Александр НИКОНОВ

В ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗЫДЕЙНОСТИ

Судя по тому, как дружно сплелись все четыре ветки власти вокруг православия, терновый венок на его челе получился крепким. Кровь бы не потекла…

Не знаю, действительно ли Ельцин поручал группе каких-то ученых разработку национальной идеологии, как о том когда-то писали газеты, или нет. Но на протяжении последних лет все, кому не лень, упорно говорят об этой таинственной идеологии, что ее, дескать, нужно найти или самим придумать. Шумейко (помните еще такого?) в свою бытность высказывался по означенному вопросу, какие-то предложения вносил по основам национальной идеологии - мол, наши люди нестяжательны по сути своей и духовное в них сильно преобладает над материальным, отсюда и будем исходить... К будущим задержкам с зарплатой что ли подготавливал?..

А в последнее время идейно-национальные разговорчики подозрительно усилились. Чувствуется, неймется нации без руководящей и направляющей. И боюсь, вот-вот найдут ее, великую объединительную. Боюсь, она уже на подходе. И что-то подсказывает моему сердцу, что не понравится она мне. Сильно не понравится. Уж больно ладаном припахивает.

Может, не надо, а?..

Жил был поп - толоконный лоб.

Что самое ужасное в самой лучшей объединительной национальной идее? То, что она национальная и объединительная. Идея ведь одна, а нас много. И что прикажете идейным и правоверным делать с теми, кому идейка тесновата оказалась или с теми, кому одной идейки для жизни вообще мало?

Судя по тому пиетету, с которым нынешняя власть относится к православной церкви, свой выбор она (власть) уже сделала. Церкви остается только расслабиться и получить удовольствие и сопутствующие любви подарки. Впрочем, подарки в виде таможенных льгот на сигареты и спиртное уже были. Значит, по всем законам жанра, период брачных ухаживаний должен смениться долговременным обоюдовыгодным сожительством. Довольна власть, авторитет которой теперь как бы поддерживается высшей силой. Да и контора с названьем кратким РПЦ – видимо, отныне официальный представитель Господа на местах - своей радости тоже не скрывает. Один я не рад. По-моему, этот союз – типичный мезальянс. Ошибка. Для обеих сторон.

Для церкви - поскольку ставит ее в прямое услужение власти, о чем наиболее продвинутые работники креста и рясы не устают повторять. Хочешь дискредитировать любую идею? Дай ей власть!.. Почему с таким мстительным удовольствием простой русский народ громил при большевиках церкви и вешал попов на колокольнях, никогда не задумывались? А ведь можно было предположить такую его реакцию просто изучив русские сказки – выражение народного подсознания. Поп в них всегда отрицательный персонаж, всегда дурак, всегда жадный, всегда подлый. У Пушкина (который “наше все”, как вы помните) народный герой Балда тремя щелчками убивает служителя культа. Счастливый, веселый конец...

На поверхности народного самосознания были и целования рук у священников, и подчеркнутое уважение, и кресты нательные, а внутри – бурлящая неосознаваемая ненависть. Почему? А потому что слишком уж интегрирована была церковь в государство при царе-батюшке. А партработников всегда у нас ненавидели вне зависимости от формы одежды. К кому вы с большим удовольствием пойдете душу изливать – к психотерапевту или к политруку? Сейчас наше государство пытается превратить религиозных психотерапевтов в политруков. Те же грабли. Значит, скоро опять пойдут анекдоты про попов.

Мне, честно говоря, на крах православия с лейблом Московского патриархата наплевать. Говоря об опасности воцерковления власти для самого православия, я просто хочу привлечь в тактические союзники наиболее умных и демократичных священников. Есть и среди попов умные ребята.

…Ну а для государства заигрывание с православием московско-патриархатного розлива опасно потому что, сделав свой выбор, власть как бы забыла, что в России живут не только поклонники конторы РПЦ, но и христиане другого розлива – староверы, католики, лютеране, раскольники. И не только христиане, но и любители других верований. И, наконец, в России обитают не только верующие, но и трезвомыслящие. Их еще называют атеистами. Последних сильно раздражает, когда они видят по телевизору как в конце ХХ века – века электроники и информатики - рядом с главнейшими правительственными чиновниками ядерной державы околачиваются жрецы в раззолоченных одеждах. Древний Египет какой-то... К чему раздражать неправославный электорат?

