Духовные брэнды российской политики
Под # 1 в избирательном бюллетене идут язычники, которых легко спутать с партией власти
Владимир Прибыловский
Еще на дальних подступах к нынешним думским выборам многие политические группы (преимущественно мелкие) строили свою стратегию и тактику на использовании религии. Включение в название своих партий слов, маркирующих конфессиональную ориентацию, рассматривалось ими как важнейший элемент грядущего электорального успеха.
Было создано несколько "православных партий", и одной из них даже удалось получить официальную регистрацию (правда, не на общероссийском, а на межрегиональном уровне). Иные, менее маргинальные образования подчеркивали свой принципиально "непартийный" характер: Союз православных граждан (СПГ) Валентина Лебедева, движение "Россия Православная" Александра Буркина. Но и они надеялись, что "духовность", явленная народу в благочестивом названии, поможет им получить хорошие позиции в блоках и коалициях на основе серьезных партий. В декабре 2002 г., надеясь получить место в предполагавшемся тогда "патриотическом" блоке вокруг зюгановской Компартии, СПГ даже напросился, чтобы его приняли в качестве коллективного члена в Народно-патриотический союз России (НПСР).
Одна из "христианско-демократических" партий (РХДП Александра Чуева) имела общероссийскую регистрацию со времен избирательной кампании 1995 года в Думу второго созыва, за что осенью 1999 года была взята в соучредители пропутинского блока "Единство". Сам Чуев на этом получил депутатский мандат. Уровень ожиданий Чуева на эффективность названия своей партии был столь высок, что он не вошел ни в созданную на основе блока "Единство" одноименную партию, ни в образованную позже "Единую Россию".
В избирательной кампании 1995 г. участвовали и мусульмане, например, исламское движение "Нур" Вафы Яруллина и созданная на его основе Исламская партия России (ИПР) дагестанского банкира Магомеда Раджабова. В качестве не партий, а движений сохраняли официальную регистрацию "Мусульмане России" саратовского муфтия Мукаддаса Бибарсова, Союз мусульман России (СМР) Надиршаха Хачилаева, Всероссийский исламский конгресс (ВИК) Нурхалила Кусова, Исламский комитет России (ИКР) Гейдара Джемаля.
Общественно-политическое движение "Рефах-Благоденствие" Абдул-Вахеда Ниязова (между прочим, как и РХДП, тоже соучредитель блока "Единство") стало подчеркивать свой многоконфессиональный характер и светскую ("евразийскую") составляющую своей доктрины, но до поры оставалось преимущественно мусульманским и по составу руководства, и по программным текстам, и по арабскому названию, и по имиджу.
Другие религиозные организации, в частности буддисты и иудеи, не пытались превратить религию в политику (хотя кое-кто из этнических буддистов пошел в "Рефах").
Своя партия существовала как минимум у одной из неоязыческих сект - Партия духовного ведического социализма (ПДВС) Владимира Данилова.
Новый закон о политических партиях поставил крест на идее простого зарабатывания политических очков путем объявления себя партией приверженцев того или иного религиозного учения. Как ни старалась РХДП доказать Минюсту, что "христианская демократия" в отличие от "христианства" - вовсе не религия, чиновники были неумолимы и в перерегистрации отказали. Пришлось переименоваться во Всероссийскую великодержавную партию (ВВП). Нет худа без добра - новая аббревиатура совпала с инициалами президента РФ.
У "ведических социалистов" был шанс обмануть регистрирующие органы (поскольку мало кто знает, что такое "ведизм"), но им не удалось набрать нужного количества сторонников для регистрации.
Таким образом, к этим выборам религия была исключена или почти исключена из числа возможных идеологических опор для политических партий. Тем не менее некоторые участники выборов все-таки пытаются опереться на религию.
Наиболее "конфессиональной" (если в данном случае этот термин уместен) партией выглядит в ходе избирательной кампании Концептуальная партия "Единение" во главе с отставным милицейским генералом Константином Петровым. "Единение" - это, собственно, не политическая партия, а неоязыческая секта сторонников так называемой "Концепции общественной безопасности России (КОБР) "Мертвая вода". Секта существует с начала 1990-х годов, возникла в Питере вокруг группы авторов, именовавших себя сначала "Внутренним Предиктором СССР", а потом Всенародным движением "К Богодержавию".
