Сергей Моисеенко

"Вода" о воде

Сколько я прочитал в и-нете и наслышался из разговоров с верующими о необыкновенных свойствах крещенской воды! Нешуточный ежегодный ажиотаж вынудил меня разобраться со всеми этими "чудесами". В воскресенье, 19 января 2003 года у православных крещение. С утра пораньше я прихватил начисто вымытые банки и отправился по храмам за крещенской водой. Захотелось не только получить в распоряжение немного "чудо"-жидкости, но и лично увидеть весь процесс превращения обыкновенной воды в крещенскую. Сначала я отправился в Новоспасский монастырь [1], расположенный недалеко от московской станции метро "Пролетарская". Несмотря на раннее для выходного дня время и долгие часы ожидания до начала главного таинства, в монастырской церкви было немало народу. Одни пошли на церковную службу, другие - явные прагматики - ничем другим, кроме разлива "на-халяву" не интересовались. Они проигнорировали службу, выстроились в милую русскому сердцу длиннющую очередь за водой, коротая ожидание беседами на всевозможные темы. Какой-то набожный мужчина растолкал стоящих рядом со мной, долго молился и крестился у осыпавшейся, полуистертой стены на едва заметные очертания какой-то фигуры, под конец приложился губами, расцеловал стену не жалея слюней и исчез в толпе. С трудом разбираю еле видную надпись на стене под фигурой - Михаил Архангел. Теперь мне никто не мешает, завожу вполголоса обстоятельную беседу со старшим поколением о свойствах крещенской воды. Уж они-то должны быть в курсе. Одна верующая хвастается, что у неё такая вода по два года стоит и не портится. Спрашиваю:

- Вы её пьёте ?

- Нет.

- А что же вы с ней делаете?

- В квартире по углам брызгаю.

- Как же вы определяете, что вода сохранилась, не испортилась?

В ответ молчание. Такое сомнительное свидетельство "чудес" меня точно не устроит. С другой прихожанкой заходит беседа о лечебных свойствах крещенской воды :

- Да, да, лечит, лечит.

- А вы что, сама лично вылечились от какой-то болезни?

- Упаси бог, пока на здоровье не жалуюсь!

- Так откуда же вам знать о лечебных свойствах ?

- Старые люди рассказывали.

Других доказательств, кроме сомнительных слухов и сплетен, женщина привести не может. Третья прихожанка взялась меня поучать в целебном применении крещенской воды :

- Пить крещенскую воду надо утром и натощак.

- А сколько её надо пить - несколько капель или целый стакан, какая продолжительность курса?

Снова в ответ молчание. После длительных раздумий раздаётся - а вы у попа спросите, он точно знает.

- А что же вы сама-то не поинтеровались ?

- Так я хожу лечиться в больницу, к врачу!

- Тогда зачем вам нужна крещенская вода?

- Да пусть себе стоит дома, через год новой наберу!

Наконец, вижу знакомого парня. Когда я раньше жил на Таганке, то он был ещё школьником. Сейчас юноша вырос, повзрослел. Обмениваюсь рукопожатием с молодым человеком. Одно время он было подрабатывал в этой церкви, да что-то не заладилось. Начинаю расспрашивать его о крещенской воде. Он внимательно меня слушает и вдруг спрашивает:

- Дядя Серёжа, а вы случаем не масон ?

- Я атеист, с чего такие подозрения ?

- Вы много вопросов задаёте, православные так дотошно не интересуются.

