и для са-
мой "этой" вселенной.
Отсутствие рамок Бога-Закона тоже не имеет
смысла, так как сие
однозначно означало бы и отсутствие самой
Вселенной. Существование же
Вселенной подрузамевает и означает наличие
Закона ее существования.
Таким образом, в данной концепции Бог есть Закон,
по которому су-
ществует Вселенная. Он во всем и все с ним.
При рассмотрении понятия Бога, кроме собственно
концепций Бога,
важнейшую роль играют его отношения с Миром. Без
определения этих от-
ношений невозможно полноценно сформулировать ни
одну из его концепций.
Отношения Бога и Вселенной
Все множество вариантов отношений Бога и
Вселенной можно свести к
четырем, основанным на иерархическом главенстве
одного из них или их
равенстве.
Вот эти четыре варианта:
1) Бог и Вселенная существуют абсолютно
независимо друг от друга.
|
|
2) Бог является составной частью
Вселенной.
|
3) Вселенная - часть Бога.
|
4) Бог и Вселенная - единая и равная сущность.
ВСЕЛЕННАЯ = БОГ |
Следует отметить, что фактически весь спектр
отношений
Вселенная-Бог сводится даже не к четырем
представленням выше вариан-
там, а к трем последним из них. Первый же вариант
необходим лишь как
теоретическая отправная точка для их
рассмотрения, являясь своеобраз-
ной абсолютизированной основой для сравнения, в
действительности прин-
ципиально невозможной.
* * *
Итак, рассмотрим, что же представляет собой такая
"отправная точ-
ка".
1) "Бог и Вселенная абсолютно независимы".
Выдвинув утверждение абсолютной незавивимости
Бога и Вселенной,
выражаясь корректно, уже невозможно говорить об
этом, как о варианте
их отношений, ибо в подобном случае таких
отношений не существует. К
тому же здесь нельзя не усмотреть прямой
параллели с вопросом о мно-
жественности вселенных, ибо обе эти проблемы
(существование иных все-
ленных и обоюдная независимость Вселенной и
Бога) принципиально сво-
дятся к одному и тому же - вопросу о существовании
НЕЧТО вне Вселенной.
Если допустить, что это "нечто", назовем его
Богом, все же где-то
существует, причем существует вне любых
контактов со Вселенной, то мы,
рассматривая его, неизбежно должны вынести свою
умозрительную точку
наблюдения за сей картиной из Вселенной вовне, и
наше положение (и вы-
воды) как наблюдателя при этом невозможно было бы
назвать ни субъек-
тивным, ни оъективным. Оба эти понятия
принадлежат Вселенной и имеют
смысл только в ее пределах. В данном же случае мы
вынуждены были бы
принять аксиому существования объективности
второго порядка, что прин-
ципиально противоречит самому понятию
объективности, как категории аб-
солютной. Кроме того, объект "более высокого
порядка объективности" не
имеет смысла потому, что сам "высший
порядок" его относительно Вселен-
ной может быть определен лишь в сравнении с ней, а
сравнение есть кон-
такт - со всеми вытекающими из этого
последствиями.
Субъективность же чего бы то ни было оценивается
относительно
этой самой абсолютной категории. Исходя из всего
сказанного придется
признать, что подобный эксперимент, пусть даже
умозрительный, невозмо-
жен, ввиду неопределимости общих координат для
такого внешнего наблю-
дения (и, как их проявления, той самой вынесенной
точки наблюдения).
Оставаясь же в пределах Вселенной, мы не можем
признать существо-
вание чего бы то ни было, кроме нее, будь то иная
вселенная, или Бог.
Дело в том, что все, что так или иначе не
контактирует с Вселенной, а
вернее сказать - что никогда и принципиально не
может вступать с ней в
контакт, НЕ СУЩЕСТВУЕТ для нас (и субъективно, и
объективно). И поэто-
му такого "постороннего" Бога для нас, так
же, как и для Вселенной,
просто нет.
Все это, естественно, не касается той субстанции,
которая не кон-
тактирует (даже совершенно) со Вселенной в данное
время, но в опреде-
ленный момент, или в определенных условиях может
вступить с ней во
взаимодействие. Такая гипотетическая
"выжидающая" субстанция есть,
несмотря на свою изоляцию, равноправная часть
нашей Вселенной.