По опросам социологов, считают религию достаточно важной ценностью для себя лишь 33% граждан России. Для 11% религия – главная ценность, это религиозные фанатики. 37% вообще не считают религию сколь-нибудь значимой ценностью, а 19% отнесли себя к атеистам. То есть людей нерелигиозных попросту большинство! (Что на мой взгляд, наряду с всеобщей грамотностью есть немалое достижение предыдущего режима.) Это во-первых.

А во-вторых… Даже если бы наше общество было целиком гомоконфессионально, то есть все граждане были: а) верующими и б) придерживались одной веры, скажем, христианства православного толка... То даже в этом случае опора на религиозную идею была бы порочна для страны. Нужно ведь понимать, что у каждого явления и события есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Положительные стороны религии известны. За них власть религию и полюбила.

Но есть у христианства и минусы.

Падающего толкни!

Не зря религиоведы называют христианство религией маргиналов. Зародившись две тысячи лет назад именно как религия маргиналов, христианство в основе своей таковым и осталось. Это религия прокаженных, блаженных, нищих духом, юродивых, сирых, убогих. Христианство гуманно призывает помогает худшим, и этот гуманистический пафос пронизал всю западную цивилизацию. Христианство – религия слабых. И это тоже отпечаталось на цивилизации.

Ведь теоретически возможен и другой подход – помогать сильным. Помогая лучшим – успешным, умным, ярким - вы тащите общество вверх с каждым поколением, оставляя за бортом естественного отбора слабых, худших. Помогая убогим, вы консервируете и транслируете убожество поколение за поколением. В христианской цивилизации выгодно быть слабым и убогим. Ибо только будучи лентяем, бездарем, преступником или иждивенцем ты дождешься реальной помощи и сочувствия. Помогает ли государство успешному Биллу Гейтсу? Мешает. А помогает оно безработному негру, сидящему на программе реабилитации бывших наркоманов. Туда, а не в развитие производства, текут налоги Билла Гейтса. Христианство объективно является фактором ведущим в сторону социальной деградации, люмпенизации. Как верно написал один известный психолог по этому поводу: “согласно законам Мерфи, все, что может испортится, - портится… В обществе, где не прививают здоровый образ жизни, а только лечат больных, всегда будет нехватка врачей… Мы не поддерживаем тех, кто еще жив и бодр, кто мог бы стать вожаком, примером, организатором и лидером, мы ждем, пока люди выпадут в осадок, и только потом начинаем работать с Осадком, тяжко вздыхая, что работать уже не с кем.”

Спрашивается, почему же тогда эти разрушительные тенденции христианства не возобладали и не привели в деградации цивилизации вообще? А потому что, наряду с христианскими - и против них! - действуют другие тенденции. Они называются попросту жизнью. В которой больше зарабатывает и живет лучше тот, кто успешнее, сильнее, наглее, умнее, циничнее, хитрее. Именно эти люди – циничные, хитрые, корыстные и жадные, готовые не подставить щеку, а ударить первыми, – движут бизнес, а через него - прогресс. Потому что заботятся они в первую очередь исключительно о себе, а не о сирых. Если вдруг все богатые раздадут свое богатство убогим, как Христос рекомендовал, то и бедным не поможешь (каждому по копейке достанется) и вся экономика рухнет. Так что общество развивается, скорее, не благодаря, но вопреки христианским ценностям.

Нет, я не хочу сказать, что от христианства один только вред. Отнюдь! Если бы был только вред, социальный отбор не сохранил бы живым сам институт христианства. Христианство нужно, потому что оно определенным образом канализирует человеческую агрессию. Жестокая реальность жизни с одной стороны и милосердная мертвечина христианства с другой – два балансировочных грузика социальной системы. Поэтому систему разбалансировать нельзя. Но помнить о минусах христианства нужно. Хотя бы потому, что христиане – люди идейные. А нет ничего страшнее идейных людей у власти. И чем гуманнее и красивее идея, тем большей кровью она оборачивается для общества.

