Против кого идут в бой православные патриоты?

И если нападут на нас поганые,
Мы в бой пойдём с крестами на груди.

(Ж. Бичевская, песня).

Вся история христианства была в своих примечательных чертах
историей войны, одной – единственной войны вовне и вовнутрь,
наступательной войны, гражданской войны...

(К. Дешнер, “Криминальная история христианства”).

 

Каждый раз, когда приближается праздник Дня Победы или другая, памятная для российской армии и флота дата, все процерковные СМИ начинают старательно убеждать, что православные - самые наипервейшие патриоты и защитники России, все величайшие победы русского оружия увязываются исключительно с наличием православного крестика на шее воина, да присутствием в полку попа на полном казённом довольствии. Телевизионный “Русский Дом” не перестаёт твердить, что если кто-то и любит Россию, то только православные. Наиболее радикальные из них идут ещё дальше и требуют немедленных законодательных инициатив, вплоть до изменения Конституции РФ, мешающей внедрению церкви в армейские структуры, желают придать антиконституционному присутствию РПЦ в армии официальный статус. В подтверждение тому, широким жестом указывают на якобы всю 1000-летнюю историю крещённой Руси. Такое направленное промывание мозгов становится понятным, если заглянуть в основы социальной концепции РПЦ , принятой на Юбилейном Архиерейском Соборе (Москва , 13-16 авг., 2000), где записано:

"На протяжении тысячелетней истории Русская Православная Церковь воспитывала верующих в духе патриотизма и миролюбия. Патриотизм проявляется в бережном отношении к историческому наследию Отечества, в деятельной гражданственности, включающей сопричастность радостям и испытаниям своего народа, в ревностном и добросовестном труде, в попечении о нравственном состоянии общества, в заботе о сохранении природы" (из Послания Собора)....

Областями соработничества Церкви и государства в нынешний исторический период являются (выборочно):

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

Проникновение церкви в армию является программным пунктом РПЦ на текущем этапе, отсюда такие усилия и соотв. пропаганда. Хотя все понимают правильно значение слов патриотизм и патриот, для целей данной статьи напомню их словарное значение:

ПАТРИОТИЗМ (от греч. patriotes соотечественник, patris родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

 

ПАТРИОТИЗМ, а,м. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

П. русских воинов. | прил. патриотический, ая, ое.

Патриот – человек проникнутый патриотизмом.(Ожегов).

Считается, что в трудную минуту для Родины (война ) патриотизм граждан проявляется в первую очередь, становится главным мотивом всей их жизни и повседневных поступков. Это может быть и добровольная запись на фронт для защиты отечества, и героизм воинов в сражениях, и самоотверженный труд в тылу, и пожертвования в помощь армии и многие другие славные дела. Это подтверждается массой исторических примеров, отражено в лучших произведениях искусства и культуры.

Внимательное чтение библии показывает, что для верующих начертаны совершенно другие идеалы и ориентиры, самое главное, что от них требуется – любить бога и подчиняться ему, а вовсе не интересам Родины, во имя догматов веры можно и нужно отвернуться от своих ближних, от своего народа и отечества, за это обещано получить в сто раз больше:

Матф.12.

50.Ибо кто будет исполнять волю отца моего небесного, тот мне брат, сестра и матерь.

Матф.19.

29.И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную;

Матф.22.

36.Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

37.Иисус сказал ему : “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим”:

38.Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Марка.10.

29.Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради меня и Евангелия,

30. И не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцев, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной;

Христиане, начиная с самых первых (апостолов), считаются пришельцами и странниками в этом мире. По библейским понятиям, их истинная родина и настоящий дом – на небесах. По этой причине им не следует любить этот мир, ожидать взаимной любви и чересчур привязываться к вещам этого мира:

Иоанна.17.

14.Я передал им слово твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира сего, как и я не от мира.

2-е Коринфянам.5.

1.Ибо знаем, что когда земной наш дом, это хижина, разрушится, мы имеем от бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный.

