Исследование чуда схождения Благодатного Огня в Храме Воскресенья.
Взгляд скептика.

В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире. Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений.
Живя в стране, где на роль воинствующего христианства претендует православие, мне многажды приходится сталкиваться с аргументом в пользу православия, состоящим в упоминание чуда схождения Благодатного Огня на православную пасху в Храме Воскресенья (Храм Гроба Господня).
Итак.
Огромный Храм (см. схему), наполнен людьми, посреди ротонды, над Гробом Иисуса Христа возвышается небольшая часовня (Кувуклия). В ней только что заперся православный патриарх, что бы возносить молитвы к Богу и ожидать схождения благодатного огня. Чуть поодаль от него стоит армянский епископ, что бы передать появившийся огонь, через специальные окошечки наемным скороходам. Народ вокруг с надеждой всматривается в полумрак, лишь изредка тьму озаряют вспышки фотоаппаратов. Ожидание длится 15-20 минут, и вот уже первые пучки свеч стали появляться из окон Кувуклии. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. И вот уже огненная река заполонила весть Храм. Огонь появился на улицах Города, переданный тысячам паломникам не попавшим внутрь Храма.
У некоторых огонь горит сильным, синеватым пламенем и такой огонь не обжигает первые 2-10 минут, пока пламя не станет обычного размера и обычного цвета. Многие свидетели видят множество молний, огненные
Всплески и шары, вокруг Кувуклии и в пределах Храма. На этом чудо заканчивается, и лишь самые особенные паломники могут ещё несколько дней видеть всплески молний и огня в Храме.

Давайте начнём наше исследование из глубины веков.


А что собственно находилось на месте Храма во времена Иисуса? Не будучи расположенным слушать предание христиан на этот счёт, я обратился к истории Иерусалима. Оказалось, что с начала правления Ирода (37-34 гг до н.э.), на месте нынешнего Храма формируется пригород, причём Храм занимает скорее центральную часть пригорода. О масштабах и плотности застройки этого места, можно судить по тому, что уже в 40-41 году (т.е. 8 лет после смерти Христа), пригород начинает обносится стеной, тем самым становясь полноценной частью города. Много мужества требуется римскому прокуратору, что б разрешить казнить и захоронить преступников среди многочисленных домов и муниципальных сооружений, так сказать, не традиционным способом.
Если же вы не католик и не православный, то для вас может представлять интерес другая, так называемая "Истинная могила Иисуса", обнаруженная в 1883 г. Особой популярностью она пользуется у протестантов, которым не досталось своего предела в Храме Воскресения. Я слышал о могилах Иисуса в Индии и Японии, но это уж слишком далеко от городских стен Иерусалима. (схема)

Не прошло и 40 лет со смерти Христа, как Иерусалим был превращён в руины, почти все жители покинули его, а в 135, на месте Иерусалима возникает провинциальный Римский город Элия Капитолина. Чего там могло остаться от пещеры могилы Христа, мне трудно понять, но в 325 г, Елена, мать Константина Великого, нашла гробницу Христа, Константин велел соорудить на этом месте первую церковь, строительство которой было закончено в 335 году. Самое интересно, это то, что могила оказалась под языческим Храмом, который бережно сохранял сию святыню под своим фундаментом. И на этом фоне не удивительным кажется обнаружение поблизости от Храма всех трёх крестов с табличкой, что лежали, любовно уложенные, в одну из цистерн для водосбора. Почти 300 лет!!!
Христианский мир ликовал. Первая церковь была перестроена в так называемую "паломническую церковь", включив ряд памятных мест из жизни Христа. Тут уж жадность христианская перешла все пределы. На сравнительно небольшом расстояние друг от друга разместились Голгофа, могила Иисуса и темница, где тот ожидал казни. Так что такая близость поражает не только атеистов, но и ряд верующих, не всех конечно.
Ликование христиан время от времени омрачалось разрушениями, сожжениями и ограблениями Храма.
См. таблицу http://www.birzeit.edu/palnews/sepulchre/dates.html.
Можно было бы пережить злодейства неверных, но в поругание Святыней Храма, не маловажную роль внесла постоянная вражда христианских конфессий, владеющих той или иной частью Храма. Урвать больший кусок от Храма, не пустить врага на свою территорию или устроить резню в Храме, для усиления своих прав - это и было атмосферой, прохождения чуда. Даже поговаривают, что пожар 1808 года явился следствием этой грызни христиан друг с другом. Хотя меня, как атеиста радует, что вся эта возня не из-за ревности к Богу или стремлению к истине, а в основе всего стоит стремление монополизировать это доходное место.
Здесь уместно привести два воспоминания паломников 19 века.