Вы тоже это замечали? Общества, в которых никакой такой особенной идеи нет, кроме как денюжек подзаработать, развиваются прекрасно, поскольку в них хватает информационного разнообразия для развития. Примеры даже приводить не буду, достаточно на запад голову повернуть. Ну а там, где верх берет идея, получаются то абажуры из человеческой кожи, то полпотовщина, то костры инквизиции. Благими намерениями…

Слуги Дьявола

Специалисты в области социальной психологии полагают, что религия в ХХ1 веке будет скорее вредна, чем полезна для общества. По самому своему генезису, простите за выражение. Во-первых, каждая религия претендует на абсолютную истину. А раз за твоей спиной Абсолютная Правда, то во имя ее можно делать, что хочешь – убивать, жечь, пытать… (Между прочим, этот упрек обратим - в том же самом верующие часто обвиняют неверующих: мол, раз бога нет, значит, делай, что хочешь?.. Вне зависимости от идеологии, люди всегда делают, что хотят, только оправдываются разными словами.)

Во-вторых, основа любой религии – борьба двух вселенских противоположностей. Добра и зла. Бога и Дьявола. Тьмы и Света. Ученые называют это дихотомией, то есть двойственностью. И это плохо, поскольку глобальное разделение, лежащее, по религиозным убеждениям, в основе мира, автоматически переносится и на человеческие и на межгосударственные отношения. Автоматически люди разделяются на правых и неправых (виноватых), хороших и плохих, добрых и злых. “Наших” и “ненаших”. И даже объединяется друг с другом они не “для”, а “против”. “Против кого дружить будем?” – вот основа современной политики и человеческих взаимоотношений.

Основатель христианства, который говорил, что “несть ни эллина, ни иудея”, тут же сам и разделил людей. Правда уже не по национальному, а по конфессиальному признаку: “Кто не со Мной – тот против Меня”. И добавил: “Не мир я принес, но меч.” И что брат пойдет на брата объяснил… Во-он откуда ноги растут у религиозных войн. От основателя самой гуманной идеи в мире. Уж лучше бы эта идея была менее гуманной и более равнодушной! Равнодушный нищему кусок не подаст, но и убивать никого не будет. Так что поменьше эмоций, граждане! Побольше иронии…

Для мира, обладающего такими энергоресурсами и таким оружием, как наш, религиозное черно-белое деление мира попросту опасно. Реалии информационной цивилизации требуют от человечества уже другой морали - соответствующей новым технологиям. И мораль эта уже не двуполярна. Она, скорее, полиполярная, цветная. В ее основе – толерантность, то есть терпимость. Нет правых и виноватых, потому что у всех своя правда. У православных из Московского патриархата и у православных раскольников, у мусульман и у сектантов. Даже у того, кто полагает, будто дважды два – пять, своя правда. Ведь то, что два умноженное на два равно четырем – это не Абсолютная Истина, а весьма и весьма относительная. Местная. Из области математики. И в литературе, например, не работающая.

Пришла пора объединяться не ПРОТИВ кого-то, а ДЛЯ чего-то. Для спасения Земли от возможных астероидов. Для освоения Луны или океанского дна. Для покорения термояда. Необходимость этого требует: сил одной страны для решения подобных технологических задач уже не хватает. Почему, например, завис международный (Россия, США, Япония и т.д.) проект по построению первого опытного термоядерного реактора? Бывшие потенциальные противники никак не договорятся. А просто не нужно видеть друг в друге врагов.

Чему учат граждан современные “безыдейные” психологи и за что их, кстати, не любят “идейные” попы? Тому учат психологи, что нет людей хороших и плохих, злых и добрых. Ну не бывает людей злых “вообще”! Есть люди злые по отношению конкретно к кому-то, в какой-то момент, в какой-то ситуации. Плохих людей, скотов, сволочей, подонков, негодяев и “неверных” мы плодим сами, навешивая ярлычки на тех, кто нам не угодил. Таковы матрицы нашего сознания, вбитые с детства нашей насквозь религиозной цивилизацией. Поэтому, если хотите спокойствия и эффективности в жизни, говорят психологи, оценочные эмоциональные категории нужно отбросить и просто договориться, как делить прибыль или вести совместное хозяйство.

Примитивное деление на “свет” и “тьму”, на Плюс и Минус необходимо оставить в ХХ веке. И если христианство не отбросит прочь свои тысячелетние догмы, которые не только перестают работать в новых условиях, но и становятся попросту опасными, христианство умрет. И в первую очередь откинет копыта русское православие как наиболее ригидная, то есть косная часть христианства.