"Внутреннему Предиктору" крупно повезло с номером в избирательном бюллетене: партия его сторонников получила на жеребьевке # 1. Уж по крайней мере полпроцента избирателей поставят галочку напротив "Единения" Петрова, так и не дочитав бюллетень до "Единой России" Бориса Грызлова (# 20).
Одновременно с думскими выборами в нескольких регионах идет кампания по выборам глав регионов. На пост губернатора Кировской области баллотируется представитель другой неоязыческой секты - глава администрации Шабалинского района Сергей Добровольский (он же "волхв Родослав", старший сын "Доброслава", автора "Стрел Ярилы" - одного из неоязыческих катехизисов).
Исламская партия России (ИПР) сменила свое откровенное (и ныне непригодное) название на два новых: для страховки руководители ИПР зарегистрировали в Минюсте сразу два оргкомитета Партии справедливости и развития России (ПСРР) во главе с Раджабовым и партии "Истинные патриоты России" (ИПР - сохранив прежнюю аббревиатуру) во главе с его сыном Зауром.
Сквозь все бюрократические тернии пробилась ИПР-2 Раджабова-младшего, которую теперь в качестве "лидера" ведет в Думу Раджабов-старший (младший остался председателем партии, а в списке стоит под # 3). Основное оружие "блока Раджабовых" - звучащие в телевизионной рекламе аяты Корана. Единственная надежда - то, что российские этнические мусульмане увидят список, целиком состоящий хоть и из никому не известных, но, безусловно, "по-мусульмански" звучащих фамилий, и проголосуют именно за него. Опыт движения "Нур" в 1995 году (0,57% голосов) свидетельствует о том, что эти надежды малооправданны.
Значительное количество "мусульманских" фамилий начиная с Абдул-Вахеда Ниязова фигурирует и в блоке "Евразийский Союз-Великая Россия" (# 4), но там колоритная фигура православного хозяйственника Павла Бородина заслонила ислам от глаз избирателей полностью. Хотя в пятичленном блоке Бородина целых две партии, уходящие корнями в "Рефах", - "Евразийская партия - Союз патриотов России" Ниязова и "Гражданская партия" Дамира Серажетдинова.
Партия "За Русь Святую" Сергея Попова выглядит как зеркальное отражение "Истинных патриотов России". Такие же, известные исключительно специалистам по карликовым партиям имена, (только русские), а вместо аятов в телевизоре - заповеди Моисея и цитаты из Евангелия. И примерно такие же перспективы, как у Раджабовых.
Несколько лучше шансы у православно-политических деятелей в блоке "Родина" Сергея Глазьева, Дмитрия Рогозина и Сергея Бабурина. Вся тройка лидеров - члены Союза православных граждан, хотя славятся они не только этим. Но здесь мы находим и православного генерала КГБ в отставке Николая Леонова, и журналиста Александра Крутова ("Русский Дом"), и лидера РХДП Чуева. Первые двое имеют некоторые шансы пройти за Глазьевым в Думу и благодаря этому изжить свою маргинальность.
И все-таки "Солидный Господь для солидных господ" (из "Generation П" Пелевина) тоже участвует в этих выборах. Его нам являет "Народная партия Российской Федерации" (НПРФ) Геннадия Райкова. НПРФ - одна из двух главных партий поддержки президента Путина в нынешней Думе, партия влиятельных региональных чиновников и бизнесменов, бывших чекистов и военных. Этот альянс освящает присутствие референта самого Патриарха Алексия II Николая Державина, который идет в партсписке под # 3.
Наряду с генералом Трошевым и еще парой отставных военных Державин играет заметную роль в рекламе НПРФ и придает ей отчетливый привкус казенного благочестия. В прошлом Державин был связан с Экологической партией "Кедр" и баллотировался от нее в Московскую городскую Думу. Тогда титул "референт Патриарха" не помог ни самому Державину, ни партии "Кедр".
Из заметных общественных деятелей православной ориентации среди кандидатов от НПРФ присутствует также председатель СПГ Валентин Лебедев. СПГ вообще в этот раз довольно активен, но его члены баллотируются от разных блоков и партий и, за исключением Лебедева и Державина, на религию и православие не особенно упирают.