Исповедник Путина любит иномарки
Загадочная
персона нового президента становится все ближе и
ближе народу. Он уже представился как "сын",
"ученик", "разведчик", "демократ" и
"семьянин". Но единственный источник, откуда
можно почерпнуть скупые сведения о
президентских пристрастиях, привычках и
взглядах, - сборник его интервью "От первого
лица. Разговоры с Владимиром Путиным", недавно
выпущенный издательством "Вагриус", - имеет
существенный пробел. До сих пор никто не
рассказал об отношениях бывшего чекиста с
Церковью и ее иерархами. Эта важная и абсолютно
неизвестная сторона жизни Путина раскрывается
нами благодаря тому, что нашелся
священнослужитель, который является его
исповедником, или духовником. Вспомним: духовник
царя нередко определял судьбы российской
империи.
Итак, духовником Путина является некий
архимандрит Тихон, настоятель Сретенского
монастыря, расположенного в центре Москвы - на
Лубянке, в полукилометре от здания ФСБ РФ, что
само по себе символично.Начнем с короткого
интервью, которое взял у него корреспондент FLB:
- 26 марта состоялись выборы президента России.
Вы голосовали?
- Да, впервые в жизни. Я никогда не голосовал: ни за
Брежнева, ни за Ельцина. Я проголосовал за
Владимира Путина, потому что знаю его лично.
Путин - человек верующий, православный. А для
пастыря отдать голос, это все равно, что
поручиться.
Мне в нем очень нравиться одно качество - он
совершенно не стремится к власти. Во всяком
случае, политика, которую он проводил как
премьер, для меня абсолютно приемлема.
- Не кажется ли вам, что Россия выбрала человека,
которого она совершенно не знает?
- А кого она знает? Явлинского? Жириновского?
Джабраилова? Путин как раз успел себя показать и
зарекомендовать - он полгода совершал поступки.
- Путин - кадровый сотрудник КГБ, атеист по
определению. Как же вы нашли с ним общий язык?
- Не буду сообщать никаких подробностей об
обстоятельствах нашего знакомства. Скажу одно:
Путин - человек искренне верующий и знающий Бога.
Он сам разобрался в очень глубоких вопросах
бытия, как писал Достоевский: "может для
кого-то это выглядит и смешно - его вера".
Архимандрит Тихон, в миру Георгий
Александрович Шевкунов, родился в 1958 году,
окончил сценарный факультет ВГИКа. Был
послушником Псково-Печерского монастыря,
работал в Издательском отделе Московского
патриархата. Десять лет тому назад Шевкунов
впервые выступил в печати как один из идеологов
фундаменталистского направления Русской
Православной Церкви. В "Литературной
России" (№45 от 12.11.90) - печатном органе
писателей-деревенщиков он опубликовал
пространную статью "Церковь и государство",
в которой открыто высказал свое отношение к
демократии.
"Демократическое государство, - писал отец
Тихон, - неизбежно будет стараться ослабить
наиболее влиятельную церковь в стране, приводя в
действие древний принцип "разделяй и
властвуй".
...В 1991 году сгорело одно из зданий Донского
монастыря, где проживал Шевкунов. По версии
следствия, виновником пожара стал пьяный
монастырский сторож, уснувший с зажженной
папиросой. Вроде бы обычное бытовое
происшествие, но отец Тихон решил проявить
"политическую бдительность". В интервью
"Комсомольской правде" он обвинил в
"злонамеренном поджоге" агентов западных
спецслужб в лице верующих Русской Православной
Церкви За рубежом. Правда назвать их поименно
отказался: "Есть такое слово, - напомнил он, -
удобиемолчание".
Что отец Тихон подразумевал под
"удобиемолчанием" - остается только
догадываться. Возможно, именно оно, а также
"бдительность" помогли сделать ему в
Московской Патриархии блестящую карьеру -
сначала возглавить крупный московский
монастырь, а затем взять на свое попечение душу
президента России.
Шевкунов неспроста отказался сообщить нашему
корреспонденту обстоятельства его знакомства с
Путиным. Для любого священнослужителя
упоминание о его неформальных отношениях со
спецслужбами является несмываемым пятном на
рясе. Архимандрит же прошел по ступенькам своей
карьеры бок о бок с бывшими генералами КГБ,
которые, очевидно, и "вывели" его на будущего
президента страны.
Один из них - генерал-лейтенант Николай Леонов
входит вместе с Шевкуновым в редколлегию журнала
"Русский дом". Леонов родился 22 августа 1928
года в Рязанской области.
С 1958 по 1991 год служил в системе КГБ СССР, в свое
время был известен как "куратор" Фиделя
Кастро и идейный вдохновитель всего
"революционного пожара", который долгое
время бушевал в Латинской Америке в 60-70 годах, был
заместителем начальника Первого Главного
Управления (в котором в те годы проходил службу и
Путин), начальником Аналитического управления
КГБ СССР. Сразу после августовских событий 1991
года подал рапорт об отставке. Последние годы
работал вместе с Леонидом Шебаршиным (последний
начальник ПГУ КГБ СССР) в так называемом
Управлении экономической безопасности - конторе
которая поначалу играла роль некой обощенной
службы безопасности для многих крупных
российских банков (Промстройбанк, Инкомбанк и
пр.), в период правления Примакова в Белом Доме
готовила ему проекты правительственных
постановлений и концепции экономических
программ.
