ПРЕСТОЛ - ЛОБНОЕ МЕСТО
    КОНФЕССИИ. 
    Новая газета.
 
    Западные оценки российских реалий приобрели
    неожиданный поворот. Нашего бывшего президента 
    поставили в пример Папе Римскому Иоанну Павлу II. 
           Впрочем, само сравнение не
    выглядит столь уж нелепо. Обоим приписывают при
    "вполне авторитарном правлении"
      приверженность к демократии и личный вклад в
    ее установление. И Папа, и президент очень многие
    вещи сделали «в первый раз» в истории как России,
    так и Ватикана.
           Более того, последние
    события в Ватикане до боли напоминают
    политические процессы в России. Папе 
    Иоанну Павлу II 79 лет. Он слаб здоровьем, и даже его
    приближенные не отрицают того факта, что
    верховный понтифик с огромным трудом исполняет
    свои обязанности. Вокруг папского престола
    плетутся бесконечные интриги- должность-то
    выборная. Но Папа, пусть заплетающимся языком, но
    твердо заявляет, что намерен «нести свою
    божественную миссию до конца». А его авторитет
    среди паствы неуклонно падает. Знакомая картина,
    не правда ли? Что происходит в таком случае?
    Правильно, требования папского «импичмента». В
    роли «католического Зюганова» выступил
    председатель епископата Германии монсеньор Карл
    Леманн. Он открыто заявил, что «Папа Римский
    должен проявить мужество и признаться самому
    себе: «Я больше не могу выполнять свои
    обязанности». То есть - подать в отставку. 
           В Ватикане содрогнулись -
    где это видано, чтобы Папа Римский при жизни
    добровольно отрекался от престола «по состоянию
    здоровья»? Однако идея проникла «в массы». В
    поддержку Леманна выступил профессор Ханс Кёниг.
    Именно он, 63-летний «католический диссидент»,
    лишенный Ватиканом кафедры теологии в
    Тюбингенском университете, и заявил, что Иоанн
    Павел «должен последовать примеру Бориса
    Ельцина, который в канун Нового года ушел в
    отставку ради блага России». Как считает Кёниг,
    таким образом «авторитарный» Папа «получит
    возможность манипулировать или влиять на свое
    ближайшее окружение, 
    которое боится после его смерти потерять власть,
    и самому назначить преемника». 
           Более чем миллиарду
    католиков нужен «твердый и решительный
    руководитель», способный предотвратить
    возможность раскола среди паствы. В общем-то, это
    понимают и в Ватикане.
       
           Мария СПИРИДОНОВА
    
Началась гонка за место нового Папы
    Римского
    
    Иоанн Павел II слишком слаб.
    Болезнь Паркинсона. Чтобы перейти от стола к
    дивану, ему требуются услуги двух человек. В
    Ватикане все знают, что самый долгоживущий в ХХ
    веке Папа отработал свое. Свято место, как
    известно, долго не пустует. На 
    папский престол претендуют аж десять кардиналов,
    каждый из которых отстаивает свои интересы -
    политические и финансовые
    