2.Оттого мы и вздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;

К евреям.11.

13.Все сии умерли в вере, не получивши обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;
14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.
15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;
16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Налицо конфликт доктрин между смыслом патриотизма и религ. учением христиан. В жизни может возникнуть ситуация, когда верующему придётся выбирать что ему дороже - Родина или небесное отечество. Существуют многочисленные примеры таких конфликтов у православных в реальной жизни и примеры “выхода” из создавшегося положения, который предлагала православным церковь. Конечно, церковные историографы пытаются замалчивать нелицеприятные факты, подобный компромат старательно уничтожается и вымарывается, но что было, то было, тому сохранились многочисленные свидетельства.

На моск. тел. канале ТВЦ(16.02.02) в передаче "Православная энциклопедия", ведущий Н. Державин рассказывал историю православия в Японии. Где-то в 1860-х гг. в русскую миссию в Японии направили иеромонаха Николая (в миру Иван Касаткин). В последствии он организовал православную конфессию для японцев, дослужился до звания епископа (Святейший Синод 17 марта 1880 года постановил "архимандриту Николаю быть епископом Ревельским, викарием Рижской епархии, с откомандированием в Японию").В Токио, при активном участии еп. Николая, был построен храм “Воскресения Христова” ("Николай-до"), его посещали многочисл. прихожане - православные японцы.

Православные СМИ не в силах скрыть хорошо известные исторические события. В 1904г. началась русско-японская война. В ходе войны Россия потерпела поражения в боях за Порт-Артур, в Цусимской битве на море, в сражениях на реке Ялу, под Ляояном, на реке Шахэ. В 1905 году японцы разгромили русскую армию в генеральном сражении при Мукдене. Война закончилась подписанием в 1905 году Портсмутского мирного договора. По условиям договора, Россия признала Корею сферой влияния Японии, уступила Японии Южный Сахалин и права на Ляодунский полуостров с городами Порт-Артур и Дальний.

Журналист Державин поступил честно и не стал утаивать известный и весьма щекотливый для церкви факт, что православных японцев, как и всех остальных, в 1904-1905 гг. призывали в армию, а они, перед отправкой на войну, шли молиться за невредимое возвращение домой, за разгром своих врагов (православных русских!) и попы благославляли их на это, японцы, оставшиеся дома, ходили молиться за своих сражающихся родственников , за их победу над противником , продолжали молиться за здравие императора Муцухито - что и вымолили совместными усилиями. Россия проиграла эту войну. Вот что известно о деятельности епископа Николая и возглавляемой им японской православной церкви в тот период времени:

Он (еп. Николай) благословил православных японцев выполнять свой долг - сражаться с Россией. Божие Богу - а кесарю кесарево. Православие не равно России. Он даже не уехал из Японии (хотя предлагали - мало ли чего, русский шпион, однако). Всего лишь не принимал больше участия в публичных богослужениях, на которых в числе прочих прошений было и прошение о властях и о даровании им победы. Призвал японцев молиться о победе, как повелевает долг….Повторял раз за разом: "Кроме земного отечества у нас есть Отечество Небесное, к нему принадлежат все люди без различия народности, братья между собою", "Русский император отнюдь не есть глава Церкви. Единственный глава Церкви есть Иисус Христос" "Я здесь служитель не России, но Христа"

Выбор еп. Николая понятен и предсказуем – родина православных на небесах. Интересно, а как РПЦ оценила спустя десятилетия такие “патриотические” мысли и действия святителя Николая ? Вообще-то во всём мире изменников, пособников и приспешников врага не прощают, сроки давности к ним не применяют, их годами разыскивают, их судят, их не реабилитируют даже посмертно, спустя многие годы. РПЦ воздала по заслугам “патриоту” Касаткину. Его жития и проповеди были оценены как подвиг, за который в 1970 году он в сане архиепископа был причислен к лику святых. Теперь он cвятой равноапостольный Николай Японский. Его поставили в один ряд с Александром Невским. Остаётся подождать, когда РПЦ определит в святых маршала Жукова, а вслед за ним - глядишь и ген. Власову посчастливится.

