ПРЕСТОЛ - ЛОБНОЕ МЕСТО
КОНФЕССИИ.
Новая газета.
Западные оценки российских реалий приобрели
неожиданный поворот. Нашего бывшего президента
поставили в пример Папе Римскому Иоанну Павлу II.
Впрочем, само сравнение не
выглядит столь уж нелепо. Обоим приписывают при
"вполне авторитарном правлении"
приверженность к демократии и личный вклад в
ее установление. И Папа, и президент очень многие
вещи сделали «в первый раз» в истории как России,
так и Ватикана.
Более того, последние
события в Ватикане до боли напоминают
политические процессы в России. Папе
Иоанну Павлу II 79 лет. Он слаб здоровьем, и даже его
приближенные не отрицают того факта, что
верховный понтифик с огромным трудом исполняет
свои обязанности. Вокруг папского престола
плетутся бесконечные интриги- должность-то
выборная. Но Папа, пусть заплетающимся языком, но
твердо заявляет, что намерен «нести свою
божественную миссию до конца». А его авторитет
среди паствы неуклонно падает. Знакомая картина,
не правда ли? Что происходит в таком случае?
Правильно, требования папского «импичмента». В
роли «католического Зюганова» выступил
председатель епископата Германии монсеньор Карл
Леманн. Он открыто заявил, что «Папа Римский
должен проявить мужество и признаться самому
себе: «Я больше не могу выполнять свои
обязанности». То есть - подать в отставку.
В Ватикане содрогнулись -
где это видано, чтобы Папа Римский при жизни
добровольно отрекался от престола «по состоянию
здоровья»? Однако идея проникла «в массы». В
поддержку Леманна выступил профессор Ханс Кёниг.
Именно он, 63-летний «католический диссидент»,
лишенный Ватиканом кафедры теологии в
Тюбингенском университете, и заявил, что Иоанн
Павел «должен последовать примеру Бориса
Ельцина, который в канун Нового года ушел в
отставку ради блага России». Как считает Кёниг,
таким образом «авторитарный» Папа «получит
возможность манипулировать или влиять на свое
ближайшее окружение,
которое боится после его смерти потерять власть,
и самому назначить преемника».
Более чем миллиарду
католиков нужен «твердый и решительный
руководитель», способный предотвратить
возможность раскола среди паствы. В общем-то, это
понимают и в Ватикане.
Мария СПИРИДОНОВА
Началась гонка за место нового Папы
Римского
Иоанн Павел II слишком слаб.
Болезнь Паркинсона. Чтобы перейти от стола к
дивану, ему требуются услуги двух человек. В
Ватикане все знают, что самый долгоживущий в ХХ
веке Папа отработал свое. Свято место, как
известно, долго не пустует. На
папский престол претендуют аж десять кардиналов,
каждый из которых отстаивает свои интересы -
политические и финансовые
Иоан Павел II сам подбирает себе
преемников, но его выбор устраивает далеко не
всех. Папа уже начал проводить приватные ланчи с
кардиналами: Рожером Ечагарри (Франция), Дарио
Кастильоном Ойосом (Колумбия) и Камилло Руини (Италия).
Из всего списка
претендентов наиболее реальны двое - Ойос и Руини.
Между ними и разгорелась основная борьба. Ойос
- либерал. В случае избрания он, скорее всего,
продолжит деятельность предшественника, что, как
считают многие, грозит полным развалом вековых
политических традиций Ватикана.
Кардинал Руини, напротив,
консерватор. Папство в его лице - это возвращение
к традиционным католическим доктринам. Вместе с
тем это и возвращение Ватикана в европейский
институт политических интриг.
Итоги «правления» Иоанна
Павла II не слишком устраивают кардиналов-консерваторов.
Судите сами. Разрешение однополых браков в
основном оплоте римской католической церкви до
80-х годов - Испании (не говоря уж о других странах).
Некогда опора европейских
правительств, Ватикан стал поддерживать
оппозиционеров и благотворительные организации,
которых официальные политики не воспринимают
всерьез.
Папа покусился на личную
жизнь высших церковных чинов: в середине 90-х
прошел «рейд» по постелям влиятельных людей
церкви. Были обнаружены странные вещи. Так,
например, в Африке епископ очень усердно
наставлял на путь истинный мальчиков младше
четырнадцати. (Сана, правда, не лишили, но
отправили на родину - в США.)
Совсем потеряла влияние
внешняя разведка Ватикана - одна из самых мощных
некогда спецслужб мира, становление которой
проходило веками, непревзойденная конспирация,
разветвленная агентурная сеть, состоящая из
людей, которые работали не за деньги, а
за идею.
Все это ставят в вину
Иоанну Павлу II.
Но папский престол
волнует не только церковников. Римская
католическая церковь по-прежнему считается
«духовным правительством» Европы.