Иоан Павел II сам подбирает себе
    преемников, но его выбор устраивает далеко не
    всех. Папа уже начал проводить приватные ланчи с
    кардиналами: Рожером Ечагарри (Франция), Дарио
    Кастильоном Ойосом (Колумбия) и Камилло Руини (Италия).
           Из всего списка
    претендентов наиболее реальны двое - Ойос и Руини.
    Между ними и разгорелась основная борьба. Ойос
    - либерал. В случае избрания он, скорее всего,
    продолжит деятельность предшественника, что, как
    считают многие, грозит полным развалом вековых
    политических традиций Ватикана.
           Кардинал Руини, напротив,
    консерватор. Папство в его лице - это возвращение
    к традиционным католическим доктринам. Вместе с
    тем это и возвращение Ватикана в европейский
    институт политических интриг.
           Итоги «правления» Иоанна
    Павла II не слишком устраивают кардиналов-консерваторов.
    Судите сами. Разрешение однополых браков в
    основном оплоте римской католической церкви до
    80-х годов - Испании (не говоря уж о других странах).
           Некогда опора европейских
    правительств, Ватикан стал поддерживать
    оппозиционеров и благотворительные организации,
    которых официальные политики не воспринимают
    всерьез.
           Папа покусился на личную
    жизнь высших церковных чинов: в середине 90-х
    прошел «рейд» по постелям влиятельных людей
    церкви. Были обнаружены странные вещи. Так,
    например, в Африке епископ очень усердно
    наставлял на путь истинный мальчиков младше
    четырнадцати. (Сана, правда, не лишили, но
    отправили на родину - в США.)
           Совсем потеряла влияние
    внешняя разведка Ватикана - одна из самых мощных
    некогда спецслужб мира, становление которой
    проходило веками, непревзойденная конспирация,
    разветвленная агентурная сеть, состоящая из
    людей, которые работали не за деньги, а 
    за идею.
           Все это ставят в вину
    Иоанну Павлу II.
           Но папский престол
    волнует не только церковников. Римская
    католическая церковь по-прежнему считается
    «духовным правительством» Европы.
 Вполне понятно, что американская
    дипломатия пытается взять папский престол под
    свой контроль и внятно лоббирует совсем другого
    кандидата - кардинала Карло Мартини, чьи
    выступления больше похожи на акцию «Голосуй или
    проиграешь», чем на церковные проповеди. 
    Основа его кампании - пересмотр религиозных
    доктрин и моральных устоев, а его взгляды на
    семью, брак и положение женщины заставляют даже
    многих европейцев чрезвычайно благосклонно к
    нему относиться.
           В целом же Европа, ничего
    не имеющая против кардинала-пиарщика, все же
    настаивает на своих кандидатах.
           Подсуетилась Украина - в
    Ватикане ходят байки о многочисленных эпистолах,
    посылаемых не то украинским духовенством, не то
    правительством, о давнем сотрудничестве между
    православием и католичеством на малоросской
    земле. Упоминаются в них главным образом
    трагическая история Западной Украины и
    мерзопакостная роль России в этой истории.
           За своего Папу бьются и
    все остальные континенты: за первого черного
    папу выступают африканцы, латиноамериканцы
      за первого Папу-колумбийца.
           Неоднозначную роль в
    выборе нового Папы играет православная церковь.
    Но не русская, а греческая. Желанным и слишком
    частым гостем в Ватикане стал митрополит
    Афанасиос (Атанасиос). Он активно поддерживает
    политику примирения церквей, которую проводит
    Иоанн Павел II.
           Афанасиос любит Папу.
    Любит он и активное финансирование греческих
    религиозных программ, которые оплачивает
    Ватикан.
           Объединяет их не только
    любовь, но и ненависть  к Алексию II, Патриарху
    всея Руси. Нелюбовь эта в принципе взаимна. И
    основана не только на принципиальных
    теологических спорах и несогласии РПЦ с
    политикой примирения церквей, но и на
    разногласиях экономических.
           
