Источник: religion.ng.ru

"КРАСНЫЕ" МИСТИКИ

Влияние религиозно-мистических и оккультных представлений на русское революционное движение
Александр Елисеев

УДИВИТЕЛЬНЕЙШИМ образом радикальный атеизм русской революции сочетался с радикальным же мистицизмом. Преобладал, бесспорно, первый, но это вовсе не дает никаких оснований закрывать глаза на наличие второго.

МИСТИЧЕСКИЙ БОЛЬШЕВИЗМ

Прежде всего надо обратить внимание на то, что религия и мистицизм уже по самой логике вещей не могли не оказывать влияние на сознание вождей революции. Сам основоположник "научного коммунизма" Карл Маркс явно находился под влиянием мессианских, эсхатологических идей, что великолепнейшим образом разобрал отец Сергий Булгаков ("Карл Маркс как религиозный тип"). Западный же исследователь Генри Норт вообще считал возможным утверждать, что в марксизме возродился древний языческий эсхатологизм с его идеей вечного, циклического обновления мира через хаос ("Марксова религия революции").

Лев Троцкий, некогда бывший вторым лицом в советской России, длительное время увлекался изучением масонских объединений. Он писал довольно объемные конспекты по истории данного мистического направления, которые, к сожалению, не сохранились. На этом основании многие недалекие конспирологи даже утверждают о принадлежности к масонству самого Троцкого, хотя документальных подтверждений тому нет. Тем не менее показателен интерес коммунистического лидера к масонской мистике.

Очевидно влияние религии на главного оппонента Троцкого - Сталина, обучавшегося в духовной семинарии. Из самой партии большевиков Сталин, по его собственным словам, хотел сделать "орден меченосцев" (Троцкий говорил об "ордене самураев").

Еще один видный большевик - Николай Бухарин - признавался, что в детстве на полном серьезе считал себя антихристом и изводил свою мать вопросом - не блудница ли она. Само собой, такие ранние духовные переживания не могут не влиять на отношение человека к религии.

Менее всего фактического материала на интересующую нас тему дает Владимир Ленин, наиболее упорствующий в атеизме. Тем не менее многие оккультисты были в восторге от него и считали вождя "своим" человеком. К примеру, "рериховцы" уверяли: "Наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено имя Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: "Какие признаки времени Шамбалы?" Отвечено было: "Век истины и мировой общины". Оба вождя одинаково сказали: "Пусть наступит Шамбала".

Вожди революции, конечно же, не были мистиками, и мы можем говорить лишь о наличии в системе их мышления некоторых элементов мистицизма. Впрочем, были исключения. Наиболее яркий пример - Александр Богданов - один из лидеров русской социал-демократии. Талантливый философ, создатель оригинальной теории управления, он занимал еще более радикальные позиции, чем даже Ленин. В подполье Богданов возглавил крайне левое течение "отзовистов", выступавшее за отзыв социал-демократической фракции из Государственной Думы. Интересно, что "отзовисты" считали необходимым создание особой религии для рабочего класса. Уже после революции Богданов вступил в острую полемику с Лениным по поводу культуры. Он ратовал за совершенно новую, социалистическую культуру - исключительно пролетарскую. А вождь пролетариата выдвинул идею создания социалистической культуры "для всех трудящихся".

Одной из проблем, волновавших Богданова, было достижение долголетия и даже бессмертия. Красный теоретик находился под мощным воздействием религиозного философа Николая Федорова, мечтавшего о преодолении смерти и воскресении всех умерших людей - причем и бессмертие, и воскресение должны были стать реальностью в условиях посюстороннего мира (о воскресении грезил и соратник Богданова - известный большевик Леонид Красин).

В своих оккультных увлечениях Богданов уделял огромное внимание фактору крови, которая, как известно, имеет огромнейшее значение в самых разных мистических традициях (в Библии кровь отождествляют с душой, точнее, с одним из ее уровней). Мистический фольклор рассказывает о существах, сумевших достичь бессмертия еще в этом мире. Эти существа - вампиры, пьющие кровь своих жертв и присваивающие тем самым их витальные силы. Не следует думать, что они всего лишь мрачная выдумка, они - реальность. Да, "киношных" вампиров с клыками и красными глазами не бывает, но сам вампиризм существует - на уровне патологии и на уровне эзотерики. Существует весьма специфическое заболевание - порфирия, и оно характеризуется скоплением под кожей пигмента порфирина. В результате больной абсолютно не выносит солнца, а черты его лица страшно искажаются. Скорее всего, такие больные и послужили прототипами "киношных" чудовищ. Но это патология, а нас сейчас больше интересует эзотерика. Дело в том, что в некоторых мистических кругах кровь рассматривается как своеобразный предмет оперативной магии, позволяющий достигать определенных оккультных результатов. Такие представления дошли из древнего язычества, в котором кровь играла громаднейшую роль.

