В.Т.Поляковский 

В.Т.Поляковский

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ВЕРСИИ РОЖДЕНИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА. МАТЕМАТИЧЕСКИ ТОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ

Подобная постановка вопроса Вам показалась странной? Тогда перед прочтением статьи жмите здесь

Внимание! Для всех дат, упомянутых в статье указаны именно АСТРОНОМИЧЕСКИЕ, не общепринято ИСТОРИЧЕСКИЕ годы до н.э. Для получения исторических лет из указанного номера года нужно вычитать единицу. (Например, историческому 15 до н.э. соответствует астрономический 14 до н.э.)

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Одной из самых легендарных и самых загадочных фигур за историю человечества является фигура полулегендарного Иисуса Христа. Трудно даже назвать другую фигуру, которой было бы посвящено столь много литературы, как ему.

Вместе с тем эта фигура является очень важной с точки зрения хронологии, поскольку именно от его рождения подавляющее большинство стран, (если более точно - страны с доминирующей христианской религией), ведут начало своего летоисчисления. Тем большую значимость имеет вопрос установления точной, или хотя бы приблизительной даты его рождени (или даты рождения человека, который явился прототипом для Иисуса Христа).

Как известно, первым историком, точнее, хронологом, который начал считать года от рождества Христова, был римский монах Дионисий Ничтожный (Dionysis Exiguus), живший в 6-м веке н.э. Его работы были, если верить (8), заново открыты английским летописцем Бедой Достопочтимым в VII веке нашей эры.

Судя по (1), стр.241, было не совсем понятно, почему же он отнес дату рождества Христова именно на принятый сегодня год. Одна из версий, по которой он поступил именно так, изложена у Климишина в (1). Приведем ее немного ниже.  А если он поступил именно так, то это должно былло бы привести к некоторым ошибкам, возникающим из-за неточности тогдашней астрономии.

 В старину одной из главных задач хронологии был расчет пасхалий, таблиц для установлени дат для проведени пасхи. Одна из таких таблиц в годах эры Диоклетиана была составлена Кириллом, патриархом александрийским на период лет 153-247 эры Диоклетиана, продолжительностью 95 лет (5 метоновых циклов).

Дионисий Ничтожный решил просчитать пасхалию на ближайшие 95 (после истекших предыдущих 95) лет от эры Диоклетиана, то есть от года 247 по эре Диоклетиана, при этом, видимо,  решив из политических соображений, что нехорошо праздновать христианский праздник, считая при этом годы в эре императора - гонител христиан, и отважился рассчитать пасхалию от даты рождества христова, а по другим данным - ab incarnatio Domini (от "воплощения Господа"), т.е. от праздника благовещения (отмечался уже тогда 25 марта).

Что характерно, Дионисий нигде не объяснил, как и почему он нашел именно  принятый сейчас год. По этому поводу историки высказывают различные предположения, одно из которых основано на том, что было предание, согласно которому Иисус Христос умер на 31-м году жизни и якобы воскрес 25 марта. Очень подробно это предположение рассматривается в (1), а в нашей статье - чуть ниже.  А более подробно разбор упоминаний о воскресении и рождении Иисуса Христа согласно различным источникам смотри здесь .

Здесь Климишин в (1) делает приписку:

"Следовательно, на этот день приходилась "первая пасха"".

Выражение не совсем удачное, ибо пасха, как празднование "победы света над тьмой" (наступление астрономической весны) было распространено у многих народов, в частности у иудеев. До сих пор в английском языке пасха именуется Easter - от слова east - восток). Именно первой, она была, видимо, как вполне официально и законно проведенной церковью.

Ближайшим годом, на который, по расчетам Дионисия, приходилась пасха на 25-е марта, был 279 год эры Диоклетиана. (Кстати, очень характерное место. 279-й год был 32-м годом нового 95-летнего цикла. Тот факт, что не подошел 13-й год цикла, т.е. год с тем же кругом луны из предыдущего цикла, говорит о том, что этот 13-й год предыдущего цикла был високосным. Напомним,  в годы Дионисия общепринятой хронологией была хронология от Диоклетиана). Дионисий к тому времени уже наверняка знал о 532-летнем периоде повтора солнечных и лунных циклов, потому он просто вычел из числа 279 число 532 и получил, что воскрес Христос за 253 года до начала эры Диоклетиана, а родился за 284 года.