           Римская католическая
    церковь- самая богатая организация в мире. Ее
    доходы, правда, не подсчитаны. По двум причинам:
    во-первых, потому, что официально католическая
    церковь ничего не зарабатывает. Кто сомневается -
    еретик. А во-вторых, подсчет денег в церковной 
    казне чреват крупными неприятностями.
           Но доходы Ватикана не дают
    спокойно спать Российскому патриархату.
    Экономические интересы двух церквей столкнулись
    на российском рынке.
           И дело не только в том, что
    любая конфессия отнимает прихожан (а значит, и
    деньги). Некоторые западные фирмы (например,
    отдельные табачные компании) субсидируют
    католическую церковь, а некоторые субсидируются
    ею. Как известно, в табачной промышленности есть
    интересы и РПЦ.
     Карло Мария Мартини (тот самый, которого
    поддерживают США), скорее всего, не сочтет нужным
    так тратить деньги и уступит рынок православным.
    Это один из возможных ответов на вопрос: «Почему
    Патриарх Алексий тоже любит Мартини?»
           Но основное сражение
    развернулось на ниве кинопроката. Естественно,
    не голливудских блокбастеров, а
    пропагандистских фильмов. Например, о вреде
    абортов.
           Журналисты, которые все-таки
    сунули свой нос в сейфы Ватикана, уверяют, что
    доходы от производства и распространения
    подобных фильмов равны доходам порнодельцов.
           Эти фильмы были некогда
    эксклюзивом римской католической церкви, но они
    «чем-то» не угодили эстетике Иоанна Павла II (слишком
    уж они откровенны и скорее удовлетворяют интерес
    определенного круга лиц, а вовсе не служат цели
    просвещения «заблудших овец»). И церковные
    режиссеры впали в немилость.
           Православная же церковь
    достаточно быстро осознала выгоду от съемок и
    распространения видео такого рода. Очевидно,
    стоит объяснить, что в скором времени может
    появиться на российском рынке.
           Один епископ в Мексике
    рассказал мне схему производства и получения
    прибыли.
           Шаг 1. Некая инициативная
    группа набирает «актеров» из самых малоимущих
    слоев населения в странах третьего мира.
    Кинодельцы в этом случае выступают как своего
    рода испанские компрачикосы.
           Шаг 2. «Актеры» играют роли,
    и ради денежной компенсации готовы нанести себе (и
    наносят) серьезный физический урон. Например,
    забеременеть, а потом «согласиться» на аборт.
    Делается это такими средневековыми методами,
    которые давно не применяются даже в самых
    отсталых клиниках мира. Для того чтобы все
    остальные испугались и не решились даже на
    легальный аборт, не говоря уже о подпольном.
           Иногда не только жертвуют
    плодом, но и вызывают проктологические
    заболевания, если режиссеру надобно создать
    художественный образ пагубности
    гомосексуализма.
           Все эти ленты производят
    на видеостудиях в Латинской Америке, чаще всего в
    Перу. С владельцами студий своими доходами особо
    не делятся, но предоставляют юридическую защиту -
    по-нашему, «крышу». В роли «крыши» выступают
    священнослужители, сохранившие в 
    Латинской Америке огромное влияние.
           Шаг 3. Продукция идет на
    склады, которые часто находятся в забытых Богом
    монастырях, например, иезуитов. 
           Шаг 4. Купля-продажа.
    Давайте посчитаем. За роль, например, женщины,
    согласившейся на аборт, «актриса» получает $30 (!).
    За исполнение операции врач-«компрачикос» - $90. На
    обслуживающий персонал уходит $200-400. (Имеются в
    виду расходы за один день, то есть 
    за два-три фильма.) Монастыри, превращенные в
    склады, не получают ни копейки, извините, ни песо.
           Таким образом, один фильм
    стоит приблизительно $250-300. (Поверьте,
    производство европейского порнофильма стоит
    куда дороже.) 
    Цена же этой благотворительной продукции на
    рынке - $50-100.
           Итог: прибыль с каждой
    кассеты - $25-80. А их тысячи только в самой
    Латинской Америке.
           Шаг 5. Поиск покупателей,
    которыми чаще всего оказываются
    благотворительные и религиозные организации.
    Интересуются фильмами и детские дома, частные
    католические школы, фанаты-родители, да и просто
    частные лица. Последних, как вы понимаете,
    достаточно много, и они, как правило, мужского
    пола.
           