Все то, что тем или иным образом взаимодействует
со Вселенной,
или принципиально может с ней взаимодействовать,
все то, что мы можем
каким-либо образом обнаружить, зафиксировать,
определить по явным или
даже косвенным признакам, все это безусловно
относится к самой Вселен-
ной, все это - ее полноправная часть. Тот факт, что
с "этим" возможен
какой-то (любой) контакт, говорит о том, что
"это" существует по гло-
бальным законам именно нашего мироздания, для
нас объективно един-
ственно возможного. Естественно признать, что
даже сам факт существо-
вания чего-то уже говорит о принадлежности его к
единственно сущес-
твующей Вселенной.
Таким образом, понятия "иная Вселенная" и
"абсолютно независимый
от Вселенной Бог" для нас не имеют смысла ни
теоретически, ни тем бо-
лее практически.
Ну а если предположить наличие контакта между
Вселенной и Богом,
то их взаимоотношения можно выразить в трех
рассматриваемых ниже ва-
риантах.
2) "Бог - составная часть Вселенной".
Если предположить, что не Бог создал Вселенную,
или он создал ее
не из себя самого, а из некой субстанции,
изначально существующей
вместе с ним (хотя такое создание не может
считаться собственно творе-
нием Мира, скорее это будет лишь этап ее развития
- переход одного
состояния субстанции, то есть собственно Бога, в
другое), то их отно-
шения неизбежно будут развиваться в пределах
рассматриваемого вариан-
та. А он предполагает включение Бога в систему
Мироздания составной
частью, его функциональным элементом. Как
правило, обязанности такого
Бога во Вселенной достаточно строго определены,
и уж во всяком случае
ограничены.
Типичным примером подобных отношений является
язычество, в кото-
ром боги подприродны и занимают свою, вполне
определимую, бытиийную
нишу. При этом не важно - варварское это
язычество, или просвещенное
(например эллинское). Даже многомудрые
приверженцы язычества принима-
ли подобную ограниченность своих богов как
должное, воспринимая божес-
твенное всемогущество как нелепицу. Это видно,
например, из "Октавия"
Минуция Феликса, написанного в конце второго
века, где он критикует
нарождающееся христианство с языческих позиций:
"Они (христиане -
авт.) говорят, что их бог, которого они не могут ни
видеть, ни другим
показать, тщательно следит за нравами всех людей,
делами, словами и
даже тайными помышлениями каждого человека,
всюду проникает и везде
присутствует. Они представляют его постоянно
беспокойным, озабоченным
и бестыдно любопытным, ибо он присутствует при
всяких делах, находит-
ся во всяких местах." Думается, что комментарии
тут излишни.
Сюда относятся и многие верования диких племен,
несколько отли-
чающиеся от традиционного язычества. Например
асматы из Новой Гвинеи.
Они не верят ни в Бога, ни в дьявола, верят они
только в дух предка.
Только умершие предки могут вмешиваться в их
земную жизнь и совершать
одни, находящиеся на первом уровне загробного
мира, - добро, другие,
сумевшие достигнуть высшего уровня, - зло
(кажется, асматы значи-
тельно ближе к истине в этом вопросе, чем
умудренные богословы миро-
вых религий!). Но предки у асматов уже бессмертны
и наделены сверхъес-
тественными свойствами, и их верования вполне
вписываются в рассматри-
ваемый вариант.
Но данный вариант не ограничивается язычеством.
Может показаться
странным, но его примеры мы можем обнаружить и в
христианстве! Конеч-
но не в официальной догматике его главных
конфессий, а в еретических
ответвлениях, таких, как известное учение
Феодосия Косого. А он отри-
цал какое бы то ни было участие Бога в сотворении
Вселенной, возник-
шей самобытно из неизменных и вечных
первоэлементов - стихий, и этим
ставил его в подчиненное Мирозданию состояние.
Бог же у Феодосия Косо-
го абсолютно трансцедентален, сущностно не
соединим с плотью - мате-
риальным миром, но он, тем не менее, контактирует
с ним, хотя бы че-
рез человеческое сознание, являясь второй,
нематериальной ипостасью
Вселенной.
