"Огонек" №24 (4651) июль 2000

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют
и где воры подкопывают и крадут...

(Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 19)

...Ныне вы, фарисеи, внешность чаши
и блюда очищаете, исполнена хищения и лукавства.

Евангелие от Луки, гл. 11, ст. 39

Эта книжка всего-то в 200 страниц, вышедшая тиражом 500 экземпляров, поистине томов премногих тяжелей. Читателю дана возможность заглянуть в копилку, в которую каждый из нас бросил хотя бы раз денежку, но содержимое которой таится от общества за семью печатями. Речь -- о самой могущественной в России финансовой империи, именуемой <Московская Патриархия>.
Строгому научному анализу подвергнуты внешние и внутренние источники доходов, хозяйственная деятельность наиболее известных предприятий и фирм под крышей РПЦ, материальное положение высших этажей власти и рядового духовенства. В сборник <Экономическая деятельность РПЦ и ее теневая составляющая> включены интервью с простыми священниками -- так сказать, взгляд на финансовую империю снизу. Контраст между их буднями и роскошью главенства Патриархии потрясает. Понятно, почему рассказчики побоялись назвать свои имена: день выхода сборника стал бы последним днем их служения...
Книга вышла в издательстве РГГУ под редакцией Льва Тимофеева -- видного публициста самиздата, узника совести, а ныне директора Центра по изучению нелегальной экономической деятельности. Выражаем искреннюю благодарность ему и авторам книги Н. Митрохину и М. Эдельштейну за возможность публикации в <Огоньке> фрагментов их уникального исследования.

 

МЕЖДУ БОГОМ И КЕСАРЕМ: ОКОРМЛЕНИЕ И <КОРМЛЕНИЯ>

Русская Православная Церковь -- гигантская корпорация, объединяющая под единым названием десятки тысяч самостоятельных экономических агентов. По официальным данным, РПЦ имеет 20 000 приходов, 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также не поддающееся учету число коммерческих структур. Годовой объем легальных финансовых потоков РПЦ -- десятки миллионов долларов, но, без сомнения, Церковь оперирует несколькими миллиардами долларов в год.

Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества окормляемой паствы -- приходящих в храмы людей. В реальности <религиозная составляющая>, выражаемая, с одной стороны, в особом пиетете со стороны властей и представителей бизнеса, а с другой -- в мужестве духовенства, готового служить и бесплатно в нищей провинции, -- делает эту зависимость весьма относительной. Можно сказать, что Церкви не грозит банкротство, и в отличие от других экономических структур она может идти на достаточно смелые экономические эксперименты.

Формальная (заимствованная у государства), но фактически бездействующая система финансовых отношений в РПЦ, основанная на отчислении налогов нижестоящими структурами вышестоящим, прикрывает архаичную систему так называемых кормлений. При ней жесткое административное подчинение <низов> <верхам> достигается за счет предоставления <низам> полной экономической самостоятельности.

В советский период государство через фининспекцию и жестко контролируемые приходские советы способствовало поддержанию финансовой налоговой пирамиды <приход -- епархия -- Патриархия>. Но в начале 90-х пирамида рухнула и теперь представляет собой трехслойный пирог, в котором формальное перемещение средств по вертикали сведено на нет и структуры каждого уровня обзаводятся личными источниками доходов.

Привлекательность системы <кормлений> связана с доступом к неучтенному обороту наличности. В большинстве храмов настоятели <не могут вспомнить> даже примерное число крещений, совершенных с начала года, поскольку в их памяти сохраняется одна цифра, в церковных книгах записана другая, а в епархию предоставляется третья. Та же ситуация с годовыми отчетами епархий. В одном из недавних интервью управделами Патриархии митрополит Сергий посетовал на то, что лишь 30% епархий прислали ответы на разосланную им анкету об экономической деятельности. В Церкви нет и неоткуда взяться силе, заинтересованной в легализации реального денежного оборота.

Система <кормлений> наиболее ярко выражается в практике оплаты приходами <архиерейских служб>, представления к церковным наградам и назначения на богатые приходы за плату, принуждения высшей властью <низов> к отчислению части образовавшихся в результате коррупции средств в виде дорогих подарков и услуг.

