ПУТИН И ПАПА ПРОТИВ ПАТРИАРХА. А ПАТРИАРХ НЕ ДАЕТ ВАТИКАНУ ПОМОЧЬ РОССИИ В ЧЕЧНЕ

Евгений Комаров
Новые известия, 13.07.2000, с.2

В интервью французскому писателю и публицисту Марку Альтеру в последнем номере еженедельника "Пари-матч" российский президент Владимир Путин неожиданно резко выразился на болезненную тему визита папы римского в Россию:

- Вы ведь пригласили папу в Москву?
- Пригласил. Но если папа приедет в Москву и не встретится с патриархом, это будет скандал...
- Вы хотите примирить Ватикан с Православной церковью?
- Это просто необходимо.

Затем Путин добавил: Иоанн Павел II - "интеллигентный человек" и "все прекрасно понимает" - это, видимо, было намеком на тот факт, что противником приезда папы в Россию является вовсе не государство, а православный патриарх Алексий, использовавший в данном случае свое негласное право административного "вето". Президент рассказал, что обсуждал в беседе с понтификом проблемы религии, а также мусульманского экстремизма: "Он рассказал мне, что делают мусульманские экстремисты с представителями Ватикана в Алжире или Западном Тиморе. Это ровно то же самое, что делали чеченские экстремисты с русскими", - подчеркнул Владимир Путин, а дальше и вовсе не скрыл своего удовлетворения достигнутым с папой пониманием: "Я рад слышать, что русские солдаты стоят сегодня на передовой в борьбе с исламским экстремизмом. Это действительно так. К сожалению, это понимают немногие".

Эти слова и содержат ключ. Иоанн Павел II, в свое время получивший пулю от рук исламского террориста, более смел в негативной оценке мусульманского фундаментализма, чем российские духовные лидеры. И поэтому, вероятно, мог бы оказать Путину и российскому МИД немалую услугу, поддержав их позицию по Чечне в западном мире, сгорающем от сочувствия к "бедным" чеченцам. Разумеется, что платой за такую поддержку могло бы быть только прекращение антикатолической истерии, развязанной в России руководством РПЦ.

Католичество - объективно, по богословским догматам - наиболее близкая к православию конфессия. При предыдущем патриархе Пимене отношения с католиками были вполне нормальными, однако, они резко испортились после того, как РПЦ выступила против возрождения униатской церкви на Западе Украины. С тех пор махровый антикатолицизм стал знаменем православных фундаменталистов, все громче и громче заявляющих о себе не только внутри РПЦ, но и на смежном с ней общественно-политическом пространстве.

Именно этого многочисленного коричневого лобби и опасается патриарх Алексий, отказываясь встретиться с Иоанном Павлом II, ведь "ультра" грозят ему самым страшным - церковным расколом. К этому фактору добавились и личные амбиции: патриарх очень болезненно реагирует, когда количество его поездок сравнивают с числом визитов папы (у последнего - в разы больше) или когда авторитет вселенского католицизма ставят выше "одной из национальных церквей" - российской. Может, именно поэтому всю последнюю неделю (чтобы не комментировать встречу Путина с папой?) патриарх Алексий провел на любимом острове Валаам. Правда, в аэропорту "Пулково" ему все-таки пришлось обмолвиться: "Позиция по встрече с папой остается неизменной". Тем временем российское телевидение усиленно осуществляло православную контрпропаганду, ежедневно показывая то перенос мощей целителя Пантелеймона, то счастливого лидера РПЦ на Ладоге.