Понимаю, что язык мой - враг мой. Пора кончать с вопросами, здесь это до добра не доведёт. Запросто могут вытолкать безо всякой воды. Осматриваюсь. Некоторые прихожане не стоят в очереди, а пошли поприсутствовать на службе. Всего -то пройти немного по коридору и подняться по ступенькам наверх. Иду взглянуть. Служба в разгаре. Певчие поют, свечи горят, верующие молятся и крестятся ; у всех на виду прислужки-алтарники чинно, неспешно одевают попа в золочёную рясу и прочий, сопутствующий крещению реквизит. Понимаю - конечный результат этого "таинства" наступит не скоро, такими темпами попа нарядят самое маленькое за час. Отправляюсь полюбопытствовать в другие помещения. Церковные везде и вовсю торгуют, дело поставлено как в хорошем супермаркете. Пластиковые б/у бутыли из под воды идут нарасхват по 15 руб. за штуку. Вся торговля, как и "положено" в церкви, идёт без кассового аппарата, без чеков, без сдачи. Всё ж, храм божий, не магазин! Дружное непонимание и осуждение прихожан вызывает поступок одной неосведомлённой женщины - она отдала 1000-рублевую купюру за свечу и тщетно добивается сдачи. Действительно воистину - "у попа сдачи не бывает". Служба затягивается дольше обычного, нетерпение в очереди верующих достигает наивысшего предела. Наконец, пение стихает и по шуму приближающейся толпы становится понятно, сейчас, сечас начнётся то, за чем я собственно и приехал - освящение воды и её раздача.

В боковой аркаде первого этажа поблескивают шесть баков из нержавеющей стали загодя наполненные водой. Размеры баков внушительные: за метр в диаметре и не меньше высотой. В столовых, в очень похожих котлах, обычно готовят первые блюда. Все баки соединены пластиковыми шлангами с трубой городского водопровода. Врезаными кранами можно регулировать напор или совсем перекрыть подачу воды. Сверху над баками установлены серебряные кресты, размерами с видео-кассету. Поступающая в баки вода сначала омывает эти кресты и только потом стекает с них в ёмкости.

К месту концентрации всеобщего интереса приближается процессия попов, охрана расталкивает толпу и святые отцы располагаются у баков. Начинается освящение. Зажгигают свечи, служки-мальчики приносят Библии, попы открывают священные книги, шевелят губами, ... из "самопальной" акустической колонки разносится "запиленная" неразборчивая фонограмма с молитвой, которую видимо, попы были должны прочитать самостоятельно. Дыхание прогресса добралось и сюда. Сначала попы напускают на лица серьёзные выражения и шевеля губами создают иллюзию, будто читают текст они. Потом непосильная работа утомляет слуг божиих, они принимаются втихаря переговариваться друг с другом, колонка продолжает окатывать окружающих невразумительным шипом, свистом и уханьем. Под конец освящения удаётся разобрать слова : " Да поможет вода сия в бедах и болезнях и прочая". При этих словах, попы изловчились совершить троекратное погружение своих крестов в воду и обрызгать всех близстоящих. Вода освящена, колонка притихла, попы важно удаляются в свои покои. Начинается долгожданный разлив.

Верующие, как сумасшедшие, забыв чему их несколько часов подряд вразумляли попы, бросаются всё сметать на пути, напирать и давиться. Картину можно сравнить с открытием винного магазина во времена горбачевской борьбы с пьянством. Бабка-божий одуванчик, такую задеть ненароком в другом месте страшно - испустит дух - состроила зверское выражение лица и так двинула меня в бок, что я, при весе под девяносто, еле устоял на ногах, а пока ловил равновесие, старуха змеёй шмыгнула в голову очереди и пристроилась на первый черпачок. Из-за суматохи, неразберихи и толчеи, везде на полу расплываются огромные лужи крещенской воды, дюжие охранники еле справляются с натиском разбушевавшихся православных, пытаясь навести хотя бы видимость какого-то порядка. Облитый и обрызганный с ног до головы, с намятыми боками, давно после полудня, наполняю свою посуду крещенской водой и иду через дорогу - в Храм сорока севастийских мученников [2] - надо взять пробу и там.

Здесь разливают со скоростью черепахи - на всех единственный бак. Очередь еле ползёт. Приходится и тут отстоять несколько часов. Картина творящегося в этой церкви ничем не отличается от увиденного в Новоспасском монастыре. Опять торговля прямо в храме, без кассового аппарата и чеков, опять бак из нержавейки, соединённый с трубой городского водопровода пластиковым шлангом. Из таких подмосковные дачники поливают у себя на участках грядки с огурцами. Вся разница с Новоспасским в другой системе подачи воды - через отверстие в баке снизу. Когда подошла моя очередь, то на дне бака я рассмотрел крест. Из серебра - подтверждают водочерпии - утром поп опустил.