 

***************************

ГОЛОС СНИЗУ
(священник маленького храма в областном центре А.):

 

<Если приход нерентабелен, зачем открывать храм?>

 

-- Церковь находится в очень тяжелом экономическом положении. Это происходит вследствие открытия все новых приходов, часто нерентабельных. У нас есть такие, где доход составляет 100 рублей в месяц. Настоятели таких приходов едут в Москву и живут там за счет треб, освящая машины, офисы. На приходе их просто не видят. И их можно понять -- надо кормить семью. Но если приход нерентабелен, зачем открывать храм? Есть в конце концов дореволюционная традиция <приписных храмов>, когда за крупным приходом числилось до десяти мелких. Во Франции, например, у католиков и сегодня в каких-то областях есть только один священник на десять храмов...

Если говорить о коррупции внутри Церкви, ни для кого не секрет, что на каждом приходе существует двойная бухгалтерия. Я был на одном приходском собрании, где в присутствии благочинного бухгалтер с радостным видом зачитывала годовой отчет. <На зарплату священнику, -- говорит, -- за год было израсходовано 3000 рублей>. Благочинный приехал с какого-то празднества, всю дорогу просидел не поднимая головы, спорить ему не хотелось, и он сказал: <Я вам это подпишу, но если придет налоговая -- они вам не поверят>. Люди поняли, что зарвались, отчет тут же переписали, в нем были теперь совершенно другие цифры, но это никого не смущало...

Все знают: в Церкви идет борьба за посты. У нас, к примеру, давно борются секретарь епархии и настоятель самого крупного монастыря -- за то, кто будет следующим епископом. Я уж не говорю, что при живом архиерее это как-то нехорошо выглядит, не об этом речь. Но каждый промах одного другой тут же использует. Отцу-настоятелю легче: у него монастырская казна под рукой. Когда у нас православная школа чуть не закрылась из-за огромных долгов, этот настоятель все долги погасил, а секретарь епархии, который школу курировал, потерял туда всякий доступ. Деньги обмениваются на влияние...

 

***************************

 

ИСТОЧНИКИ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОПИУМА

 

На самом нижнем уровне (храм) постоянных источников доходов четыре.

Первый -- кружка, то есть мелкие пожертвования, сделанные во время службы. Сумма эта делится между священниками и другими служителями как премиальные. Второй источник -- товар (иконы, книги, украшения), его доля также незначительна. Хотя таинства и требы должны совершаться бесплатно, солидную часть прибыли дают и они: даже на исповеди стало традицией класть деньги на стоящую возле аналоя тарелку. Самую весомую долю прибыли дает продажа свечей -- до 70 процентов. И понятно почему: если двухкилограммовая пачка свечей в оптовом отделе ХПП <Софрино> стоит 35 рублей, то цена самой тонкой свечи (№ 140) в московском храме не меньше рубля.

Главной доходной составляющей -- помимо <свечки> и <кружки> -- стала в РПЦ коммерческая инициатива. На нижних этажах (приход и монастырь) она проявляется в сфере погребальных услуг, в издательской, торгово-закупочной, ремесленной, культурно-просветительной и аграрной деятельности. На уровне епархий практикуется риэлторский бизнес, организация паломничеств, розлив и продажа воды из святых источников, <гастроли> чтимых святынь.

По примеру столичного мэра городские головы осыпают милостями своих правящих архиереев. Воронежский губернатор, к примеру, в прошлом году отчислил 7 миллионов рублей бюджетных денег из фонда капитального строительства на сооружение нового кафедрального собора. Губернатор Кемеровской области построил на средства госбюджета храм на 2,5 тысячи человек. Не отстают в меру сил начальники меньшего калибра: так, мэр Черкесска в ходе предвыборной кампании подарил всем храмам новые колокола, а священникам -- автомашины.

В крупных автономных церквях, входящих в структуру РПЦ (Украинской, Белорусской, Молдавской), создана своя, независимая от Москвы, система финансовых и товарных потоков. Автономные церкви наладили собственное производство церковных товаров, владеют экскурсионными бюро и гостиницами.