По сообщению византийца Прокопия Кесарийского, славяне-язычники еще до поклонения грозовым божествам Перуну и Роду поклонялись упырям. Опять-таки речь идет не о чудовищах, под культом упырей здесь скорее всего понимается культ великих предков, мистическая связь с которыми осуществлялась при ритуальном задействовании фактора крови. Если учесть, что Перун и Род, как грозовые боги, связаны с войной, то данный культ можно считать и воинским - достаточно вспомнить о языческом обычае пить кровь убитого врага. Древние воины теснее других социальных групп были связаны с кровью, их "кастовый" цвет - красный цвет, цвет пролитой в боях крови.

Но этот же цвет был и цветом пролетарской революции, цветом Богданова. Сам он проявлял к ней повышенный интерес. Проживая на Западе, Богданов посещал лекции знаменитого мистика и выдающегося ученого Рудольфа Штайнера. Одна из лекций называлась "Основы оккультной медицины", и в ней особое внимание обращалось на информативность крови. В 1908 году Богданов опубликовал фантастический роман "Красная звезда", описывающий идеальное коммунистическое общество: на Марсе. Богдановские марсиане достигли бессмертия благодаря особым технологиям обмена кровью между молодыми и пожилыми. Они изображены уродливыми, причмокивающими существами. Потрясает сходство между романом Богданова и произведением Герберта Уэллса "Война миров". Последний приписывает жителям красной планеты тот же самый вампиризм - инопланетные захватчики у него пьют кровь людей. В советской России Богданов основал первый в мире Институт переливания крови. Во время одного из экспериментов этот "красный" ученый и мистик трагически погиб:

НАУКА И МИСТИКА НА СЛУЖБЕ У СОВЕТОВ

Попутно отметим, что коммунисты досталинской эпохи покровительственно относились к различным смелым наработкам в области биологии, они жаждали появления совершенно нового, идеального человека и в этом плане большие надежды возлагали на биологов. Так, большой поддержкой советской власти пользовалась евгеника, горячими сторонниками которой являлись все наши ведущие генетики. Сразу же после Октябрьской революции под патронажем большевиков возникло мощное Русское евгеническое общество, деятельность которого курировал нарком просвещения Анатолий Луначарский (кстати сказать, бывший приверженец Богданова). Выдающийся русский генетик Николай Кольцов призывал сделать евгенику религией будущего.

Советские спецслужбы не обделяли своим вниманием ни науку, ни мистику. Сверх того, они часто стремились соединить и то и другое. Тут особо выделяется начальник особого отдела ВЧК-ОГПУ Глеб Бокий, в юности увлекавшийся мистическим учением ордена мартинистов. Бокий привлек к сотрудничеству мартиниста Александра Барченко и его "Единое трудовое братство" (в нем состояли многие крупные эзотерики, например Рерихи).

Братство в своих духовных поисках ориентировалось на мифическую подземную страну Шамбалу, а Октябрь считало воплощением устремлений ее вождей. Барченко обладал способностями гипнотизера и серьезно занимался наукой. Под его руководством возникла биофизическая лаборатория Московского политехнического института, ставшая своеобразным оккультным центром ОГПУ. Здесь изучались самые разные паранормальные явления, и упор делался на психофизическое воздействие. Братство стремилось к созданию гипнократического общества, полностью контролирующего сознание людей (развернутое обоснование гипнократии сделали "рериховцы"). В лаборатории всегда было огромное количество весьма оригинальных личностей: экстрасенсов, колдунов, магов, шаманов и т.д. Все они работали на советскую власть. Барченко еще читал лекции для сотрудников спецслужб, порой послушать его приходили и члены всесильного ЦК (Москвин, Диманштейн и др.).

"ДА, СКИФЫ МЫ..."

"Красная" мистика была сильна не только в науке, ею увлекались и многие деятели культуры. Так, октябрьская эйфория породила течение "скифства", участники которого были уверены в религиозном характере пролетарской революции. В "скифстве" участвовали гиганты русской литературы: Александр Блок, Сергей Есенин, Николай Клюев, Евгений Замятин. Они выступали за спасительный хаос "нового варварства" (как тут не вспомнить Генри Норта и его рассуждения о "язычестве" Маркса?), за "скифское" нашествие на безбожный, буржуазный Запад.

В идеологии "скифства" отчетливо прослеживаются и христианские, и языческие мотивы. Заметно и определенное влияние герметизма. Например, в стихотворениях Клюева содержится явно алхимический символизм. В цикле "Ленин" (1918-1919 годов) он отождествляет "вождя мирового пролетариата" с красным львом - важнейшим символом алхимической работы. Революция в цикле соотносится с "химическим браком": "Братья, сегодня наша малиновая свадьба:"

Красный мистицизм - тема необъятная. Пока еще никто не брался за нее по-настоящему серьезно. А между тем здесь находится бездна интереснейшей информации, без осмысления которой мы никогда не поймем феномен нашей революции.