Уже темнело, когда я наконец прибыл в последний пункт назначения - Храм иконы влахернской божьей матери, что в Кузьминках [3]. Здесь бак неимоверных размеров, под два человеческих роста, внутрь никак не заглянуть. Завожу окольные разговоры с церковной челядью. Они видели весь процесс подготовки воды к освящения. Выясняется, что и здесь, с самого утра на дно положили серебряный крест. В бак, как у самовара, снизу врезаны крантики. Затянув церковные песни, престарелые прихожанки разливают воду всем страждущим "чудес", и последние не заставляют себя ждать. Из-за малых размеров помещения внутрь запускают небольшими группками по 5-10 человек, основная очередь расположилась на улице. Переменчивая январская погода, множество ног и щедро разлитая православными где ни попадя освещённая вода довершают крещенские таинства. К вечеру все проторенные подходы к храму становятся скользкими, как лёд на катке. Ничего не подозревающие православные тут и там дружно подскальзываются в потёмках на запорошенной снегом наледи, "чудесным" образом падают, калечат и увечат себя от всей души. Дожидаюсь своей очереди, через воронку мне наливают воду в бутылку. Всё. Под ворчливые наущения - не ставь бутылку на землю, а то божия искра уйдёт в землю и вода выдохнется - я покидаю последнюю точку своего маршрута. Домой, домой, домой.

 

Ещё по дороге к дому я отметил, что крещенской воде везде сопутствовал обязательный контакт с серебряными изделиями. Насыщаясь при этом ионами серебра вода действительно может приобрести некоторые свойства. "Сила божья" здесь совершенно ни при чём. “С глубокой древности люди знали о целебных свойствах серебра. Недаром персидский царь Кир во время военных походов хранил воду в серебряных кувшинах – так она долго не портилась в жарком климате. Кроме того, древние персы знали, что “посеребренная” вода предохранит их от всевозможных заболеваний, широко распространенных в Древнем мире, будь то тиф или холера.”[4].

Задолго до появления христианства, древние греки и римляне хранили жидкости в серебряных сосудах, зная, что таким образом улучшаются их свойст-ва. Антисептическую активность серебряной воды издавно используют в медицине для наружного применения -это примочки, компрессы, промывания, полоскания; отмечен положительный эффект приёма внутрь серебряной воды при лечении воспалительных, инфекционных, гинекологических, желудочных, глазных, ЛОР, стоматологических и некоторых других заболеваний [5]. По данным медиков - применение такой воды имеет свою специфику, требует врачебного контроля, определённой дозировки, помогает далеко не всегда и не от всех болезней, известны противопоказания. Лечебные концентрации ионов зависят от конкретного заболевания, известны, сведены в доступные таблицы, которые можно найти в специальной литературе или и-нете. В ряде случаев требуются довольно высокие концентрации ионов серебра, которые можно получить только искуственно, на специальных установках. Для получения ионизированной серебром воды вовсе не обязательно ходить в церковь. Сейчас в продаже полно всевозможных и недорогих ионизаторов, которые позволяют получать ионы серебра когда угодно, за считанные минуты, в любых концентрациях, во много раз превышающих те, что получаются при простом контакте серебра с водой.

Известный народный способ немного (для профилактического эффекта) насытить в домашних условиях воду ионами серебра - опустить в стакан воды серебряную монету или ложку на 1-3 суток. По поводу настаивания в церквях крещенской воды на серебряных крестах по трое суток у меня большие сомнения - хорошо если с вечера наливают воду, а утром опускают крест. Без присмотра, даже за одну ночь персонал или православные прихожане могут утащить культовую серебряную вещицу.

Недорогая и доступная в России - серебряная монета "Соболь" [6]. Её можно приобрести в отделениях Сбербанка РФ, она содержит 31,1 г. чистого серебра. Знаменитый гранёный стакан вмещает 200 мл. воды или чего-то покрепче. В церковные крещенские баки заливают не менее 1000 литров воды. Для получения аналогичного (см. выше народный способ) профилактического количества ионов серебра в церковный бак потребуется опустить 5000 серебряных монет "Соболь". Получится целый клад серебряных монет, весом 155,5 кг.! Церковный крест явно столько не потянет, хорошо если зашкалит за один килограмм. Эффект церковной крещенской воды будет соответственно во много раз слабее даже профилактического.