А может ли религия измениться? Может ли христианство избавиться от своих родовых пороков - принципиальной двуполярности мира? Теоретически, да. Спасительные прозрения были сотни лет назад у разных религиозных деятелей, но всегда считались официальной церковью еретическими. Религиозных философов, которые убивали Дьявола, церковь всегда не любила. Но они были, те люди, которые полагали, что есть в мире только Божественный свет, а тьма – просто место, куда Божественный свет еще не пролился. Зла нет, Дьявола нет, есть просто отсутствие Добра. Эта теология мира без Живого зла – могла бы быть теологией ХХ1 века, если бы святые отцы современной церкви признали ее. Но они не хотят спасать умирающую церковь ценой отрицания главных догматов. Парадоксально: получается, что спасая Дьявола от несуществования, эти святые отцы оказываются на стороне Дьявола.

Они выросли и забыли своих родителей.

Что же нужно делать государству, если оно хочет не только выжить в ХХ1 веке, но и быть конкурентоспособным? Не давить, а всячески поддерживать так называемое кибернетическое разнообразие социальной системы. Например, ПОДДЕРЖИВАТЬ различные секты. Пусть расцветают сто цветов. Ведь никто никогда не знает, что путного из какого зернышка вырастет. Христианство тоже когда-то было гонимой сектой фанатиков. Больше того, любая религия когда-то была религией одного человека, который задумался над вопросами бытия и нашел для себя ответы. И убедил в этом ближайшее окружение для начала…

И не нужно бояться тоталитарности сектантов. Во-первых, в процентном отношении сектанты совершают меньше уголовных преступлений, чем обычные граждане. Во-вторых, для борьбы с уголовными проявлениями достаточно уголовного кодекса. А у нас есть пресловутый закон “О свободе совести и религиозных объединениях”, который дает все преимущества “традиционной” религии и всячески гнобит прочие…

Кстати, поддержка государством сект оздоровила бы и само увядшее православие, дав ему хороший конкурентный пинок. Как там Ленин писал? “Загнивающий, монополистический…” Наши попы настолько привыкли к государственному патернализму, что даже на миссионерскую деятельность давно болт забили. Почивают на лаврах, не вербуют в трудах новых сторонников, надеются, государство им пригонит. Сейчас с православием происходит тоже самое, что с ВАЗом. Опекая завод, охраняя его от конкурентов, прощая долги, государство создало ВАЗу столь тепличные условия, что качество машин упало до уровня ниже советского. Покупая машину или выбирая православный приход россиянин играет в лотерею: повезет – не повезет…

Как известно, человеческая мораль выросла из первичной животной морали “ворон ворону глаз не выклюнет” (этологи называют мораль животных “популяциоцентрическим инстинктом”, если кому интересно). Потом мораль облачилась в религиозные одежды. Что дальше? Де-факто люди в современном постиндустриальном обществе, в основном, безбожники. Они могут считать себя верующими, даже захаживать в церковь, потому что “все так делают”, но в реальной жизни ведут себя как самые настоящие атеисты – обыкновенно. И эта тенденция обезбоживания мира усиливается. Ее видят даже самые злые ортодоксы. Недаром наиболее нашумевшая книга фундаменталиста Кураева называется “О нашем поражении”.

Возникает вопрос, а может ли атеистическая мораль заменить религиозную так же удачно, чтобы люди не поубивали друг друга, во всяком случае, сразу же? Другими словами, достаточно ли люди трезвые и взрослые, чтобы ужиться друг с другом без небесной палки? Многим палка нужна, чтобы быть более-менее приличными людьми. В роли палки может выступать уголовный закон или небесная кара. Боящийся наказания человек в обществе ведет себя морально. Но, согласитесь, цена такой “морали из-под палки” весьма невысока. Гораздо выше тот человек, кто ведет себя по принципу “не делай другому того, чего не желаешь себе” не потому что его кто-то накажет или даст приз в виде Рая, а по широте души. Из любви к людям.