"По прибытии каравана в Иерусалим, поклонников размещали по разным монастырям и обирали порядком под видом соблюдения разных обрядностей. Никто из них целые сутки, а иногда и двое, не смел высунуть носа на улицу, не зная и не ведая, что Иерусалим и Гроб Господень доступен всякую минуту. Каждый думал, что все это заперто у греков на ключ и без их разрешения видимо быть не может. Разумеется, рвались на волю всеми силами и были щедры. Обыкновенный, первоначальный взнос с каждого поклонника простирался, сколько нам известно, до 5 рублей. Потом следовали меньшие взносы, по мелочам, когда показывалось что-нибудь особенное. На Иордан отправляли поклонников кучей, в сопровождении нанятых патриархатом баши-бузуков, из иерусалимского гарнизона. Тут, конечно, новые пожертвования. В заключение, какой-нибудь монах шептал богомольной старушке, которая казалась ему достаточнее других, что "есть-де недавно открывшийся чудотворный ключ, куда еще никого не пускают, но... по знакомству можно". Старушка взмаливалась: "Батюшка, нельзя ли как!" Ее препровождали к ключу. Она передавала об этом потихоньку приятельницам, и те добивались таким же таинственным путем до новой святыни".
"Храм еще с вечера на субботу был оцеплен турецкими войсками и постепенно наполнялся народом, заблаговременно покупавшим себе места, ценою от 50-ти копеек, на наши деньги, до 10-ти рублей".


В общем, деньги, нажива всё как у людей.

Настало время поговорить о самом чуде.
Христиане утверждают, что огонь сходит от момента воскресения и доныне, но как это происходило, пока могила находилась под языческим храмом, они обычно не утруждают себя раздумьями. И всё же стоит изучить свидетельства христиан в исторической их последовательности. Как эволюционисту мне было приятно узнать, что чудо в соответствии за законами природы и НТП постоянно эволюционировало.
До конца десятого века огонь сходил на одну свечку, затем стали самовозгораться несколько свечек, но чудо запряталось в Кувуклию, от глаз подальше. Время шло, и в 1724-41 году появились первые свидетельства о не обжигающих свойствах огня. Примерно к этому же времени относятся изменение цвета огня (ярко красного, аки киноварь), до голубоватого и огонь уже приходил не простым возгоранием, но многочисленными бусинками огня на вате, аккуратно разложенной по всему камню надгробия. Хотя порой чудо происходит и старым, проверенным способом. С момента появление фотографии мы начинаем встречать массовые свидетельства о множестве молний, свечений, огненных шарах во время чуда.

А что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения?

Приведу отрывки из двух свидетельств.

"В этот момент я получила удар по голове - как выяснилось потом, заранее разбитой бутылкой, и этой разбитой частью бутылка вонзилась мне в голову. Перед глазами вспыхнули молнии, потом появилось свечение, подобное тому, которое было при схождении благодатного огня над храмом Гроба Господня. Начался кошмар. "

"Да, мы были в храме; я видела вспышки света, как молний, но не понимала, что это благодатный огонь, я приняла их за вспышки фотоаппаратов. Я один раз увидела, как под куполом все озарилось светом, и только потом поняла, что под куполом вспыхнули "сами" лампады. И люди, которые на балконах стояли, у них тоже сами собой зажглись свечи от благодатных вспышек, от вспышек благодатного огня. Это было так все быстро, что я не поняла, что это уже все. Святейший патриарх передал благодатный огонь, за какие-то секунды мы его получили, наши свечи зажглись от этого огня. И я даже подумала: неужели это все?
(…)
И я так думаю: что ж это такое? Ничего не пойму. А потом уж мне объяснили, что сами собой зажглись лампады под куполом. (…)
Но свет благодатный как будто снизу пошел от кувуклии. Свет шел снизу вверх. Это было перед тем, как святейший патриарх стал передавать огонь из кувуклии.
(…)
Когда вошел святейший патриарх в кувуклию, появились вспышки. Они такие мгновенные, я подумала, это фотовспышки. Но молний я не видела, только вспышки.
Мой муж вес подряд снимал фотоаппаратом. Фотографировал все.
".

Жаль, что не смотря на массовые видения и массовые съёмки чуда, в интернете, неожиданно мало документальных свидетельств подобных явлений, а что есть, кажутся глупой шуткой со стороны христиан.
Но, читая свидетельства можно заметить, что чем более трезво мыслящий человек описывает чудо, тем меньше там остаётся места молниям, огненным шарам и т.п. явлениям.

На этом мне хочется закончить свою краткую заметку.
А как же не обжигающее пламя? Спросите вы. Я ведь не алхимик, а биолог. Вот вам рецепт, пробуйте. А мне лениво, но если кто возьмётся, помогу, чем смогу.

Холодное пламя.

Холодный огонь имеют многие эфиры органических и неорганических кислот. В частности, один из таких эфиров (этиловый эфир борной кислоты) легко получить дома.
Ингридиенты:
- сухая борная кислота, чайная ложка
- этиловый спирт, чайная ложка
- концентрированная серная или соляная кислота, одна капля.
Все это помещается в блюдце, перемешивается и слегка подогревается на теплой (чтобы можно было держать руку) водяной бане. Выделяющийся эфир борной кислоты можно поджечь (не поднося спичку близко к блюдцу, чтобы не зажечь спирт).

Эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.

Температура горения - это не фиксированная величина, она зависит от концентрации эфира в воздухе и условий теплообмена. В описании опыта, который можно сделать дома, я привел метод, чтобы увидеть сам факт необжигающего огня, где количество эфира очень мало. В случае использования концентрированного эфира температура может быть намного выше.

(рецепт из статьи Пасхальный огонь. Евгений Барсуков, кандидат химических наук
http://www.skeptik.net/miracles/pasfire.htm)

Дополнительную информацию вы можете получить из базы данных посвящённых благодатному огню.


Перепечатка обзора приветствуется. За базар отвечаю.