Мусульманский хиджаб и права человека
Американская пресса берет под
защиту исламских фундаменталистов в Татарстане
Руслан Туймазы
Еще летом внимание многих журналистов и аналитиков религиозной ситуации в России привлекли сообщения СМИ о судебных исках против МВД, которые были поданы от лица нескольких женщин-мусульманок. Суть иска сводилась к требованию разрешить мусульманкам республики фотографироваться для паспорта в платке (хиджабе), так как исламское вероучение, и в частности шариат, требует от женщин, чтобы они оставляли открытыми только лицо и кисти рук. Это требование поддержано и высшим мусульманским духовенством России. Например, муфтий Саратовской области Мукаддас Бибарсов заявил, что требование мусульманок фотографироваться с покрытой головой является религиозной обязанностью, а созданный летом нынешнего года в Бугуруслане Исламский правозащитный центр (его руководитель муфтий Исмагил-хазрат Шангареев) ведет тяжбу с паспортно-визовым управлением МВД.
Муфтий Татарстана Гусман Хазрат Исхаков по этому поводу заявляет: "Заставить мусульманку снять платок - это все равно, что оскорбить невинную девушку". В августе требования мусульманок поддержал и видный российский политик лидер депутатской группы "Народный депутат" Геннадий Райков. Желая заручиться поддержкой мусульман на предстоящих выборах, он обратился с письмом к министру МВД РФ Борису Грызлову, в котором просил рассмотреть этот вопрос с учетом национальных и религиозных особенностей в регионах с преобладающим мусульманским населением. Однако Верховный суд Татарстана отказался признать право мусульманок фотографироваться на паспорт в платках: это решение базируется на требованиях МВД по оформлению паспорта гражданина РФ, где недвусмысленно говорится, что гражданин должен быть сфотографирован анфас с выражением лица, не искажающим его черты, без головного убора (!) и правила эти едины для всех.
Сама фабула событий, кажется, достаточно ясно показывает, что ни у российского МВД, ни у властей в целом не было и в мыслях оскорблять религиозные чувства мусульманок, а тем более всей мусульманской общины страны. Правила есть правила, и в светском государстве, которым еще является Россия, нельзя все приспособить под пожелания представителей различных религий и конфессий, уж слишком у нас их много. Казалось бы, что это и так всем понятно и можно уже было бы нашим мусульманам успокоиться, но похоже, что кому-то из идеологов российского ислама хочется все перевести в плоскость несоблюдения в России прав верующих, нарушений основных прав и свобод человека, действий. противоречащих международным пактам и соглашениям, подписанным Россией. Во всяком случае, именно так преподнесла своим читателям "дело о хиджабе" мусульманская печать России. 9 сентября американская газета "Вашингтон пост" опубликовала статью московского корреспондента Сьюзан Глассер "Мусульмане проверяют Россию на толерантность". В статье отказ Верховного суда Татарстана признать право мусульманок фотографироваться на паспорт в платке расценен как недостаток религиозной терпимости в России. При этом "Вашингтон пост" склонна видеть основную причину отказа казанским мусульманам в стремлении федерального Центра подавить сепаратистские тенденции в Татарстане.
Американская "проверка на дорогах" в России выглядит достаточно двусмысленной, так как за последний год международные правозащитные организации не раз заявляли о серьезных нарушениях прав мусульман в США. Американская газета вольно или невольно поставила достаточно точный диагноз вышеописанным событиям в Татарстане: "дело о хиджабе" было еще одной попыткой татарских сепаратистов и исламистов испытать на прочность федеральную власть, попытка сделать еще один шаг для раскола российского общества по религиозному признаку.
Московский корреспондент "Вашингтон пост" считает, что российские власти не до конца разобрались в проблеме, расценив соблюдение одного из важнейших предписаний ислама как моду, которая пройдет через некоторое время. Возможно, что власти действительно в чем-то и не разобрались, не поняв, что имеют дело не с исламской модой на ношение платков, а с очередной акцией исламистов, которым крайне выгодно спровоцировать очередной конфликт на религиозной почве, загнать российских мусульман в национально-религиозное гетто, чтобы они и внешне отличались от своих сограждан, чтобы психологическая несовместимость вполне "логически" привела к мысли "вместе нам не жить никогда".
Отчасти в этом виновата и сама российская власть, которая устами президента Путина заявляет: "...нет наставников, а значит, никто, кроме религии, не может донести до человека общечеловеческие ценности". Делая ставку на религию, власть сама "подставляется", открывая возможность для религиозных фундаменталистов всех мастей заполнять идеологический вакуум в обществе. Именно поэтому на государственном канале российского телевидения каждую пятницу мы можем видеть религиозную программу "Мусульмане", которую ведет женщина, одетая в мусульманский платок, а начало и конец передачи сопровождается молитвой.
материалы: Независимая Газета © 1999-2000 Оригинал статьи.