 

***************************

ГОЛОС СНИЗУ
(настоятель храма в селе Б.):

 

<Это как в фильмах про итальянскую мафию...>

 

-- Экономическое положение Церкви достаточно благополучно. И не надо призывать к увеличению финансовой поддержки Церкви со стороны государства -- думаю, такое решение было бы серьезной ошибкой. В стране, где не получают деньги учителя и врачи, дополнительные государственные траты на Церковь привели бы к падению ее авторитета. Церковь -- царство не от мира сего, почему это царство должно финансироваться светской властью?

Что касается теневых отношений, то они широко распространены на всех уровнях церковной структуры, от прихода до Патриархии. И в различных формах: от укрывательства части доходов до элементарного воровства. К нам в епархию недавно пришла гуманитарная помощь из США. Как только эта помощь поступила в епархию, начались проблемы. Приехал митрополит Сергий. Визит закончился скандалом: выяснилось, что представленные документы не в порядке, недостача выражается в тоннах!..

Теневые экономические отношения связаны с борьбой за власть. У нас представители одного монастыря ходят по епархии и предлагают священникам переходить под <юрисдикцию> их настоятеля -- так и говорится дословно: <Переходи под юрисдикцию нашего настоятеля>. Взамен могут помочь храм построить или отремонтировать, могут вторую зарплату священнику платить из монастырской казны. Кроме того, переходя под чью-то <юрисдикцию>, ты уже не один, ты в команде. Вот до недавнего времени настоятелем кафедрального собора был человек, считавший, что он <сам себе команда>. Когда понадобилось одной из враждующих в епархии команд очистить это место для своего человека, настоятеля сняли за несколько дней. Это как в фильмах про итальянскую мафию...

Все меры по борьбе с коррупцией в Церкви бесполезны, ведь народ наш в основе своей языческий, желание воровать в народе гораздо сильнее, чем желание жить с Богом.

 

***************************

 

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА

 

Из всех сфер экономической деятельности РПЦ наиболее закрыта деятельность отделов Патриархии. Лидирует в бизнес-проектах Отдел внешнецерковных сношений, возглавляемый митрополитом Кириллом. Притча во языцех -- рискованная инициатива ОВЦС по беспошлинному ввозу сигарет под видом гуманитарной помощи, ставшая достоянием широкой гласности не без помощи конкурентов из других отделов.

Непосредственной организацией ввоза и продажи сигарет занимались благотворительный фонд <Ника> и штаб по гуманитарной помощи РПЦ, а деньги, полученные от использования таможенных льгот (в документах упоминаются партии на 15 и 24 млн. ЭКЮ), проходили через банки <Пересвет>, <Александр-банк> и <Калужский земельный банк>. Помимо сигарет, ОВЦС занимался беспошлинным ввозом вина и куриных окорочков.

Другим масштабным экономическим проектом митрополита Кирилла стала организация паломнических туров в Святую землю в год 2000-летия Рождества Христова.

Митрополит Кирилл -- сопредседатель Всемирного Русского Собора, в руководство которого входят, помимо патриотически настроенной интеллигенции, представители сырьевой и оборонной промышленности. В публикациях ряда газет утверждается, что митрополит Кирилл является совладельцем нескольких заводов в Германии по производству спиртных и безалкогольных напитков. Говорилось также о содействии главы ОВЦС одному из своих немецких компаньонов в получении льгот на закупки российской нефти, якобы в обмен на приобретение для РПЦ на западных аукционах коллекции православного искусства. Международные финансовые проекты ОВЦС в печати связывались с именами В. Черномырдина и В. Шумейко.

В конце 80-х годов самыми состоятельными лицами в Патриархии были митрополиты Воронежский и Липецкий Мефодий и Волоколамский и Юрьевский Питирим. Всерьез обсуждались их шансы на избрание в Патриархи в 1990 г. Поражение на выборах повлекло за собой уход обоих в отставку с постов председателей Хозяйственного управления и Издательского отдела Патриархии, соответственно и потерю финансового могущества этих подразделений, связанного с тем, что Издательский отдел и ХОЗУ были монополистами на печатном рынке и в производстве утвари, облачений и свеч. Правда, в последнее время глава Издательского Совета МП епископ Бронницкий Тихон пытается восстановить монопольное положение на книжном рынке, но во всех конфликтных ситуациях борется с частными светскими издательствами, а не с конкурентами из других подразделений РПЦ.

