(Орловская правда 23 октября 2000)
“ПРИШЛА БЕДА, ОТКУДА НЕ ЖДАЛИ”

В нашей газете 5.6 и 7 сентября была опубликована статья С. Цыплеикова “Пришла беда. откуда не ждали”. Она вызвала широкий резонанс, редакция получила много писем, откликов. Скажем прямо: мнения читателей подчас полярно различны. 4 октября газета опубликовала часть полученных писем. Сегодня мы публикуем письмо протоиерея Георгия Леонтьева и еще одну подборку писем.

Дальнейшее обсуждение статьи С. Цыпленкова редакция считает нецелесообразным.

ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЬЯМ

Вначале сентября сего года в газете “Орловская правда” I (№ 164—166) была опубликована статья “Пришла беда, откуда не ждали”. Публикация вызвала широкий резонанс как в средствах массовой информации, так и среди жителей Орловщины, особенно верующих. И действительно, почитаешь — равнодушным не останешься, ведь пишут, будто бы служители Церкви Православной схиигумен Илий — духовник Свято-Введенской Оптиной Пустыни, протоиерей Владимир Гусев — настоятель Свято-Покровского храма с. Становой Колодезь, и “злодейка” игуменья Олимпиада — настоятельница Свято-Введенского женского монастыря г. Орла, — разбивают семьи. Только вопреки православной традиции и этике эти имена в газете пишутся без их духовного звания, как будто это обычные Петры, Вани и Кати.

Обсуждение этого почти “детективного сериала” не обошло стороной Епархиальное собрание духовенства Орловско-Ливенской Епархии, посвященное итогам недавно прошедшего Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Конечно, по-человечески, точнее, по-мирски горе и чувства родителей, дети которых не желают жить совместно с ними, понятны каждому, имеющему собственных детей. Они понятны и нам и вызвали искреннее сочувствие. Но нужно учитывать, что девочки уже совершеннолетние и по закону могут сами выбирать свой жизненный путь.

В вышеупомянутой статье много говорится о том, что на Олесю и Анжелу негативно воздействовал отец Владимир из Станового Колодезя, который манипулировал их сознанием как экстрасенс или гипнотизер в рясе, что старец Илий “не туда их повел”. Здесь прослеживается явная аналогия с зомбированием адептов в тоталитарных сектах, которые, подпав под влияние руководителей, лишаются не только имущества, семьи, дружеского окружения, но и здоровья, а то и самой жизни. Удивительно, как можно озлобиться, уважаемая Галина Викторовна, на священнослужителей Церкви Христовой из-за ушедших от Вас дочерей, если Вы обвиняете их в

действиях, присущих отъявленным сектантам, против которых постоянно борется Православная Церковь! Ищите причины ухода Ваших детей из семьи не в происках представителей Церкви, а в неумении найти понимание своих собственных дочерей.

В атеистическое лихолетье начала 80-х годов автор этих строк сам попал в аналогичную ситуацию. Мне также пришлось пережить немало тревожных месяцев: родители жены настойчиво и даже агрессивно склоняли ее к разводу после того, как я твердо решил стать священнослужителем. Тесть, будучи коммунистом и большим начальником, не мог понять и смириться с нелегким для меня выбором, он недоумевал, как я могу разрушать (в его понимании) благополучие жены и детей, как воспримут это многочисленные родственники. Он посчитал меня предателем. Но со временем он многое понял, стал с уважением относиться к Церкви, к вере и моему решительному поступку и просил прощения за то, что пытался разбить нашу семью.

И Ваши дети не случайно выбрали монашеский подвиг в своей еще юной жизни. Чтобы решиться отречься от мирского бытия, нужны огромная воля, немалое мужество и великая любовь к Богу и людям, жизнь свою которым они хотят посвятить. “Кто любит отца и мать более нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня” (Мф.10, 37—38). Этот выбор очень нелегкий, и далеко не каждый на это способен, а только избранные люди. Тем более что в 3-й части статьи ее автор очень “ярко и выразительно” обрисовал жизнь послушниц и монахинь женских монастырей. Да, это подвиг молитвы и тяжелого, повседневного труда, которым они зарабатывают свой хлеб насущный, ибо государство, как известно, в восстановлении разрушенных монастырей не участвует и не помогает.