Что же придет к концу ХХ1 века на смену религиозной “палочной морали”? Моральная мораль. Собственно, вот она… Бог умер. Мы осиротели. Отца, который сопровождал все детство человечества, – его нет больше с нами. Что ж, мы стали взрослыми настолько, что можем уже жить без родителей. В детстве мы по глупости дрались под Отцовским взглядом и ремнем. Теперь, став такими же большими, как Отец, мы, осиротевшие должны крепче сплотиться друг возле друга, подставить плечо друг другу, потому что, кроме нас в этой холодной чужой Вселенной нам больше помочь некому. И потому что мы – братья, случайно рожденные на краткий миг и уходящие в небытие. Стоит ли портить этот миг распрями и ссорами? Давайте проживем его достойно и по возможности радостно…

Как вам такая моральная схема? Или вам больше Вечный Старший Брат нравится? Значит, вы инфантильны. Пора взрослеть…


Интересные факты::

“В 1999 году сумма льгот по гуманитарной помощи, предоставленных государством церкви возросли в 5 раз по сравнению с 1998 годом и составила 1,5 млрд. рублей (60 млн. $)”

“Если верить отчетности благотворительного фонда святого Киприана Сторожевского и храма Иоанна Предтечи, которые распределяли иностранную гуманитарную помощь среди малоимущих граждан, получалось, что на каждого одаренного пастырями мирянина пришлось по 1,5 тонны окорочков, 1 тонне макаронных изделий, 350 кг сыра, 500 килограммов сливочного масла и 350 килограммов томатной пасты..."

“Печально известный священник Олег Стиняев, прославившийся своей борьбой с сектами и перепрограммированием сектантов из одной религии в другую (свою, разумеется), в служебном рвении дошел до того, что стал бороться не только с сектами, но и с психологическими клубами. В частности, объявил сатанинской сектой… психологический клуб “Синтон”, где учат людей снимать внутренние зажимы, разрешать семейные конфликты и т.д. Руководитель клуба – известный психолог Николай Козлов, автор многочисленных книг по психологии личностного роста и, кстати, атеист, отнесся к происшедшему с юмором. Хотя Стиняев и требовал у властей лишить психологический помещений.”

“Как известно, у всех свои предрассудки. Есть они и у церкви. Только церковь, спокойно относящаяся, например, к числу 13, недолюбливает число 666. Пойдя на поводу у служителей культа, власти поменяли номера 666 автобуса в Москве и 666 поезда “Москва-Осташков”. Что ж, двумя приколами в России стало меньше. Кстати, они были единственными в мире…”

“В Министерстве образования введена новая специальность “теология”. Так что вскоре гражданские вузы (не принадлежащие РПЦ) будут выпускать штатных теологов с государственными дипломами.”

“Священный Синод РПЦ выступил с протестом против введения ИНН – идентификационных номеров налогоплательщиков. По мнению служителей культа, которые сами налогов не платят, введение ИНН и штрих-кода для граждан есть своего рода печать антихриста в виде трех черточек, чем-то напомнивших церковникам цифры “666”. Так когда-то верующие отказывались от прививок во время чумы.

По сообщениям прессы, в некоторых регионах, “пастыри уже влючили вопрос о принятии налогового номера в число вопросов, задаваемых на исповеди” и тех, кто номер получил, не допускают к отправлению религиозных обрядов. Церковь требует от властей отказаться от международной системы штрих-кодов и глобальной компьютеризации учета налогов с физических лиц.”

Поздняев про журналистов……..

Встревоженная клерикализацией атеистическая общественность уже начала объединяться в общественно-политические движения. Возникли Организация содействия утверждению в обществе свободы совести, Российское движение атеистов, Российское гуманистическое общество. Атеисты выпускают журнал “Здравый смысл”, лоббируют принятие законов в Думе, поддерживают сайты в Интернете, читают лекции.

“Новые Черемушки” (666-й стал 616-м) и пассажирскому поезду “Москва – Осташков” (из 666-го стал 604-м).

Отказывались от пенсий потому что их поп углядел 666

"Особым пунктом проходили льготы по гуманитарной помощи. В 1999 году сумма льгот возросла в пять раз по сравнению с 1998 годом и составила 1,5 млрд рублей. Однако воровство и мошенничество при распределении импортных продуктов питания искоренить пока не удалось. Во время таможенных проверок благотворительный фонд святого Киприана Сторожевского и храм Иоанна Предтечи, распределяющие товар среди малоимущих на северо-западе страны, предоставили проверяющим странную отченость. На каждого охваченного заморским подарком человека пришлось по 1,5 тонны окорочков, 1 тонне макаронных изделий, 350 кг сыра и 500 килограммов сливочного масла, 350 килограммов томатной пасты..."