Если рассмотреть учение оригинального немецкого
философа Я.Беме,
то мы увидим, что он признавал нечто более
первичное, чем Бог. Сам бо-
жественный Мир по Беме первичнее личного Бога,
который у него есть
лишь часть Природы.
Своеобразной компиляцией язычества и
христианства является уче-
ние мормонов, исповедующих многобожие под
предводительством главного
"христианского" Бога и, как следствие, оно
тоже вписывается в рассмат-
риваемый вариант вселенско-божественных
отношений.
Современный нам мунизм - явление противоречивое,
в том числе и в
своих догматах. Но в своем пределе Волли мунизма
вписывается именно в
рассматриваемый вариант, ибо, хотя Бог здесь и
создал Мир, но он не
всемогущ, не абсолютен, более того: над ним самим
существует еще неч-
то - двойственная первооснова Сунг Санг и Хьюн
Санг, в развитии и дви-
жении которой возник сам Бог, создавший
впоследствии материю с по-
мощью опять-таки этого вечного начала. Таким
образом, онтологическая
цепочка мунизма первооснова-Бог-материя
представляет собой лишь этапы
развития и одновременно уровни Вселенной, а Бог
есть ее составляющая.
Основной чертой этого варианта (и вписывающихся
в него учений)
является существование Бога по общемировым
законам и только в их пре-
делах, как и полагается всем элементам единой
великой Вселенной, кото-
рая и есть (а не Бог) первооснова всего сущего.
3) "Вселенная - часть Бога".
Несмотря на постулируемую сверхъестественность
Бога и всяческую
(конечно не умышленную) маскировку предыдущий
вариант сильно попахи-
вает материализмом. Вариант же "Вселенная -
часть Бога" в этом не за-
подозришь и при большом желании. Он изначала
отталкивается от утвер-
ждения, как минимум, первородности идеального
Бога.
И здесь уже все, что мы знаем как Мир - вторично.
Все сущее есть
лишь эманация вездесущего Бога - субстанции, не
ограниченной рамками
Вселенной. Бог гораздо, неизмеримее больше, чем
Мир. Иначе и быть не
может, так как он, как правило, и создал его, и
создал из себя, ибо не
было ничего кроме него до момента создания, но
нет ничего кроме него и
ныне, ведь все существующее - часть его. Бог в
любой момент может
уничтожить созданное им, или изменить форму его
существования, что бу-
дет для Вселенной (и человека) равносильно
уничтожению. Сказать, что
Бог здесь всемогущ - ничего не сказать, он более,
чем всемогущ, он -
ВСЕ!
Большинство религий развиваются как раз в
подобном варианте отно-
шений Бог-Вселенная, предполагающем наибольшую
свободу мистическим
воззрениям, весьма привлекательным для любой из
них. Среди них и ос-
новные мировые религии - христианство, буддизм и
мусульманство.
Сюда относится и такое отвлетвление буддизма,
как ламаизм, однов-
ременно признающий "тактическое"
многобожие, впрочем как и индуизм, в
котором можно насчитать до 3399 богов. Но это не
мешает им считать ма-
териальный мир только частичным проявлением
высшей субстанции, а в
буддизме и вовсе - иллюзорным ее проявлением.
Высшая субстанция до
конца не познаваема, ибо познаем мы ее с позиций
нашего "второсортно-
го" или даже "несуществующего"
материального мира. Высшая же субстан-
ция вечна и неопределима, она не имеет свойств, а
значит и Личности.
Религии Бога-Личности обычно тоже относятся к
рассматриваемому
варианту: христианство, ислам, зороастризм.
Последний хотя и говорит и
о двубожии Добра-Зла, но Мир в нем, тем не менее, -
лишь их вторичное
проявление. Да и в древнем Египте над обширным
пантеоном низких бо-
жеств, предназначенных для удовлетворения
запросов нижних слоев еги-
петского общества, возвышался настоящий единый
Бог - бессмертный, не-
сотворенный и сокрытый для простых смертных,
всемогущий творец всего
сущего.
