Тезисы на тему

“атеизм, как религия, и его современное состояние”

1. Атеизм - это религия. Утверждение “Бога нет” для атеиста не теорема, а аксиома, принимаемая без доказательств, то есть - на веру.

2. В настоящее время атеизм не является полноценной религией. “Религиозное чувство” (под которым следует понимать совокупность всех не-материальных потребностей человека) требует от любой религии быть способной удовлетворять следующие базовые запросы человека:

  1. Иметь полную и непротиворечивую картину мира и своего места в нем.
  2. Видеть смысл и цель своей жизни.
  3. Иметь предписания, принципы и примеры для принятия решений в различных типовых жизненных ситуациях.
  4. Ощущать себя членом общности, разделяющей его основные взгляды и практики.
  5. Иметь средства и источник помощи для решения практических проблем в своей жизни.
  6. Иметь средства и источник помощи для решения психологических проблем в своей жизни. Важнейшие из этих проблем - страх смерти, чувство экзистенциального одиночества, чувство вины, отсутствие надежды.

Атеизм сможет считаться полноценной религией лишь тогда, когда сможет полноценно удовлетворять запросы своих приверженцев по всем указанным пунктам.

Таким образом, весь пафос атеизма, как религии, можно выразить одной известной фразой: “Нам эта гипотеза не понадобилась!” Гипотеза о Боге не нужна атеисту для того, чтобы решать любые свои практические, психологические и экзистенциальные проблемы.

3. Как религия, атеизм по природе своей не может быть ортодоксальным, но обязан быть ортопраксическим: с точки зрения атеизма, не важно, что ты думаешь и во что веришь, важно, как ты действуешь. Поэтому атеистическая пропаганда должна быть направлена не на борьбу с неверными идеями, а на борьбу за правильное действие. Недостаточно просто сказать “Бога нет”. Важно понять, какая стратегия жизни следует из этого утверждения, и еще важнее - жить, следуя этой стратегии.

4. Поэтому атеистическая философия необходима как теоретический инструмент атеизма. Она должна отвечать на вопросы 2.1 и 2.2., и для этого должна включать непротиворечивые и последовательные онтологию, теорию познания, метафизику, телеологию, этику и эстетику, построенные на основе принятого постулата “Бога нет”.

4.1. Атеистическая онтология должна дать рациональное обоснование объективного характера бытия в мире без опоры на идею Бога. На сегодняшний день эта задача не имеет удовлетворительного решения.

4.2. Основная задача атеистической теории познания заключается в том, чтобы объяснить наблюдаемый баланс между объективным практическим значением наших представлений и субъективным способом их формирования. На сегодняшний день эта задача не имеет удовлетворительного решения.

4.3. В чисто позитивистской Вселенной, наполненной лишь научными фактами и моделями, человек не может разрешить свои экзистенциальные проблемы, поскольку такая Вселенная не может быть описана в антропоморфных категориях цели и смысла. Наука и этика – два противоположных полюса пирамиды представлений, и, следовательно, связать их может только некоторая специальная промежуточная дисциплина - мета-наука (или пра-этика), которую удобно называть привычным термином “метафизика”. Задачей атеистической метафизики должно являться антропоморфное описание научной картины мира, получаемое путем целенаправленных (но корректных, то есть не противоречащих известным фактам, а также атеистическому постулату) обобщений научных данных и принципов. Представляется, что такая метафизика – единственный способ избежать логического дуализма в вопросе о смысле жизни. Ведь, если физика и биология не допускают целеполагания в принципе (даже в зародыше!) - откуда оно возьмется у человека? Только от Бога (внешнего нематериального источника смысла)! Значит, пуристический материализм автоматически приводит либо к признанию дуализма души и тела, либо к отказу от надежды на обретение смысла. На сегодняшний день эта задача просто не рассматривается.

4.4. Целью атеистической телеологии является определение корректных способов нахождения целей и смыслов, а также собственно определение этих смыслов для наиболее актуальных типовых ситуаций (цель и смысл человеческой жизни, существования человечества, существования мира и т.п.). При этом атеистическая парадигма предполагает, что в природе нет ни смысла, ни цели до того, пока их не привнесет (спроектирует) туда сам человек из своего внутреннего мира. Однако, привнесение смысла в природу не может рассматриваться как совершенно произвольный акт человеческого волюнтаризма, поскольку не все предметы можно наделить смыслом и провозгласить целью, а лишь некоторые, сообразные с тем, что человеческое существо в соответствии со своей внутренней природой в качестве таковых принять готово. Таким образом, получается, что, хотя в природе без человека ни цели ни смысла нет, тем не менее, их нужно не изобретать, а искать, как если бы они были в мире изначально и существовали объективно. Это связано с тем, что само субъективное объективно обусловлено своим происхождением из объективного. А описание этой обусловленности, как было сказано выше, есть предмет и задача атеистической метафизики. В виду отсутствия необходимой метафизики, на сегодняшний день эта задача также не имеет удовлетворительного решения.

4.5. Атеистическая этика должна дать обоснование принципов и правил поведения человека, исходя из картины мира, формируемой атеистической метафизикой, и целей, определяемых атеистической телеологией. Задача обоснования этики без опоры на внешний предписывающий авторитет – чрезвычайно сложна. Ведь при этом требуется объяснить, почему человек должен добровольно налагать на свою свободу какие-либо ограничения, если никто, кроме него самого, не может этого от него потребовать. На сегодняшний день даже возможность решения такой задачи многим представляется весьма сомнительной.

4.6. В то время как этика определяет систему предпочтений в области действия, эстетика должна определять систему предпочтений в области человеческого восприятия. Основная проблема построения атеистической эстетики заключается в том, чтобы описать эстетические феномены как часть единой атеистической картины мира, иначе в сфере эстетики также неизбежно возникает дуализм, противоречащий атеистической аксиоме, как и в сфере телеологии. На сегодняшний день и эта задача не имеет удовлетворительного решения.

5. Атеистическая церковь необходима как практический инструмент атеизма. (Видимо, наиболее спорный тезис.) Как показывает опыт других религий (многие из которых – например, буддизм - также раньше не имели такого института, как церковь), необходимость создания церкви, как организации, вытекает из необходимости решать проблемы 2.3 – 2.6.

Кроме того, существует и вопрос о социально-правовой защищенности верующих. В ныне существующем законе о религиях в качестве “традиционной религии на территории России” назван даже баптизм. Но там нет и упоминания о самой массовой религии XX века – об атеизме! Это законодательная база для того, чтобы постепенно превратить атеистов в гонимое и преследуемое религиозное меньшинство.

Заключение.

Целью данной работы являлась лишь постановка на повестку дня ряда вопросов, связанных с неудовлетворительным состоянием современного атеизма. Конечно, осознавая необходимость решать эти вопросы, я в других своих работах пытаюсь предложить и конкретные ответы, которые мне кажутся более удовлетворительными с изложенных выше позиций, чем другие известные мне подходы. Однако, поскольку в данной работе я пытаюсь убедить читателя лишь в необходимости полной ревизии существующих теории и практики атеизма, а не в правильности “моего” варианта атеизма, мои собственные взгляды на то, как следует решать затронутые проблемы, здесь не излагаются.

Юрий Ракита, март 2001.