Его работы неоднократно подвергались критике со стороны позднейших историков и хронологов. Так, если верить Климишину (1), его критиковал Кеплер, который даже оперировал выражением Anno Dionysis вместо Anno Domini.

Характерно еще то, что годы от рождения Иисуса Христа (Anno Domini) и годы эры Диоклетиана (Anno Diocletiani) в аббревиатуре дают одно и то же - AD. Может быть, это привело к различным ошибкам со стороны историков, в результате чего возник хронологический сдвиг.

  РОЖДЕНИЕ И ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА СОГЛАСНО РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ

Если верить некоторым церковным преданиям, отраженных, в частности, в Евангелие, то Иисус Христос воскрес в воскресение, 25 марта, а в субботу была иудейская Пасха. (Есть и иные точки зрения. Подробно немного ниже). Есть даже весьма категоричное мнение хронографа XVII века.

Дата Воскресения, по Дионисию, была 25 марта 5539 года от Адама, а год рождества Христова, следовательно, был 5508 от Адама по византийской эре.

Сразу бросается в глаза очень интересное обстоятельство: 25 марта 5539 года от Адама было использовано Дионисием Ничтожным по византийской эре, несмотря на то, что такая эра была непопулярна в католической церкви.

Эра Христова прошла долгий путь завоевани признания. Хорошо известно, что в Византии ее не признавали долго. Споры в Константинополе о ней были вплоть до 14-го века (по (1)).

Сейчас достоверно известно, что вычисления Дионисия Ничтожного неверны из-за несовершенства тогдашней астрономии. Дело в том, что в полученном Дионисием Ничтожным году полнолуние приходилось на 27 марта, что на 2 дня позже 25 марта. Диносий Ничтожный не знал о неточности метонова цикла, что приводит к тому, что по мере течения времени даты весенних полнолуний плывут на более ранние даты юлианского календаря.

В последствии было сделано множество попыток пересчитать за Дионисия и исправить даты рождества и воскресения Христа. Более того, было много других точек зрения о времени его жизни. В хронографе 17-го века мы читаем: (цитата по (2) со ссылкой на (3)):

"Коего лета Христос Господь родися, о сем множайшая суть мнения, и нецыи более четыредесяти исчисляют разумений"

РАБОТА Г.В.НОСОВСКОГО "РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО И НАЧАЛО НАШЕЙ ЭРЫ"

Г.В.Носовским были предприняты усилия по вычислению воскресения Христова по "Собранию святоотеческих правил" Матвея Властар (14-й век)

Текст Властаря давал следующие услови воскресения:

1. Круг солнцу 23 (То есть 23-й год солнечного цикла)
2. Круг луне 10 (То есть 10-й год лунного цикла)
3. 24 марта, в субботу, было иудейска Пасха, совершаемая в день полнолуния.

(Одно существенное замечание: в других источниках о воскресении Иисуса Христа сказано немного иначе. Подробный обзор источников и обработку информации, находящейся в них, см.ниже)

Напомним, солнечный цикл - это промежуток времени, по истечению которого даты юлианского календаря регулярно при переходе из года в год полностью начинают приходиться на те же самые дни недели. Его продолжительность 28 лет. Лунный цикл - это промежуток времени, по истечению которого дни полнолуний начинают попадать на те же даты юлианского календаря. Его продолжительность 19 лет

Точкой отчета этих циклов было так называемое сотворение мира. Соответственно через 532 года циклы повторялись.

Г.В. Носовским был получен результат: 1095 год (полнолуние по таблицам в приложении 1 к (1) 23-24 марта). В некоторой степени подходит еще результат 563 год (полнолуние 25 марта). Намного хуже подходит 31 год, на котором остановился Дионисий, так как полнолуние в этот год было 27 марта. Повторимся, о неточности 19-летнего лунного цикла Дионисий Ничтожный не знал, что его и привело к ошибке. К сожалению, именно этот год был принят Дионисием как год воскресения Христа.