Сюда относятся и нетипичные "выплески" из
концепций безличного
Бога и Бога-Личности. Например последователи
духовных христиан - моло-
кане, не признающие, не смотря на свое
христианское происхождение,
Личность Бога, или школа Бхагаватам в индуизме,
напротив энергично ра-
тующая за Бога-Личность.
Примером подобного варианта является и
своеобразная компиляция
трех основных монотеистических религий под
названием караизм, постула-
ты которого зиждятся на догматах иудаизма,
христианства и ислама.
Но, несмотря на различия в догматике и традициях,
все эти рели-
гии роднит одно - отношение ко Вселенной как к
вторичному явлению,
эманации божественной субстанции, включающей в
себя лишь ЧАСТЬ сущес-
твующего - принципиально непознаваемого до конца
бесконечного Бога. В
этом - суть данного варианта отношений Бог-
Вселенная.
4) "Бог и Вселенная - единая и равная
сущность".
Это пожалуй самый простой и интересный вариант,
поскольку он уди-
вительным образом объединяет и религиозные
версии мироустройства, и
самый грубо-прямолинейный атеизм!
Квинтэссенцию его можно сформулировать одной
фразой:
"Вселенная есть Бог".
И, таким образом, любой элемент Вселенной
является неотъемлемой
частью Бога. Не односторонним проявлением на
каком-то уровне, а пол-
ноправной его составляющей. Из комплекта
(возможно и бесконечного) та-
ких составляющих состоит такой Бог-Вселенная, и
ни из чего более, ни
каплей больше, но и ни каплей меньше.
Человек в этом случае тоже часть Бога, он несет в
себе часть его
могущества, но и, как любая часть, вторичен и
зависим от целого, в
данном случае - зависим абсолютно.
Вариант сей включает концепции и безличного, и
личного Бога (то
есть в данном случае: Вселенную, как живое
разумное существо).
Примером можно привести плебейско-революционный
лагерь Реформа-
ции в Германии, возглавляемый Томасом Мюнцером,
который пошел дальше
Лютера и вплотную приблизился к совершенному
отождествлению Бога с Ми-
ром и, как следствие, к самому атеизму.
Cюда же относится и Церковь "Христианская
наука", в свое время
основанная Мери Бекер. Основным постулатом ее
является утверждение,
что кроме духа в мире нет ничего, то есть все
сущее есть дух (Бог).
Типичным примером рассматриваемого варианта
является яркая кон-
цепция Мартинуса. Его Вселенная есть живое
существо, обладающая вер-
ховной Личностью и сама являющаяся всемогущим
Богом.
Из определенно безличных концепций к этому
варианту можно отнес-
ти китайский даосизм, хотя и с некотрыми
оговорками, ввиду неявности
определения в нем вселенско-божественных
отношений. Но все же описа-
ния даосизмом великого Дао (глобального закона)
позволяют отождес-
твить его с самим Миром.
Ну и, как говорилось выше, к рассматриваемому
здесь варианту от-
носится сам вечный и ничем не истребимый атеизм
во всех своих оттен-
ках, включая самый воинственный и агрессивный.
Атеизм, хотя и не приз-
нает существование любого Бога, все же признает
его, если этим терми-
ном назвать (обязательно безличную!) Вселенную,
ведь не против же сло-
ва как такового он выступает!
Итак, данный вариант означает абсолютное
равенство Бога и Вселен-
ной, при признании такого Бога-Вселенной либо
разумным существом, ли-
бо "просто" субстанцией.
Несмотря на то, что все религиозно-философские
учения в основном
вписываются в представленные выше варианты
бого-вселенских отношений,
среди них возможны различные "перетекания"
из одного варианта в дру-
гой, а так же компиляции (например индуизм с его
абсолютизмом и, од-
новременно, многобожием). Впрочем подобное
характерно для религиоз-
но-философских течений как таковых, и
безотносительно к рассмотренным
вариантам.
* * *
Тут я должен, опять-таки во имя корректности,
сделать небольшое
критическое отступление и вернуться к
концепциям Бога-Личности.