           Вряд ли московский
    конклав знает все тонкости производства видео,
    но абсолютно точно понимает, что дело прибыльное.
    Потому и ведутся переговоры.
           В мае 1999 года на месте
    исторического столкновения католичества и
    православия, в Братиславе, состоялась встреча. Со
    стороны Ватикана выступал отец Виктор (из
    близкого окружения кардинала Карло Марии
    Мартини), с православной - отец Михаил,
    приближенный к Московской Патриархии.
           Задача переговоров - как
    всегда, сотрудничество двух крупнейших
    религиозных объединений. Но любой сторонний
    наблюдатель отметил бы странность:
    представители церквей - рядовые
    священнослужители, приближенные, правда, к
    святая святых (не подумайте, что к алтарю). 
           Основная тема разговора -
    закупка Патриархатом видеопродукции и просьба о
    выделении кредитов. Записи не велось, но очевидцы
    передают разговор следующим образом.
           Виктор: Падре Михаил,
    известно, что Алексий готов присоединиться к
    миссионерскому делу Папы по пропаганде
    библейского учения (надеюсь, вы поняли, что речь
    идет не о Новом Завете.Авт).
           Михаил: Отец Виктор,
    Святейший Патриархат заинтересован в вашей
    помощи.
           Виктор: Наработки будут
    переданы вам в Москве.
           («Наработки» - варианты
    тех самых кассет и пропагандистской литературы
    действительно были переданы лично Михаилу 5
    февраля 2000 года в Москве на Славянской площади в
    машине «Фольксваген». Авт.)...
           Виктор: На просьбу о
    выделении средств отвечаю отказом.
       (Естественно. Дело в том, что около $500 000
    Римской церкви уже ушли на недвижимость лично
    некоему отцу Александру - другому представителю
    Патриархии, а затем растворились.  Авт.)
           Еще в 1998 году один из
    московских католических священников, служащий в
    костеле Святого Людовика, подтвердил мне, что
    переговоры имели место и ведутся достаточно
    давно.
         - Отец Виктор, как вы относитесь к
    распространяемым православной церковью
    рекламкам против абортов (помните, младенец с
    раскроенным черепом. Авт.)?
         - Положительно и отрицательно...
    Дело в том, что православные священники,
    руководствуясь благородной идеей, сделали это
    непрофессионально.
         - В каком смысле -непрофессионально?
         - Католическая церковь вела
    переговоры с православной по поводу обмена
    опытом в церковно-пропагандистском деле. Мы не
    раз субсидировали православных и обеспечивали
    их необходимыми материалами.
         - Это официальная политика
    Ватикана или частная инициатива миссионеров-католиков?
          - Велись вполне официальные
    переговоры. Мало того, мы приглашали
    преподавателей наших школ пропаганды...
           - Как сейчас у вас
    складываются отношения с Московской Патриархией?
           - Плохо. Мы фактически не
    сотрудничаем. Более того, чувствуется тайная
    вражда. Своего рода «холодная война».
           Не знаю, почему уж
    переговоры возобновились и от чьего имени велись,
    но точно знаю одно: в России католичество и
    православие делят сферы влияния. Не духовного,
    как при Владимире, а материального. А ближайшая
    смена понтифика в Ватикане вынуждает
    активизироваться.
           Сейчас православная
    церковь не участвует в акциях католической
    церкви, несущих «общехристианскую миссию». Зато
    Патриархат вовсю лоббирует своего кандидата -
    кардинала Карло Марию Мартини. В Москве почему-то
    уверены, что его папство не помешает русскому 
    патриарху наконец-то выйти на международную
    арену.
           
           Ситуация страшно
    напоминает выборы нового президента России.
    Точно так же выбирают не массы, а узкий круг
    заинтересованных лиц.
           А Папа, как Ельцин (или
    Ельцин, как Папа), просит прощения за
    противоправные действия католической церкви в
    прошлом. За последние 450 лет это фактически
    происходит впервые.
           Это «простите» звучит как
    «прощайте».
    
    Сергей КОСТРОВ 06.03.2000 
 
					
 КОНСТИТУЦИЯ
							КОНСТИТУЦИЯ
						 ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
							ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
						 ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
							ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
						 ИМПЕРИЯ
							ИМПЕРИЯ