Попытаемся же подвергнуть критическому исследованию текст самого Матве Властаря.

Прежде всего хотелось бы заметить, что существовало много хронологических школ, которые сущесвтенно по-разному на шкале времени располагали все известные им события мировой истории. Среди них было несколько школ, ведущих счет от совторения мира, причем каждая из хронологических школ имела свои традиции вычисления сотворени мира и свои традиции датировки общеизвестных легендарных событий (потоп, Каин, Моисей и т.д.) . Среди важнейших хронологических школ следует упомянуть иудейскую, Панодора, 70 толковников, среди более поздних - школу Ашера. Подробно об этом написано у Бикермана (4). Подробный обзор и сопоставление работ Ашера с работами других хронологических школ можно видеть, в частности, в статье Ф.Цаспеля "Библейска хронология"(5), выставленной в интернете.

С этой точки зрения можно и с подобным скептицизмом отнестись к датировке воскресения Иисуса Христа Матвеем Властарем годом 5539 от сотворения мира, когда круг луне был 10, а круг солнцу 23. Ибо эта датировка была построена так: сперва был нанесен год рождения Иисуса Христа от сотворения мира (согласно той исторической школе, к которой принадлежал сам Властарь), и лишь потом были вычислены круг солнца и круг луны.

Таким образом, если мы отбросим информацию, которую нам сообщал Властарь о датировке воскресения от сотворения мира и номере круга луны и солнца, то таким образом мы то мы получим одно-единственное чисто календарное условие в двух версиях, хорошо отраженное в церковной литературе и попытаемся осуществить

 РЕШЕНИЕ  ЗАДАЧИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ОСНОВЫВАЯСЬ ЧИСТО НА КАЛЕНДАРНЫХ УПОМИНАНИЯХ О НИХ В ИСТОЧНИКАХ

Две группы источников, согласно (1), дают две разные версии воскресения Иисуса Христа:

Восточная версия: (является доминирующей, в дальнейшем все годы воскресения согласно этой версии будем обозначать с буквой e).

Сведения, которые можно условно отнести к восточной версии, помещаются в большой группе источников, в частности, в константинопольском списке консулов 395г. (цитата по (1), стр.242):

"Hic conss. passus est Christus die X Kal.Apr. et resurrexit VIII Kal.easdem" - "при этих консулах пострадал Христос в 10-й день до апрельских календ, а воскрес в 8-й день календ (25 марта)"

Западная версия менее популярна и основана на группе источников, которая допускает, что Христос пострадал 25 марта в пятницу, а воскрес 27-го в воскресение. В дальнейшем будут обозначатьс буквой w. К ним принадлежит, например, хронограф 354г.

Цитата их этого хронографа по (1) со ссылкой на (6):

"His consubilis dominus Iesus passus est die Ven. Luna XIIII" - "в их консульстве господь Христос пострадал в возрасте 14 дней", а в разделе 13 "Римские епископы" читаем: "Imprante Tiberio Caesare passus est dominus noster Iesus duobus Geminis cons.VIII Kal.Apr." - "во время Тиберия пострадал Господь наш Иисус Христос при консульстве обоих Геминов в 8-й день апрельских календ (25 марта).

Итак, из приведенных цитат следует следующее:

1. Восточная группа источников:
Христос воскрес 25 марта, в воскресение в полнолуние

2. Западная группа источников:
Христос пострадал 25 марта в полнолуние, по Евангелию воскрес 27 марта.

Обе задачи были решены на компьютере с помощью написанной специально для этого компьютерной программы. Эта программа была написана так:

1. Она высвечивала все годы, годы имело место мартовское полнолуние 25 марта. Эти полнолуния считались по вечному лунному календарю, построенному на основании формул Гаусса и приведенного в (1) на стр. 315. Считался параметр согласно таблице как сумма шести поправок и затем при необходимости из него вычиталась целое количество лунных месяцев.

2. С учетом того, что реально во врем полнолуния полная луна видна на небе в течение трех ночей, на первом этапе брался довольно широкий диапазон полнолуний, со значений параметра программы от 23 до 27.5.