В любом случае игра стоит свеч: в прошлом году Патриархией было выпущено почти 12 млн. экземпляров православной литературы при средней цене 20 -- 35 рублей за экземпляр. О том, сколько стоит гриф <По благословению Его Святейшества> на титульном листе книги, изданной вне Патриархии, остается гадать...

 

***************************

ГОЛОС СНИЗУ
(настоятель храма в райцентре В.):

 

<В вашем храме ценные вещи держать нельзя!>

 

-- Постоянно в газетах и по телевидению рассказывают, какая наша Церковь бедная и какие богатые заморские проповедники, приезжающие в Россию. Говорят, что именно богатством объясняется их успех. Я думаю, что их успех объясняется в первую очередь нашей коррумпированностью. Патриархия коррумпирована вся, сверху донизу, весь Синод, все комиссии, комитеты, отделы.

До сих пор неизвестно, куда пошли деньги от продажи миллионов экземпляров Библии, подаренных скандинавскими протестантами Патриархии к 1000-летию Крещения Руси. Они подарили нам Библию на том условии, чтобы она раздавалась бесплатно всем желающим, а здесь ее продавали по высоким ценам.

Я служил у нескольких епископов и могу сказать: все зависит от архиерея. Вот, скажем, приезжает епископ на приход. Некоторые архиереи просто живут с таких визитов. Или видит архиерей в церкви Евангелие в серебряном старинном окладе и говорит: <В вашем храме такие ценные вещи держать нельзя. Я забираю ваше Евангелие в епархию>. То же самое с евхаристическими сосудами, с крестами, с иконами. Перед настоятелем потом, естественно, никто не отчитывается, где все это находится.

Бывают, знаю, такие случаи: священник приезжает на прием к архиерею, обращается к секретарю, говорит, что ему надо по такому-то вопросу видеть епископа. Секретарь отвечает: <Очень хорошо, Владыка вас примет, но у меня вопрос, батюшка. Сейчас строится новая епархиальная дача, сколько вы внесли на это строительство?> Внесешь сколько скажут -- вопрос твой решат положительно...

 

***************************

 

В ТЕНИ ФАВОРИТОВ

 

Об источниках доходов на самом высоком уровне, в Патриархии, можно говорить достаточно конкретно, хотя недостаток информации и здесь ощущается остро.

Первая проблема, встающая перед исследователем, в том, что доходная часть МП не консолидирована: средства идут по нескольким каналам, которые контролируются людьми из ближайшего окружения Алексия II. Хорошо представляющий себе реальную обстановку в МП бывший пресс-секретарь Патриарха Е. Комаров говорит: <Как в любой замкнутой системе, удельный вес чиновника определяется там не названием должности, а сложной комбинацией неформальных связей>. Другая проблема -- в том, что необходимо отделять организации, приносящие Патриархии реальный доход, от организаций, пользующихся ее лоббистскими возможностями, но не делающих постоянных существенных отчислений в ее казну.

Сам Патриарх увязывает в своих публичных заявлениях коммерческую деятельность РПЦ исключительно с гуманитарными целями. Логичным для него поступком в этом контексте стало учреждение <Российского благотворительного фонда примирения и согласия>, финансируемого Г. Сотниковой, имеющей исключительное влияние на Патриарха. С 1993 года г-жа Сотникова выступала фигурантом по меньшей мере пяти уголовных дел. Филиалы созданной ею группы <Вертекс> пытались продавать облигации с прибылью от 40 до

60% годовых; <православная> клиника, принадлежащая <Вертексу>, оказывала гинекологические услуги, включая прерывание беременности; в декабре 1998 г. сотрудники Московского РУБОП задержали на въезде в столицу колонну из пяти автотрейлеров, которые везли из Китая принадлежащие АОЗТ <Вертекс> часы, украшения, пиратские компакт-диски и порнокассеты, хотя по таможенной декларации в грузовиках числились рыболовные снасти. Сотникова заявила, что это <наезд> конкурентов из фирмы <Русское золото>.