Вполне понятно, что американская
дипломатия пытается взять папский престол под
свой контроль и внятно лоббирует совсем другого
кандидата - кардинала Карло Мартини, чьи
выступления больше похожи на акцию «Голосуй или
проиграешь», чем на церковные проповеди.
Основа его кампании - пересмотр религиозных
доктрин и моральных устоев, а его взгляды на
семью, брак и положение женщины заставляют даже
многих европейцев чрезвычайно благосклонно к
нему относиться.
В целом же Европа, ничего
не имеющая против кардинала-пиарщика, все же
настаивает на своих кандидатах.
Подсуетилась Украина - в
Ватикане ходят байки о многочисленных эпистолах,
посылаемых не то украинским духовенством, не то
правительством, о давнем сотрудничестве между
православием и католичеством на малоросской
земле. Упоминаются в них главным образом
трагическая история Западной Украины и
мерзопакостная роль России в этой истории.
За своего Папу бьются и
все остальные континенты: за первого черного
папу выступают африканцы, латиноамериканцы
за первого Папу-колумбийца.
Неоднозначную роль в
выборе нового Папы играет православная церковь.
Но не русская, а греческая. Желанным и слишком
частым гостем в Ватикане стал митрополит
Афанасиос (Атанасиос). Он активно поддерживает
политику примирения церквей, которую проводит
Иоанн Павел II.
Афанасиос любит Папу.
Любит он и активное финансирование греческих
религиозных программ, которые оплачивает
Ватикан.
Объединяет их не только
любовь, но и ненависть к Алексию II, Патриарху
всея Руси. Нелюбовь эта в принципе взаимна. И
основана не только на принципиальных
теологических спорах и несогласии РПЦ с
политикой примирения церквей, но и на
разногласиях экономических.
Римская католическая
церковь- самая богатая организация в мире. Ее
доходы, правда, не подсчитаны. По двум причинам:
во-первых, потому, что официально католическая
церковь ничего не зарабатывает. Кто сомневается -
еретик. А во-вторых, подсчет денег в церковной
казне чреват крупными неприятностями.
Но доходы Ватикана не дают
спокойно спать Российскому патриархату.
Экономические интересы двух церквей столкнулись
на российском рынке.
И дело не только в том, что
любая конфессия отнимает прихожан (а значит, и
деньги). Некоторые западные фирмы (например,
отдельные табачные компании) субсидируют
католическую церковь, а некоторые субсидируются
ею. Как известно, в табачной промышленности есть
интересы и РПЦ.
Карло Мария Мартини (тот самый, которого
поддерживают США), скорее всего, не сочтет нужным
так тратить деньги и уступит рынок православным.
Это один из возможных ответов на вопрос: «Почему
Патриарх Алексий тоже любит Мартини?»
Но основное сражение
развернулось на ниве кинопроката. Естественно,
не голливудских блокбастеров, а
пропагандистских фильмов. Например, о вреде
абортов.
Журналисты, которые все-таки
сунули свой нос в сейфы Ватикана, уверяют, что
доходы от производства и распространения
подобных фильмов равны доходам порнодельцов.
Эти фильмы были некогда
эксклюзивом римской католической церкви, но они
«чем-то» не угодили эстетике Иоанна Павла II (слишком
уж они откровенны и скорее удовлетворяют интерес
определенного круга лиц, а вовсе не служат цели
просвещения «заблудших овец»). И церковные
режиссеры впали в немилость.
Православная же церковь
достаточно быстро осознала выгоду от съемок и
распространения видео такого рода. Очевидно,
стоит объяснить, что в скором времени может
появиться на российском рынке.
Один епископ в Мексике
рассказал мне схему производства и получения
прибыли.
Шаг 1. Некая инициативная
группа набирает «актеров» из самых малоимущих
слоев населения в странах третьего мира.
Кинодельцы в этом случае выступают как своего
рода испанские компрачикосы.
Шаг 2. «Актеры» играют роли,
и ради денежной компенсации готовы нанести себе (и
наносят) серьезный физический урон. Например,
забеременеть, а потом «согласиться» на аборт.
Делается это такими средневековыми методами,
которые давно не применяются даже в самых
отсталых клиниках мира. Для того чтобы все
остальные испугались и не решились даже на
легальный аборт, не говоря уже о подпольном.
Иногда не только жертвуют
плодом, но и вызывают проктологические
заболевания, если режиссеру надобно создать
художественный образ пагубности
гомосексуализма.
Все эти ленты производят
на видеостудиях в Латинской Америке, чаще всего в
Перу. С владельцами студий своими доходами особо
не делятся, но предоставляют юридическую защиту -
по-нашему, «крышу». В роли «крыши» выступают
священнослужители, сохранившие в
Латинской Америке огромное влияние.
Шаг 3. Продукция идет на
склады, которые часто находятся в забытых Богом
монастырях, например, иезуитов.