3. После этого из выбранных по условию полнолуния лет выбирались годы, в которые имел место нужный нам день недели (25 марта - Воскресенье для восточной группы источников и 25 марта пятница для западной). Диапазон рассматриваемых лет был выбран от 200 до н.э. до 1200 н.э.

Результаты работы программы приведены в таблице1. Знак e или w обозначает группу источников (соответственно восточную и западную).

ТАБЛИЦА 1.ПЕРВЫЕ ПОЛНОЛУНИЯ МАРТА. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА
 

номер года 

первое полнолуние марта 

- 167w  25.8 
- 156w  24.0 
- 129e  26.3 
- 118e 24.3 
- 83w  27.0 
- 72w  25.3 
- 34e  25.6 
- 23e  23.7 
7w  22.7 
42e  25.4 
53e  23.5 
91w  24.0 
102w 22.1 
137e 24.8 
148e 22.9 
175w 25.2 
186w 23.4 
221e 26.1 
232e 24.4 
270w 24.7 
281w 22.8 
316e 25.6 
354w 25.9 
365w 24.0 
376w 22.3 
395e 23.0 
449w 25.4 
460w 23.6 
479e 24.4 
490e 22.5 
544w 24.8 
563e 25.5 
574e 23.7 
623w 22.2 
628w 26.1 
658e 24.9 
669e 23.0 
707w 23.5 
742e 26.2 
753e 24.3 
764e 22.5 
791w 24.8 
802w 23.0 
837e 25.7 
848e 23.8 
875w 26.1 
886w 24.3 
897w 22.4 
932e 25.2 
970w 25.5 
981w 23.6 
1011e 22.6 
1016e 26.5 
1065w 24.9 
1076w 23.2 
1095e 23.9 
1106e 22.0 
1149w 26.2 
1160w 24.4 
1179e 25.2 
1190e 23.3 

Мы можем аналогично на основании другой цитаты вычислить

ГОД РОЖДЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА

Consularia Constantinopolitana, котора относит вышепроанализированное воскресение Иисуса Христа на воскресение, 25 марта, о его рождении пишет так: (1), стр.244:

"His conss. natus est Christus die VIII Kal. Ian." - "при этих консулах (Августе и Сильване) родился Иисус Христос в восьмой день до январских календ (25 декабря)".

Так и в вышеупомнятутом хронографе 354 года имеется и указание на год "рождества Христова" (1), стр. 245:

"Hoc cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal.Ian. d. Ven. Luna XV" - "При этих консулах (Гае Цезаре и Эмилии Павле) Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны"

Значит, в четверг, 24 декабря, было полнолуние.

Была написана программа, аналогичная той, которая  вычисляла воскресение Иисуса Христа, в ней задавался разброс 2 дня (от 22 до 26 декабря), и ее результаты приведены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2

ДЕКАБРЬСКОЕ ПОЛНОЛУНИЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ГОДЫ РОЖДЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
 

номер года 

дата полнолуния 

-165 24.7 
-154 22.8 
- 81 25.9 
- 70 24.0 
- 59 22.2 
22 26.9 
33 25.0 
44 23.1 
117 26.2 
128 24.4 
212 25.8 
291 23.2 
375 24.4 
459 25.8 
470 23.9 
543 27.0 
554 25.1 
565 23.2 
638 26.4 
649 24.5 
733 25.8 
744 23.9 
828 25.3 
912 26.6 
991 24.0 
1075 25.3 
1086 23.5 
1159 26.6 
1170 24.7 
1254 26.0 

Примечание. К приведенному выше свидетельству, на основании которого был приведен расчет, можно серьезно и не относиться, ибо по мнению Чижевского (7, стр.42), днем рождения Иисуса Христа был признан день, установленный Аврелианом как Natalis Solis Invicti - (непоколебимый день рождения солнца) - 25 декабря. Видимо, это был первым днем, когда древнеримские астрономы фиксировали увеличение светового дня.

