Пикеты на пути "Больших Колесниц"
Миссионерский отдел
Екатеринбургской епархии обвинил кришнаитов в
избиении православных
Юрий Плешаков
Традиционные уличные шествия кришнаитов, во время которых они славят бога Кришну пением мантр, стали неотъемлемой частью городского пейзажа Екатеринбурга. И уже в течение нескольких лет вместе с ними на улицы выходят православные, чтобы воспрепятствовать этим шествиям. Местные индуисты давно привыкли к своеобразному "конвою" и, несмотря на явные попытки унизить их перед лицом горожан, не реагируют на провокации. Однако недавно "тихий" конфликт перерос-таки в довольно громкий скандал.
В воскресенье 13 июля кришнаиты отмечали праздник Ратха-ятру ("Шествие больших колесниц"). В самый разгар мистерии, когда шествие, сопровождаемое патрулем ДПС милиции, подошло к главпочтамту в центре города, появились недовольные. Они отрекомендовались сотрудникам милиции как "учащиеся воскресной христианской школы" и заявили, что пикет организован Миссионерским отделом местной епархии РПЦ и неким "православным студенческим братством". Среди подростков оказалось несколько взрослых людей, один из которых был в рясе православного священника. В руках пикетчики держали плакаты, оскорбляющие религиозные чувства кришнаитов: "Кришна - сексуальный маньяк", "Кришнаиты - педофилы", "Кришнаиты убивают священников".
В тот же день Миссионерский отдел Екатеринбургской епархии распространил пресс-релиз, в котором начальник отдела священник Владимир Зайцев сообщил об "избиении активистов Крестовоздвиженского мужского монастыря представителями Общества сознания Кришны". По словам священника, "сотрудники Кировского РОВД (на территории которого произошел инцидент - Ю.П.) совершенно безучастно взирали на развернувшееся избиение".
Как сообщила координатор по связям с общественностью екатеринбургского Общества сознания Кришны Любовь Горбунова, присутствовавшая на месте событий, все выглядело несколько иначе. "Во время концерта и раздачи сладостей, - рассказала она, - один из гостей праздника, приехавший из другого города и ранее не сталкивавшийся с подобного рода пикетчиками, осмелился подойти к ним и потребовал убрать оскорбительные плакаты. К нему присоединились еще четверо или пятеро гостей. Они дважды отбирали гнусные плакаты у пикетчиков. Последние, словно ждали повода для конфликта и вскоре подали в Кировское РОВД заявление об избиении. Милиция в течение почти всего праздника Ратха-ятры пыталась угомонить пикетчиков, хотя, по словам милиционеров, достаточных полномочий для этого они не имели. Их присутствие все же охлаждало пыл православных энтузиастов. Но когда под конец праздника милиционеры удалились, пикетчики воспрянули и принялись выкрикивать словесные угрозы, в том числе обещания призвать на помощь скинхедов. До рукоприкладства, слава Богу, не дошло".
Попытки разобраться в истоках конфликта заводят в тупик. Священник-миссионер Владимир Зайцев считает, что православные борются за каноническую территорию. В свою очередь кришнаиты, появившиеся на Урале еще в конце 1970-х гг., убеждены, что имеют конституционное право веровать по-своему. По мнению кришнаитов, их духовная традиция, насчитывающая не одно тысячелетие, слишком строга, а потому не может претендовать на массовость, а потому прозелитизмом они не занимаются. Тем не менее всякие попытки мирного диалога между представителями двух религий решительно отметаются православной стороной. Так, первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии митрофорный протоиерей Владимир Зязев еще год назад заявил, что "встречи не будет ни на каком уровне".
Российским историкам и востоковедам хорошо известно, что с индуистами в России никогда не было никаких проблем. Индийские купцы, исповедовавшие индуизм, появились в Астрахани еще в начале XVII в. По высочайшему указанию царские чиновники внимательно изучали верования и обряды заморских гостей, дабы строить добрые отношения с индусами. Позднее Петр I повелел астраханскому губернатору "держать ласку и привет добрый и оберегать, чтобы им ни от кого никаких обид не было". Наконец, в 1788 г. по указу императрицы Екатерины II и по благословению Синода в типографии Новикова издали священное индусское писание "Бхагавад-гита" на русском языке. С экранизацией этого древнего эпоса российские телезрители недавно смогли познакомиться благодаря телеканалу "Культура".
Как будет развиваться межрелигиозный диалог в Екатеринбурге в свете последних событий, пока непонятно. Ведь по большому счету причин для противостояния нет.