Более правильным будет пересчитать концентрацию по площади контакта серебра с водой, но и тут не срастается. Поверхность одной стороны серебряной монеты "Соболь" при диаметре 39 мм. составляет примерно 12 кв.см. Допустим, что другая сторона монеты (креста) не участвует в ионизации воды, т.к. соприкасается с дном и лишена контакта с водой. Толщиной монеты (3мм.) пренебрежём. Площадь 5000 монет составит около 60000 кв.см или 6 кв.м.! Кресты, которые я видел, не больше видео-кассеты размерами 10х19 см., т.е площадью не более 190 кв.см. Продольные и поперечные части крестов занимают около трети по ширине и высоте. Из этих соображений, оценка площади крестов в 100 кв. см. (чуть больше половины от 190 кв.см.) будет в самый раз, даже избыточной. В этом случае профилактический эффект ионов серебра в церковной крещенской воде будет слабее в 600 раз (60000 / 100), чем в стакане воды с монетой “Соболь” .

Ещё правильней будет учесть площадь боковой поверхности креста. Даже если это удвоит контакт серебряного креста с водой до 200 кв.см., то всё равно эффект ионизации серебром будет слабее в 300 раз. Немаловажно и то, что по мере разлива крещенской воды прихожанам, в баки постоянно подливают свежей и время контакта воды с серебром уменьшается. Получается, что обыкновенная серебрянная монетка за три дня насытит в домашних условиях воду ионами серебра в сотни раз больше, чем церковные кресты под дымящее кадило и молитвы.

Звоню в московский "Испытательный центр питьевой воды" [7] и спрашиваю - возьмутся ли там обнаружить ионы серебра и их концентрацию в крещенской воде ? Описываю то, что видел в церквях. Мне отвечают, что московская водопроводная вода хлорирована, хлорка "свяжет" все ионы серебра, их обнаружить не получится при всём желании, т.к. ионов там просто не будет. Эти доводы мне подтверждают и в центре "Роса"[8], специализирующемся на анализах воды. В разговоре с лаборантами выясняется, что несколько лет тому назад они пытались тестировать крещенскую воду на ионы серебра, но ничего обнаружить не удалось. Напрашивается вывод, что если даже брать в церквях крещенскую воду исключительно ради целебных свойств ионов серебра, то при таких смехотворных концентрациях, которые не обнаруживаются даже чувствительными приборами в современных лабораториях, вряд ли можно серьёзно рассчитывать на какой-то эффект.

Бытует мнение, что вся вода, даже в вопроводе, будет в день крещения иметь "чудесные" свойства. Чтобы исключить это, через несколько дней (21.01.03) наливаю у себя дома из водопроводного крана в банку обыкновенной, некрещенской, неосвященной воды. Закупориваю полиэтиленовой крышкой и ставлю на хранение. Скоро наступит 21 января 2004 г.- ровно год испытательного срока. Простая вода, а сохранилась как свежая - не зацвела не запахла, не помутнела, без всяких религиозных "чудес". Как выяснилось, это далеко не предел : “Однажды Е. К. Дулуман, чтобы удостовериться, что "святая" вода ничем не отличается от обычной, налил в бутылку обыкновенную воду из колодца и закупорил ее. Пять лет хранилась вода в бутылке и не портилась. А ведь она не была "освящена"!”.[9]

 

Ссылки.

1. Новоспасский монастырь http://russia-2002.narod.ru/novospas.htm

2. Храм сорока севастийских мучеников http://www.deryabino.ru/hram310.htm

3. Храм иконы влахернской божьей матери http://www.days.ru/Hram/120.htm

4. Серебро спасает мир от микробов http://www.8ya.ru/medart1.html

5. “Серебряная” вода http://www.biopulse.org/silver-ru.html

6. Монета “Соболь” http://www.akbars.ru/service/legal/index.php?p=4061

7. ГИЦ ПВ - http://gicpv.narod.ru/analiz.htm

8. Центр "Роса" - http://www.rossalab.ru/

9. Из сборника "100 ответов верующим", М., политиздат, 1974.

http://www.ateism.ru/articles/answers04.htm

 

С. Моисеенко sergosergo@mtu-net.ru

14.01.2004г.

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы
распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.