Семья Мейтаровых в своих многочисленных жалобах к Святейшему Патриарху Алексию II, Московскому Митрополиту Ювеналию, светским властям, прокурору и др. указывает, что после воздействия на дочерей со стороны служителей Церкви они не признают гражданский брак, негативно относятся к мирской жизни и т.д. Да будет всем известно, что, высоко оценивая подвиг добровольного целомудренного безбрачия, принимаемого ради Христа и Евангелия, Церковь никогда не относилась к браку пренебрежительно и осуждала тех, кто из ложно понятого стремления к чистоте уничижал брачные отношения. Только единая в вере семья может стать “домашней Церковью” (Рим. 16,5; Флм. 1,2), в которой муж и жена совместно с детьми вырастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак “только в Господе” (1 Кор.7,39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Духовно-нравственное воспитание детей всегда было и остается приоритетным направлением Православной Церкви. И очень радостно было читать, что Олеся и Анжела были воспитаны в христианской вере, с чистой и хрустальной душой. Так что не нужно их самостоятельный выбор служения Богу и людям называть “бедой”. Беда была бы, если они пошли по пути безнравственности, пьянства, наркомании и разврата, которые, к великому сожалению, нередко встречаются среди нашей молодежи.

В заключение хочется подчеркнуть, что наш правящий Архиерей и многие священнослужители на собрании духовенства однозначно выразили мнение о необходимости встречи родителей с дочерьми, об их примирении и по возможности понимании друг друга.

Мы просили родителей прийти вместе с дочками в Епархию для беседы, так как точно и определенно надеемся, что убедили бы их окончить академию и только тогда идти на решительные шаги в жизни. Это время помогло бы рассудительнее отнестись к данному вопросу, и тогда их решение никто бы не посмел оспаривать, каким бы оно ни было.

Также было отмечено, что подобные статьи не только не приблизят мир и согласие в семьях, но еще больше внесут раскол и разъединение. Дар мира — это “дело веры и труд любви и терпение упования на Господа Иисуса Христа” (1 Фл.1,3). Его следует сохранять и возгревать (2 Тим. 1,6), а потому миротворчество является нашей главной христианской задачей: “если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми” (Рим. 12,18); старайтесь “сохранять единство духа в союзе мира” (Еф. 4,3). И если быть совершенным, необходимо помнить заповедь Божию о любви к врагам — “любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мф. 5,44) и о прощении: “если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Мф. 6,14—15).

Георгий ЛЕОНТЬЕВ. Благочинный Орловского округа, протоиерей.

АНЖЕЛА И ОЛЕСЯ, ОПОМНИТЕСЬ,

ВЕРНИТЕСЬ К РОДИТЕЛЯМ!

ВРЕД ПРАВОСЛАВИЮ.

Жительница Кром А. Михайлова пишет: “Близко к сердцу приняла трагедию Мейтаровых, две дочери которых, еще не жившие на свете, ушли в монастырь.

Анжела и Олеся! Опомнитесь и вернитесь к родителям! Ловкие дельцы от религии лаской и ловким подходом внушили вам это желание. Ваши родители — люди состоятельные. Есть чем от них поживиться. Знают, если им не удастся вернуть вас, отдадут в монастырь последнее, лишь бы вам легче жилось там. Это—главная цель, а вас никто там не пожалеет!

Можно привлечь к суду негодяя, покалечившего физически. Это считается преступлением. Но вмешательство в психику человека, да такое, что дети становятся врагами родителей, остается безнаказанным. Все, кто прячет от родителей сестер Мейтаровых, наносят огромный вред и самому православию. Среди орловского духовенства много высокообразованных, порядочных, гуманных людей, резко осуждающих действия служителей зла”.

“На фоне метаний двадцатого века незыблемыми остались только христианские ценности, — отмечает орловчанка Н.А. Давыдова. — Но в церковь пришло много новых людей. Эти люди, недостаточно вникнув в христианскую веру, внедряют приемы пропаганды и агитации из своей недавней атеистической жизни. Обладая незаурядными организаторскими способностями, энергией, они, как правило, оказываются очень быстро на первых ролях в церкви. Уверенные в своей правоте, они вливают “новое вино” христианства в “ветхие мехи” привычной идеологии. В результате происходит смешение идей и рождается мутант, крайне политизированный, с претензией на православие. Православная же церковь никогда не была воинствующей, всегда учила добру. Но многие “герои” статьи С. Цыпленкова очень далеки от этого постулата православия”.