Шаг 4. Купля-продажа.
Давайте посчитаем. За роль, например, женщины,
согласившейся на аборт, «актриса» получает $30 (!).
За исполнение операции врач-«компрачикос» - $90. На
обслуживающий персонал уходит $200-400. (Имеются в
виду расходы за один день, то есть
за два-три фильма.) Монастыри, превращенные в
склады, не получают ни копейки, извините, ни песо.
Таким образом, один фильм
стоит приблизительно $250-300. (Поверьте,
производство европейского порнофильма стоит
куда дороже.)
Цена же этой благотворительной продукции на
рынке - $50-100.
Итог: прибыль с каждой
кассеты - $25-80. А их тысячи только в самой
Латинской Америке.
Шаг 5. Поиск покупателей,
которыми чаще всего оказываются
благотворительные и религиозные организации.
Интересуются фильмами и детские дома, частные
католические школы, фанаты-родители, да и просто
частные лица. Последних, как вы понимаете,
достаточно много, и они, как правило, мужского
пола.
Вряд ли московский
конклав знает все тонкости производства видео,
но абсолютно точно понимает, что дело прибыльное.
Потому и ведутся переговоры.
В мае 1999 года на месте
исторического столкновения католичества и
православия, в Братиславе, состоялась встреча. Со
стороны Ватикана выступал отец Виктор (из
близкого окружения кардинала Карло Марии
Мартини), с православной - отец Михаил,
приближенный к Московской Патриархии.
Задача переговоров - как
всегда, сотрудничество двух крупнейших
религиозных объединений. Но любой сторонний
наблюдатель отметил бы странность:
представители церквей - рядовые
священнослужители, приближенные, правда, к
святая святых (не подумайте, что к алтарю).
Основная тема разговора -
закупка Патриархатом видеопродукции и просьба о
выделении кредитов. Записи не велось, но очевидцы
передают разговор следующим образом.
Виктор: Падре Михаил,
известно, что Алексий готов присоединиться к
миссионерскому делу Папы по пропаганде
библейского учения (надеюсь, вы поняли, что речь
идет не о Новом Завете.Авт).
Михаил: Отец Виктор,
Святейший Патриархат заинтересован в вашей
помощи.
Виктор: Наработки будут
переданы вам в Москве.
(«Наработки» - варианты
тех самых кассет и пропагандистской литературы
действительно были переданы лично Михаилу 5
февраля 2000 года в Москве на Славянской площади в
машине «Фольксваген». Авт.)...
Виктор: На просьбу о
выделении средств отвечаю отказом.
(Естественно. Дело в том, что около $500 000
Римской церкви уже ушли на недвижимость лично
некоему отцу Александру - другому представителю
Патриархии, а затем растворились. Авт.)
Еще в 1998 году один из
московских католических священников, служащий в
костеле Святого Людовика, подтвердил мне, что
переговоры имели место и ведутся достаточно
давно.
- Отец Виктор, как вы относитесь к
распространяемым православной церковью
рекламкам против абортов (помните, младенец с
раскроенным черепом. Авт.)?
- Положительно и отрицательно...
Дело в том, что православные священники,
руководствуясь благородной идеей, сделали это
непрофессионально.
- В каком смысле -непрофессионально?
- Католическая церковь вела
переговоры с православной по поводу обмена
опытом в церковно-пропагандистском деле. Мы не
раз субсидировали православных и обеспечивали
их необходимыми материалами.
- Это официальная политика
Ватикана или частная инициатива миссионеров-католиков?
- Велись вполне официальные
переговоры. Мало того, мы приглашали
преподавателей наших школ пропаганды...
- Как сейчас у вас
складываются отношения с Московской Патриархией?
- Плохо. Мы фактически не
сотрудничаем. Более того, чувствуется тайная
вражда. Своего рода «холодная война».
Не знаю, почему уж
переговоры возобновились и от чьего имени велись,
но точно знаю одно: в России католичество и
православие делят сферы влияния. Не духовного,
как при Владимире, а материального. А ближайшая
смена понтифика в Ватикане вынуждает
активизироваться.
Сейчас православная
церковь не участвует в акциях католической
церкви, несущих «общехристианскую миссию». Зато
Патриархат вовсю лоббирует своего кандидата -
кардинала Карло Марию Мартини. В Москве почему-то
уверены, что его папство не помешает русскому
патриарху наконец-то выйти на международную
арену.
Ситуация страшно
напоминает выборы нового президента России.
Точно так же выбирают не массы, а узкий круг
заинтересованных лиц.
А Папа, как Ельцин (или
Ельцин, как Папа), просит прощения за
противоправные действия католической церкви в
прошлом. За последние 450 лет это фактически
происходит впервые.
Это «простите» звучит как
«прощайте».
Сергей КОСТРОВ 06.03.2000