Кстати, в последнем номере журнала опубликована
любопытная статья, подготовленная
"аналитическим товариществом "Русского
дома", в которой на полном серьезе проводятся
аналогии между Путиным и Цезарем, основывающиеся
на "физиогномическом"
сходстве:"Челюстной аппарат - это механизм
захвата и удержания добычи. Плебеи стараются
развить его непрестанной жвачкой. Крепкие,
смахивающие на квадратные, челюсти Цезаря и
Путина говорят о том, что эти своего не пустят".
Далее "товарищество" находит удивительное
сходство между римским императором и российским
президентом по устройству черепа, густоте
волосяного покрова etc. И вся эта кропотливая
"аналитика" призвана, очевидно, приблизить
читателя к пониманию того, что Россия - это
"третий Рим", последняя империя голубой
планеты.
Кроме этого, игумен Тихон Шевкунов входит в
компанию представителей ультраконсервативного
крыла Московской Патриархии, среди которых:
иеромонах Кирилл Сахаров, председатель вполне
антисемитского Союза Православных братств,
митрополит Кирилл (Гундяев), один из
сопредседателей Всемирного Русского Собора и
лидер движения "Россия Православная"
Александр Буркин, бывший чекист, а ныне
преуспевающий бизнесмен.
В вопросах свободы слова отец Тихон выступает
вполне в черносотенском духе. В одном из своих
интервью он говорит: "Цензура - это нормальный
инструмент в нормальном обществе, который должен
отсекать все экстремальное. Лично я, конечно же,
за нее - и в религиозной области, и в области
светской.
Что касается государственной цензуры, то рано
или поздно к трезвому пониманию необходимости
этого института в обществе придут. Вспомним, как
Александр Сергеевич Пушкин в юности ругал
цензуру и иначе, как со словом "дура", ее не
рифмовал. А впоследствии ратовал за цензуру...".
Ратуя за цензуру, Шевкунов отчего-то не
погнушался принять приглашение Доренко
поучаствовать в его телепередаче, абсолютно
свободной от этических норм. Вместе с говорящей
головой крещеного олигарха он неистово
разоблачал Лужкова, который "пользуется
услугами сектантки-адвоката Крыловой".
Но более всего прославился архимандрит Тихон
"борьбой" с введением индивидуального
номера налогоплательщика (ИНН). Как известно, для
Министерства налогов распространение системы
ИНН на физических лиц - подспорье в борьбе за
собираемость налогов. Для Шевкунова ИНН -
сатанинская проделка, предвещающая наступление
"нового мирового порядка". Уже несколько лет
он ведет кампанию против любого электронного
учета и системы штрих-кодов, всем знакомым по
наклейкам на товарах в магазинах. Его аргументы
вкратце сводятся к следующему: уникальный
персональный номер - разновидность личного
имени, а имя у христианина одно - данное при
крещении; тотальная система учета подчиняет
православных тотальному контролю со стороны
светского, антиправославного, с их точки зрения,
государства; в штрих-коде, лежащем в основе
универсальной электронной кодировки,
использованы разделители, очень похожие на код
цифры 6, таким образом, в каждом штрих-коде
содержится "число зверя". Говорится также о
перспективе нанесения индивидуального кода
прямо на тело человека, на лицо или на ладонь, что
позволило бы решить многие проблемы авторизации
магнитных карточек; эти проекты ассоциируются у
фундаменталистов с описанным в Откровении
Иоанна Богослова нанесением "печати зверя"
на лоб и на руку. Статья
Шевкунова "Шенгенская зона", посвященная
этой "жгучей проблеме", была, в частности,
опубликована в газете "Русский порядок" -
печатном органе неонацистского движения Русское
национальное единство.
Но под маской "неистового отца Аввакума",
фанатичного борца с новыми ересями, которую
натянул на себя Шевкунов, прячется вполне
обычный человек с присущими ему слабостями.
Знающие люди поговаривают о его склонности к
злоупотреблению крепкими спиртными напитками
(рудимент его богемной молодости?) Игумен
разъезжает на бронированной "Ауди-8"
правительственного класса и любит сорить
деньгами в дорогих ресторанах.
Об особой роли духовных отцов в период Великой
Смуты писал известный историк Лев Гумилев:
"Беспорядок обнаружился и в Церкви, которая не
смогла выполнить роль "духовного врача",
хранителя нравственного здоровья народа.
Естественно, что после Смуты реформа Церкви
стала самой насущной проблемой. Реформу
проводили не архиереи, а священники: протопоп
Иван Неронов, духовник юного царя Алексея
Михайловича Стефан Вонифатьев, знаменитый
Аввакум. Эти "ревнители благочестия"
действовали по двум направлениям. Во-первых, в
области "социального христианства", под
которым подразумевались устные проповеди и
непосредственная работа среди паствы: закрытие
кабаков, устройство богаделен, приютов для сирот.
Во-вторых, они занимались исправлением обряда и
собственно богослужебных книг".
Похоже, мало что изменилось за прошедшие три
столетия. Вновь Смута, беспризорные дети, бомжи и
кабаки на каждом углу. Вновь говорят о реформе
Церкви и ее роли "духовного врача". Дело за
малым - отыскать Путину духовника, который не
будет нашептывать президенту про "Третий
Рим", льстиво сравнивать его с "великим
Цезарем" и отгораживаться от верующих
комфортной броней иномарки. Но возможно ли это в
наше смутное время?
Алексей Челноков
Агентство федеральных расследований "FreeLance Bureau"©1999-2000