В апреле 2000 года Сотникова вновь привлекла внимание прессы. Она предложила Государственному таможенному комитету создать в своем лице <единого агента>, который бы координировал международные авиаперевозки. Члены ассоциаций авиационных грузовых операторов и грузовых авиакомпаний в письме на имя тогда еще и.о. президента В. Путина протестовали против такого явного нарушения антимонопольного законодательства, однако и после письма продолжали переговоры с руководством ГТК и г-жой Сотниковой. Примечательно, что переговоры проходили в помещении Патриархии. В итоге раздутого прессой скандала ГТК отказался от своей поддержки идеи <единого агента>, вице-премьеру И. Клебанову было поручено разобраться в инциденте.

Помимо Сотниковой, большое влияние на Алексия II имеют представители еще нескольких коммерческих структур: группа фирм, контролируемых предпринимательницей Е. Шульгиной, АО <Международное экономическое сотрудничество>, составившее капитал на льготной торговле нефтью и др.

По должности наиболее важные экономические проекты Патриархии курирует управделами МП митрополит Солнечногорский Сергий. Ему подконтрольны гостиничный комплекс <Даниловский> (приносящий доход в общецерковную казну в десять раз больший, чем 76 епархий, напрямую подчиненных Московской Патриархии) и Художественно-производственное предприятие <Софрино>.

Руководитель <Софрина> еще с начала 80-х годов Е. Пархаев, по мнению бывшего пресс-секретаря Патриарха, <наиболее влиятельный в финансовом отношении церковный деятель, его пристрастия Патриархом всегда вынужденно учитывались>. Монополия Пархаева, фундамент которой закладывался в годы гонений на Церковь, процветает и сегодня не только потому, что для любого церковного прихода престижно иметь утварь и облачение <мэйд ин Софрино>, но и потому, что оснащенное новейшим отличным оборудованием <Софрино> активно ищет и находит контракты на стороне. В некоторых своих проектах Пархаев работает совместно с ОВЦС. Когда РПЦ начала сбор средств в пользу жертв бомбежек в Югославии, целевой счет был размещен в <Русском генеральном банке>, одним из учредителей которого является <Софрино>.

Помимо помощи государства и бизнесменов, аппарат МП имеет солидный финансовый резерв, обусловленный статусом Патриарха как правящего епископа Москвы (более 300 приходов). Алексий II номинально контролирует более 600 приходов в Московской области и десятки монастырей. То есть ему подчинены 5% всех приходов РПЦ, причем самых богатых.

 

***************************

ГОЛОС СНИЗУ
(священник храма в городе Г.):

 

<Менты в Церковь носа не суют -- разве чтобы свечку поставить>

 

-- Что такое теневая церковная экономика? Отпел священник покойника, деньги не записал, купил дитям мороженое, супруге цветы -- и уснул крепким сном. Вот вам, вроде бы, вся теневая экономика. На самом деле перед Церковью стоит гораздо более серьезная проблема. Я говорю о количестве криминальных денег, которые у нас крутятся. Какая-то фирма переводит храму по безналичке несколько миллионов, из которых священник берет себе процент, а остальное получает та же фирма, причем наличными.

А серебро-золото, которое по всем церквям и в иконных лавках продается? Откуда это золото идет? И какой процент его привозят бритые ребята в кожаных куртках? Привозят из какой-нибудь Турции, ставят липовое клеймо, самим торговать рискованно: проплатишь одному милицейскому подразделению -- другое обидится, всем платить -- золота не хватит. По счастью, существует чудная структура, РПЦ-МП, в которую менты носа не суют -- разве чтобы свечку поставить. Храмы получают солидный процент, а хозяева золота и душу успокаивают (на Церковь жертвуют), и навар имеют как нигде! Так как в законе сказано, что не облагаемое акцизом золото должно иметь культовое предназначение, то из этого металла настрогают крестиков и цепочек -- вот вам и культовое предназначение! Какое культовое предназначение у цепочки, я, правда, в толк не возьму, но раскупаются у нас подобные вещи лучше, чем обыкновенные ювелирные украшения.

Церковная экономика во многом копирует экономику страны в целом. Например, Патриархия требует, чтобы епархии закупали свечи в <Софрине>, а там дорого. Поэтому епархия целый год закупает свечи где поближе и подешевле, а в конце года посылает гонцов в <Софрино>: выполнить патриаршую волю, привезти пару пачек свечей из его мастерских. Точно так и наша экономика себя ведет: высунется на свет, заплатит налог с каких-нибудь 10 процентов своего оборота -- и нырк обратно в тень!..