Дело в том, что рамках третьего и четвертого
вариантов отношений
Бог-Вселенная ("Вселенная - часть Бога" и
"Вселенная и Бог - единая
сущность") существование в любой форме
Бога-Личности невозможно, ибо
невозможно существование абсолютно высшей
Личности, что подрузамевают
оба эти варианта. Обязательным условием
формирования и существования
Личности является ее СОСУЩЕСТВОВАНИЕ! А для
этого должно быть еще неч-
то, кроме Бога-Личности, ибо Личность не
возникнет вне сравнения,
только за счет внутренних ресурсов. Само по себе
осознание своего "Я"
предполагает обязательное наличие контактов как
минимум с равными се-
бе. А сие невозможно при постулированной в
упомянутых вариантах абсо-
лютности Бога. С насильственным же введением
подобных Богу абсолютных
существ, мы безусловно приходим к парадоксу
"объективности второго по-
рядка".
Вообще-то приведенные утверждения нельзя
опровергнуть, можно их
лишь проигнорировать и отбросить. Религиозные
философы так и посту-
пают, когда в своих трудах постулируют
изначальное существование выс-
шей Личности. Потому подобные концепции -
концепции личностного Бога -
существуют и в рамках третьего и четвертого
вариантов. И мы рассматри-
ваем их, хотя и в хотя и имеем при этом в виду
приведенные выше рас-
суждения.
Где же Бог?
Есть ли Бог? Этот вопрос по праву можно назвать
вечным. Им зада-
вались еще философы древней Эллады, и, вероятно,
они были не первыми.
Но, оказывается, ответ на него напрямую зависит
от того смысла, кото-
рым наполняется сие понятие.
Это может показаться странным, но каждый человек
может совершен-
но уверенно дать на подобный вопрос
положительный ответ. Бог сущес-
твует, если... А вот дальше следуют самые
различные объяснения - в за-
висимости от того, что же подразумевает под этим
понятием данный чело-
век.
С человеком верующим все довольно просто.
Верующий не задумы-
ваясь выберет ту концепцию, которая определяется
исповедуемой им рели-
гией. Но это же самое сможет сделать и
совершеннейший атеист, он тоже
сможет указать на соответствующую его
убеждениям концепцию, если он
только не "вульгарный" материалист, в
принципе отвергающий само по се-
бе ни в чем не повинное слово "Бог".
Так когда же убежденный, но не ортодоксальный
атеист сможет отве-
тить на этот вопрос "да"?
Разберем вкратце концепции Бога, начная с
личностных.
Концепция "Высшее бессмертное существо" в
чистом виде несомненно
должна быть им отвергнута, ибо нет никаких
доказательств существова-
нию сверхъестественных (именно
"сверхъестественных", а не "высших")
относительно человека существ во-первых и весьма
сомнительна вселен-
ская целесообразность их существования вообще
(зачем же тогда
человек?) во-вторых. Кроме того, такое существо
(или существа) вписы-
вается во все вселенские законы и называть его
Богом - просто вносить
путаницу, это - живые существа, отличные от
человека.
Концепция "Создатель и властитель" не
приемлема ввиду невозмож-
ности существования высшей абсолютной Личности
и, вытекающей из этой
концепции, объективной ненужности человека (если
только как игрушки
такого Бога) и его фатальной и всецелой,
унижающей его достоинство,
зависимости от другого разумного существа - Бога.
"Только создатель" - концепция, невозможная
по той же причине на-
личия у Бога несравниваемой Личности. Невозможно
бытие существа, обла-
дающего Личностью, до появления чего-либо еще
(Вселенной), невозможно
и появление у него Личности после этого, ибо
данная концепция лишает
Бога любой возможности контакта со Вселенной. А с
другой стороны, ес-
ли Бог создал Вселенную, то он уже вступил в
контакт с ней, а значит
включился в ее пределы, стал единицей ее. Но: из
чего же он создал
Вселенную, если существовал только он - только из
себя? Эта концепция
- неразрешимый клубок противоречий.