Мне могут возразить, что приведённый пример не типичный и не характерный для православия в этом (восточном) регионе, что это досадное недоразумение.Увы, факты упрямая вещь. После революции 1917г. многие русские эмигранты, в силу разных причин, оказались в Маньчжурии, которая в 1930-х гг. была захвачена Японией и фактически оставалась её марионеткой до конца ВОВ (по 1945г.). Вот интересная ссылка от атеиста Евгения Шацкого (в избе-дебатне Evgeny) , в которой описана жизнь эмигрантов и идейно-политическая направленность маньчжурского православия того времени:

Православная церковь Маньчжурии также приветствовала приход японской армии. Архиепископ Нестор в "Очерках Дальнего Востока" превозносил новое государство за заботливость по отношению к русским эмигрантам, приравненным в правах к маньчжурским подданным. Пастырь душ человеческих с уверенностью утверждал, что "нет сейчас русского ни за рубежом, ни тем более в пределах нашей родной страны, который не сознавал бы, насколько важно было бы сейчас для России, для всего нашего национального дела вооруженное столкновение Советской России с любым достаточно сильным противником" [234]. Более того, служитель церкви "с упованием, с трепетом надежды" ждал начала войны Японии с СССР [235]. Примерно те же надежды и желания высказывало руководство фашистской партии во главе с К.В. Родзаевским..... Родзаевским был продуман детальный "План стройки фашистской партии в СССР".[367] Были определены даже партийные организационные структуры: "штаб - очаг - ударный отряд - районный клуб"; составлен текст присяги для вступления в эту партию.[368] Лозунгом были избраны слова "Бог, Нация, Труд", что подразумевало сочетание религии с национализмом и признание первостепенной важности умственного и физического труда.

Вот и получилось, что когда Гитлер и его ученики вели Германию к пропасти, православн. церковь в Маньчжурии не менее старательно благословляла и выпестовывала славянских фюреров и дуче. Нетерпимости и ненависти к своим русским соотечественникам, вплоть до желания их физического уничтожения – этого присутствует с избытком, зато нет ни единого слова о любви и заботе к своему народу и Родине – всего того, что принято считать патриотизмом. Нормальные люди обычно желают соотечественникам успехов, прогресса и процветания, а православные пастыри мечтали и призывали к войне с неизбежными жертвами, разрухой и запустением. Удивляться тут нечему. Если заглянуть в библию, то там в изобилии призывов к раздорам, междуусобицам и войнам :

Матф.10

21.Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей и умертвят их;

Матф.10

34.Не думайте, что я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл я принести, но меч,

35.Ибо я пришёл разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью её.

И совсем постыдно то, чем занималась православная церковь в годы ВОВ в Японии, бывшей тогда заодно с фашистской Германии, и воевавшей сначала против наших союзников по антигитлеровской коалиции, а потом (в конце войны) против СССР. Снова привожу не менее интересную ссылку от Евгения Шацкого о деятельности в годы ВОВ самого большого храма во всей Японии-токийского Воскресенского собора :

..Постепенно острота конфликта спала. Повседневная жизнь прихожан "Николай-до" стала такой же, как та, которую вели жители Токио в условиях военного времени: они шили мешочки и посылали в них подарки на фронт, было создано общество по сбору пожертвований на нужды государства, каждое первое воскресенье месяца отправляли специальное богослужение за здравие воинов. С ухудшением положения на фронте и из-за нехватки продовольствия стали нерегулярно служить Литургию, потому что трудно было достать вино и пшеничную муку для просфор. Из-за участившихся воздушных налетов на Токио Воскресенский собор выкрасили в черный цвет, что помогло пережить ожесточенные бомбардировки в 1945 году, из-за которых погибла почти половина токийских приходов.