Я думаю, в Церкви многое изменится к лучшему, когда появится осмысленная экономическая политика. Мы должны прийти к западной системе. Там -- например в Германии, -- прихожане платят государству специальный церковный налог, эти деньги государство тратит на зарплату священникам. Прихожане тоже не в накладе: и католики, и протестанты имеют развитую социальную инфраструктуру. То есть человек оплачивает как бы и свою страховку, и может потом дешево лечиться в специальных клиниках, жить в домах для престарелых. И, кроме того, мне кажется, полезно, когда священник имеет вторую работу: он тогда не смотрит на церковное служение как на источник заработка и не отрывается от реальной жизни...

 

***************************

 

ЧТО ВПЕРЕДИ

 

По нашим прогнозам, в ближайшие годы объемы денежных средств, проходящих через церковный сектор экономики, будут возрастать. Структура доходов от постоянных источников -- продажи свечей, книг, икон и оплаты <треб> -- вряд ли претерпит изменения. Зато непостоянные и теневые источники будут расширяться. За контроль над ними развернется острая борьба. В таком контроле будет заинтересовано, во-первых, государство, которое вряд ли станет терпеть в долгосрочной перспективе <офшор> на своей территории, а во-вторых, интерес проявят внутрицерковные группировки, конкурирующие сегодня прежде всего в экономической сфере.

Чем закончится эта борьба, предсказать невозможно. Ясно одно: ждать, что улучшится материальное положение рядового священника, в особенности в провинции, не приходится.

И это в конечном счете скажется на общем духе в Церкви и на ее роли в обществе.

 

***************************

ГОЛОС СНИЗУ
(настоятель храма в райцентре Д.):

 

<Чем они отличаются от тоталитарных сект?>

 

-- За последние годы экономическое положение Церкви в крупных городах улучшилось, в маленьких городках ухудшилось, а уж в селах вообще непонятно, как священники выживают. В таком положении вина архиереев, которые открывают храмы для галочки, не думая, кто там будет молиться и как там люди будут жить.

Само собой, в этих бедных храмах ни теневой экономики, ни вообще какой-нибудь. Теневые отношения в экономике Церкви связаны в основном с монастырями. Там полный беспредел творится. В нашей епархии был конфликт между архиереем и настоятельницей одного монастыря. Я присутствовал при разговоре Владыки с председателем епархиальной ревизионной комиссии. Владыка ему на мать игуменью жаловался, а секретарь к нему подошел, руки сложил под благословение и говорит: <Благословите найти в монастыре недостачу>. Действительно, можно брать любой монастырь, проверять -- и находить, что нужно.

Со стороны трудно поверить в то, что делается в монастырях. С квартирами там постоянные махинации: то есть все решается на уровне <благословляю> -- <не благословляю>. Тут недалеко монастырь, где очень известный настоятель, часто бывающий в Москве, где у него много духовных чад. Один из них решил стать священником, рукоположился и приехал к своему наставнику служить. Тот заслал его вместе с семейством на монастырское подворье, купил ему там дом, а через какое-то время говорит: <Благословляю тебя пожертвовать монастырю свою квартиру>. Теперь отец-настоятель по приезде в Москву останавливается в собственных апартаментах. Никак не могу понять: чем такие монастыри отличаются от тоталитарных сект, с которыми нас призывают бороться?!

Жертвуют монастырям очень много и коммерсанты, и государство. Я знаю монастырь, который чуть ли не за сто километров от областного центра, и все равно туда мэр деньги переводит. Почему? Да потому, что рядом с монастырем речка течет, куда мэр со своим замом летом купаться ездят.

Не знаешь, кто кого больше развращает: мирские властители наших или наши -- их. Скажем, в соседней епархии Владыка любит на островах в теплых морях отдыхать. Откуда деньги? А кто ж его спросит? Говорят, как-то задали ему такой вопрос, он ответил, что из пожертвований. Неужто ему лично жертвовали? Так прямо подошли и сказали: <Вот вам, Владыко, деньги, сделайте милость, поезжайте за границу, погрейтесь на солнышке>?

Когда видишь и слышишь такое, тяжело становится на душе......

 

***************************