Возмущенный деятельностью упомянутых в статье священнослужителей житель Орла К.А. Аствацатуров размышляет: “Были уже в жизни нашей страны и коллективизация, и приватизация, а теперь вот — монастыризация с приватизацией детей. Что это? Очередное головотяпство или умысел? Сразу не разберешь. Но однозначно, что монашки — идеальная рабочая сипа, они часто и долго постятся, много и беспрекословно трудятся. Смотрел сюжеты телеагентства “Накануне”. Много вопросов к ведущему этой программы Богатищеву. Откуда такая ненависть к мирской жизни, такая жестокость к семье Мейтаровых, которые хотят, чтобы их дети получили высшее образование, вышли замуж, нарожали внуков, — граждан России? Оказывается, такие намерения могут возникнуть только у якобы чокнутых родителей с садистскими наклонностями, которые якобы избивают своих детей. Кто и сколько платит ему за всю эту несуразицу?”

ТРЕВОГА ЗА ДЕТЕЙ.

Вот выдержка из письма семьи Романовых: “Статья “Пришла беда, откуда не ждали” вызвала боль и сочувствие к семье Мейтаровых и тревогу за будущее наших детей. У нас их двое и маленькая внучка. Мы не хотим, чтобы наши дети стали наркоманами, алкоголиками, но и не хотим, чтобы они попали в монастырь.

Мы вовсе не против веры в Бога, но верить и молиться можно и в семье. Такие молодые девушки, полные сил и энергии, должны учиться, создавать семьи, растить детей. Где же наше будущее? Парней — в Чечню, девчат — в монастырь?”.

“Я лично знакома с Анжелой и Олесей, — читаем в письме, подписанном “Ольга”, — с того момента, как они приехали в Орел. Это были обыкновенные девчонки, модно одетые, жизнерадостные, уважающие своих родителей. После посещений о. Владимира девчонки сильно изменились, надели мрачные одежды, повязали платочки, стали замкнутыми, перестали смотреть телевизор и слушать музыку.

Анжела и Олеся проявили небывалый эгоизм (не характерный для них и вообще для верующего человека). Они бросили своих родителей, которые вложили в них свою душу, всю свою жизнь. Анжеле и Олесе совсем не жаль своих родителей. Но это не их вина — о. Владимиру было совсем нетрудно обработать искренне верующих детей.

Мне 23 года, у меня растет дочка, я рассказываю ей о Боге, о церкви, но я не хочу, чтобы потом ее любовь к Богу смог бы кто-то использовать в своих неблагочестивых целях.

Большая просьба к редакции — окажите посильную помощь в воссоединении семьи”.

Особняком стоят письма, которые написали люди, пострадавшие от действий, напоминающих скорее сектантские, чем православные. Вот одно из них: “Прочитав статью Сергея Цыпленкова, — сообщает житель Брянской области А.А. Кочережкин, — я был поражен схожестью данной ситуации с моей бедой. При таких же обстоятельствах и с участием тех же лиц — игуменьи Олимпиады, отца Владимира, старца Илия — моя дочь Татьяна Кочережкина была обработана на “отчитке” в Становом Колодезе, после чего девочка, бросив учебу (последний курс коммерческого института), не поставив меня и мать в известность, убежала в монастырь. И до сих пор мне неизвестно место нахождения моей дочери. Хотя Владыка благословил ее при мне на учебу. Но она пренебрегла благословением Владыки и, поддавшись влиянию отца Илия и игуменьи Олимпиады, убежала. Я убежден, что моя дочь находится где-то здесь, рядом, но от меня это скрывается. Прошу вас отыскать и мою дочь, пока она не стала жертвой недобросовестных людей, называющих себя христианами, но таковыми по сути не являющимися”.

ОЧЕВИДЦЫ ИЗ СТАНОВОГО КОЛОДЕЗЯ

Есть письма, поступившие из Станового Колодезя, которые буквально уличают “духовных пастырей” в обмане. Напомним, что те обвиняли родителей Олеси и Анжелы в том, что они якобы приезжали за детьми на нескольких джипах, с оружием, жестоко избивали детей и т.п.

“2 июля этого года, — вспоминает жительница Станового Колодезя В. М. Абрамова, — я и несколько моих соседей стали свидетелями того, как к нашему дому подъехали “Жигули” кофейного цвета, через некоторое время мы увидели, как к этой машине мужчина и женщина вели под руки девушку, а сзади шла еще одна. После этого они сели в машину и уехали. У этих людей я никакого оружия не видела, не видела никаких джипов, не видела, чтобы эти люди били девушек, угрожали оружием. Никакой брани от этих людей я не слышала. В дальнейшем из средств массовой информации я узнала, что это были Олеся и Анжела Мейтаровы, и была возмущена той неправдой, которую услышала”.

“Очень понравилась статья “Пришла беда, откуда не ждали”, — пишет З. А. Ноздрина. — Понравилась честной позицией журналиста, ее написавшего.