Гораздо более реально выглядит концепция
"Только властитель",
предусматривающая управление всеми вселенскими
процессами некой выс-
шей Личностью. Здесь стоит задуматься и провести
параллель между та-
ким Богом и единым информационным полем
Вселенной. Они имеют много об-
щего - и статус "высшего", и наличие Личности,
различаясь в одном, но
существенно: концепция "властителя" говорит
о всемогуществе Бога, выс-
шая же Личность, формирующаяся на основе единого
информационного поля
Вселенной (ЕИПВ представляет собой
информационную матрицу-слепок физи-
ческого уровня Вселенной и является основой для
создания Личности Все-
ленной - соборной общности достойных этого
человеческих Личностей.) не
всемогуща, хотя ее сила и власть постоянно
растут. Здесь мы видим не-
котрое смещение в сторону первой концепции, хотя
ЕИПВ нельзя назвать
сверхъестественным по отношению к человеку, да и
вообще существом (тем
не менее это бессмертная Личность, обладающая
большим могуществом).
Таким образом, даже убежденный атеист с полным
основанием можем
назвать Личность, созданную на основе ЕИПВ, Богом
и формально отнести
его к стыку первой и четвертой концепций.
Теперь обратимся к концепциям безличного Бога.
Здесь мы видим
удивительную картину. Любая из четырех концепций
может быть признана
истинной, ибо каждая из них находит
подтверждение с точки зрения мате-
риалистического подхода и теории ЕИПВ!
Возьмем, например, концепцию "Единая
сущность", говорящая о том,
что все сущее - (безличный) Бог. Здесь без всяких
натяжек, связанных с
проблемой высшей Личности, мы можем назвать
Богом Вселенную, которая и
есть все!
Концепция "Высшая субстанция",
провозглашающая существование неч-
то, обладающего высшей мудростью (информацией), в
главном не противо-
речит теории ЕИПВ, где единое информационное
поле (само по себе, без
сформированной на нем Личности) и есть такой
"всезнающий" Бог, да и
нематериальная, в узком понимании, природа ЕИП в
общем соответствует
положению этой концепции об отстраненности Бога
от материи.
Обращаясь к концепции "Созидательный
первотолчок", нельзя не
признать ее практически полную вписываемость в
материалистическое ми-
ропредставление. Исходя из этой концепции,
вполне можно признать, что
Бог - это превентивное свойство Вселенной к
самовозникновению, что в
общем-то не противоречит представлениям,
изложенным в настоящей книге.
И остается последняя концепция - "Высшая
управляющая сила". Не
вызывает сомнения, что такая сила существует, она
вполне реальна и
имеет название. Это глобальные Принципы
Вселенной, управляющие разви-
тием и самим существованием нашего Мироздания.
Эти Принципы в данной
концепции и есть Бог.
Итак, на вопрос "есть ли Бог" может дать
положительный ответ не
только верующий, но и атеист. Да, скажет он, Бог
существует... Но
только если он представляет собой:
- Личность единого информационного поля
Вселенной (имея в виду
личностного Бога);
- Саму Вселенную;
- Единое информационное поле Вселенной как
структурную единицу -
уровень Мироздания;
- Свойство Вселенной - способность к
самовозникновению;
- Глобальные Принципы-свойства Вселенной (три
последних - при
безличном Боге).
Все перечисленные категории имеют полное право
называться Богом
без противоречий с материальной реальностью.
Любой самый заядлый мате-
риалист может выбрать (если по какой-либо
причине, например психологи-
ческой, ему это понадобится) "своего Бога"
без риска оказаться в пле-
ну религиозных догматов, и такой Бог будет вполне
реальной силой, на-
полненной определенным содержанием и при этом
полностью вписывающимся
в само понятие "Бог". Но это будет уже не
религиозная, в лучшем слу-
чае основанная на богословских аксиомах, вера в
Бога, а осознанная
уверенность в существовании его, взрощенная на
конкретном знании.
В заключение остается добавить, что в
зависимости от концепции
"реального Бога" материалистов его
отношения могут строиться либо по
варианту "Бог и Вселенная - единая сущность"
(это относится к концеп-
ции Бога-Вселенной), либо по варианту "Бог -
часть Вселенной" (все ос-
тальные). Оставшиеся два варианта представляют
лишь теоретическую цен-
ность, ибо в реальности невозможны.
Сергей Родин
Нижний Новгород