Теперь на основании двух вышеприведенных таблиц нам будет удобно составить еще одну таблицу, которой дадим номер3, которая бы показывала соотношение теоретически возможных дат рождения и воскресения Христа. Составим ее в виде двух колонок: в правой мы будем писать даты воскресения Христа и соответствующие даты полнолуний, а в левой - даты рождения

ТАБЛИЦА 3 ТЕОРЕТИЧЕСКИ ВОЗМОЖНЫЕ ГОДЫ РОЖДЕНИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА
 

ГОДЫ РОЖДЕНИЯ

ГОДЫ ВОСКРЕСЕНИЯ

номер года

дата полнолуния

номер года

дата полнолуния

-167w 25.8
-165 24.7 
- 156w 24.0 
-154 22.8 
- 129e 26.3 
- 118e 24.3 
- 83w 27.0 
- 81 25.9 
- 72w 25.3 
- 70 24.0 
- 59 22.2 
- 34e 25.6 
- 23e 23.7 
7w 22.7 
22 26.9 
33 25.0 
42e 25.4 
44 23.1 
53e 23.5 
91w 24.0 
102w 22.1 
117 26.2 
128 24.4 
137e 24.8 
148e 22.9 
175w 25.2 
186w 23.4 
212 25.8 
221e 26.1 
232e 24.4 
270w 24.7 
281w 22.8 
291 23.2 
316e 25.6 
354w 25.9 
375 24.4 
365w 24.0 
376w 22.3 
395e 23.0 
449w 25.4 
459 25.8 
460w 23.6 
470 23.9 
479e 24.4 
490e 22.5 
543 27.0 
544w 24.8 
554 25.1 
563e 25.5 
565 23.2 
574e 23.7 
623w 22.2 
628w 26.1 
638 26.4 
649 24.5 
658e 24.9 
669e 23.0 
707w 23.5 
733 25.8 
742e 26.2 
744 23.9 
753e 24.3 
764e 22.5 
791w 24.8 
802w 23.0 
828 25.3 
837e 25.7 
848e 23.8 
875w 26.1 
886w 24.3 
897w 22.4 
912 26.6 
932e 25.2 
970w 25.5 
981w 23.6 
991 24.0 
1011e 22.6 
1016e 26.5 
1065w 24.9 
1075 25.3 
1076w 23.2 
1086 23.5 
1095e 23.9 
1106e 22.0 
1149w 26.2 
1159 26.6 
1160w 24.4 
1170 24.7 
1179e 25.2 
1190e 23.3 

Примечание.

Если принять во внимание, что в свое врем Медлер И.Г. и Хлюстин Б.М. (если верить (1), стр.222) писали о том, что во время Никейского собора равноденствие заметили почему-то в день 18 марта и решили пропустить в календаре три дня, чтобы таким образом 18 марта превратилось в 21. Таким образом, если принять во внимание, что в момент никейского собора действительно имел место пропуск трех дней, то нам предстоит решить еще нашу задачу в случае наличия этого пропуска.

Данные в таком виде можно будет легко проанализировать. Обратим внимание лишь на одно обстоятельство: для лет жизни Христа довольно хорошо подходит пара: 459 (26 марта) рождение и 490 (23 марта) - воскресение. Возраст жизни получается 31 год.

Все равно содержание данной статьи Вам кажетс странным? Тогда жмите здесь

ЛИТЕРАТУРА

1. Климишин И.А. Календарь и хронология. М. Наука, 1985
2. Носовский Г.В. Рождество Христово и начало нашей эры. В книге: А.Т.Фоменко. Глобальная хронология. М. 1993
3. Хронограф 1680г. (Частное собрание)
4. Бикерман. Хронология древнего мира. М. 1975
5. Fred Zaspel. Bible and Chronologie.
6. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum. Berolini, 1892.
7. Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца М. Мысль 1995
8. Дулуман Е.К Календари, летоисчисление и дата рождения Иисуса Христа. Атеистический журнал в Интернете

Вы можете послать послание автору нажав здесь
[Страница по хронологии 

 

КОНСТИТУЦИЯ

    Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
a-site@inbox.ru

ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?

Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
Бога нет и никогда не было

ИМПЕРИЯ

Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
  • Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
  • Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
  • Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
  • Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
  • Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.