Живем мы в Становом Колодезе, хорошо знаем о. Владимира, его жену м. Татьяну, его тещу Евгению. На наших глазах шло восстановление храма, мы радовались этому. Но сейчас от былой радости не осталось и следа. О. Владимир якобы изгоняет бесов, причем берет за это деньги. Не понимаем, какая тут святость, ведь сам Христос денег за лечение не брал. Так, не бизнесом ли занимается о. Владимир под крышей церкви? Вряд ли он творит богоугодное дело. В том, что депо обстоит нечисто в нашем храме и около него, меня лишний раз убедила развернутая после статьи С. Цыпленкова телеагентством “Накануне” фактически антиправославная кампания”.

“Мы живем совсем рядом с храмом в селе Становой Колодезь, — обращается в “ОП” Л.В. Стебакова, — и поначалу даже помогали его восстанавливать, и другие люди, наши односельчане, старались тоже помогать отцу Владимиру — приносили в храм и утварь, и посуду, и иконы, собирали пожертвования.

Сейчас очень мало кто из местных ходит в церковь к отцу Владимиру. Сама обстановка в церкви неприятная и даже страшит, пугают дикие крики людей со слабой психикой, их странное поведение. Церковь в это время напоминает дьявольское место. Нам вполне понятно, что в таком месте ничего хорошего не могли получить Олеся и Анжела Мейтаровы.

Меня и других очевидцев того, как родители забирали своих дочерей, до глубины души возмутил несправедливый рассказ каких-то иных “очевидцев”. Никаких 30 человек рядом с нами не было, были только я, моя мама и несколько наших соседей (человек 7). И все мы видели, как все это происходило на самом деле. Да, это же видела и жена о. Владимира м. Татьяна. Как можно было написать в статье “Дети идут к Богу”, что мать волочила свою дочь по земле и угощала ее сильными тумаками?!”

СТУДЕНТЫ ПРЕДЛАГАЮТ КАРДИНАЛЬНЫЕ МЕРЫ.

Однокурсники Олеси и Анжелы тоже возмущены тем, что сотворили с девушками “духовные учителя”. Это подтверждает, в частности, письмо, которое подписали 18 парней и девушек, учившихся вместе с Олесей в группе 302 экономического факультета агроуниверситета: “Во время общения с Олесей ее речь сводилась к тому, что все мы погрязли в грехах, распутстве и т.д.

Особенно это касалось девушек (одежда, макияж, поведение и т.д.). Постепенно она стала отделяться от группы, пропускать занятия.

Группа сначала воспринимала все это как сильную веру в Бога, Однако никто не мог поверить в то, что эти кроткие и спокойные девушки могли убежать из дома и бросить учебу.

Нам действительно жаль родителей Олеси и Анжелы, и мы не понимаем, почему ни администрация, ни УВД, ни церковь, наконец, не могут вернуть дочерей. Шарлатанов — “духовных учителей”, а также людей, которые им помогают, нужно судить, и с этим согласны не только студенты нашей группы, но и большинство студентов университета”.

ЧТО ГОВОРИТ АРХИМАНДРИТ ИОАНН КРЕСТЬЯНКИН.

И еще одно письмо хотелось бы процитировать, понимая его значимость и способность расставить все точки над “!”. Это письмо, адресованное матери Олеси и Анжелы, из Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря от архимандрита о. Иоанна Крестьянкина, старца, пользующегося в России непререкаемым духовным авторитетом. Именно с ним недавно встретился Президент России. Лишь исключительные события, совершающиеся в миру, подвигают о. Иоанна Крестьянкина ненадолго “выйти” из “затвора”, т.е. встретиться с кем-то или высказаться по тому или иному поводу. Одним из таких исключительных поводов стала история семьи Мейтаровых, о которой сообщила “ОП”.

Вот письмо уважаемого архимандрита Г.В. Мейтаровой: “Дорогая Галина Викторовна! Письмо Ваше, полное скорби и боли, я получил. Но возможная для меня помощь Вам — это только молитва, что я и исполняю.

Вы называете конкретные имена тех, кто наставлял Ваших дочерей. Вот с ними и надо Вам все же продолжать разговаривать, хотя бы с той целью, чтобы узнать, в каком монастыре обосновались девочки.

По канонам церковным дети ни замуж, ни в монастырь без родительского благословения идти не могут. Толку не будет, тем болев что родители верующие.

Укрепи Вас Господь! Архимандрит Иоанн”.

Подготовил Сергей ЦЫПЛЕНКОВ.