Пожертвования молитвы и богослужения православных были направлены в поддержку и посвящены победе японской армии и её союзника – фашистской Германии, против которых воевал СССР. Заботы и бережного отношения японской православной церкви-дочери к России - родине её церкви-матери (РПЦ) не было и в помине. Прошли годы, какой опыт извлекла РПЦ из этих уроков истории?

В определениях юбилейного архиерейского собора записано, что:30. Русская Православная Церковь сознает свою ответственность за развитие православной жизни не только в странах, на которые распространяется ее каноническая территория, но и в других государствах, особенно там, где возможно и необходимо православное миссионерское служение и где присутствует наша церковная диаспора. 31. Собор выражает удовлетворение развитием зарубежной пастырской деятельности Русской Православной Церкви и увеличением числа ее приходов в дальнем зарубежье, что служит духовному сплочению наших соотечественников.

С весьма поучительными историческими примерами воспитания патриотизма и ответственности за духовное сплочение соотечественников и православных христиан на Дальнем Востоке и в Японии мы уже ознакомились выше – открытое, во всеуслышанье одобрение духовенством военного противостояния, стравливание и подстрекательство к распрям и конфликтам православных внутри единой конфессии на протяжении всех переломных моментов в истории ХХ века! А ведь “возлюби ближнего твоего как самого себя” (Матф.22.39) - это вторая наиважнейшая заповедь в библии, после любви к богу. Почему “святые” отцы не учили своих прихожан следовать этой заповеди? Воистину, “...пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, ..(Матф.6.3). Каким праведным тоном победителей осуждают в РПЦ теперь, спустя более полувека, все зверства и преступления фашизма, совсем не хотят вспоминать и забыли, к чему призывали и на что благославляли свою паству. Не грех будет напомнить церкви и то, что победу в ВОВ ковали (подавляюще) неверующие советские солдаты, без всякой помощи свыше, а любовь к Родине военному поколению в СССР преподали по другим, неправославным учебникам!

Недавно патриарх Алексий-II заявил в “Русском Доме” (05.05.02), что много нашествий и испытаний выпало на долю нашему народу. Вера сохранила его единство. Так и хотелось спросить у патриарха, а кто, как не его православная церковь была подстрекателем или находилась в одном строю с зачинщиками этих многих нашествий и испытаний, начинала первой расшатывать единство народа, желала ему в молитвах поражений и немыслимых ужасов с несчастьями? Казалось, прошло много лет, событиям можно было дать единственно-правильную оценку – осудить.Ничего подобного, в мае 2000-го патриарх со свитой прокатился на неделю(12-19.05.00) в свою самую восточную (японскую) духовную провинцию, расхваливал её деятельность на все лады, превозносил в речах до небес значение и роль Николая Японского в развитии православной церкви в Японии, отметил преемственность его продолжателей в деле распространения этой веры на японской земле. Любители колокольного звона и равнодушные к нему, так и не услышали ни единого слова критики, осуждения или укоризны.

Апостол Пётр трижды за одну ночь, до утренних петухов, отказался от самого Иисуса. Предательство сошло ему с рук, слабость духом обошлась без всяких наказаний и последствий. В свете этого, все антироссийские проделки православия на Дальнем Востоке и в Японии, видимо кажутся РПЦ сущими шалостями и пустяком, недостойным упоминания. Учитывая возрастающие претензии японской стороны на ряд Курильских островов, становятся вполне понятными то радушие и гостеприимство, которое выказали потомки самураев к главному духовному пастырю православных – они ждут от Алексия-II продолжения так успешно заложенной в ХХ веке “патриотической” линии РПЦ :

ХАКОДАТЕ (ЯПОНИЯ), 12 мая, 2000г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл сегодня с визитом в Японию. Это первое в истории посещение Японии Предстоятелем Русской Православной Церкви.

Глава японского правительства, который в конце прошлого месяца встретился в Санкт-Петербурге с президентом РФ Владимиром Путиным, приветствовал визит Патриарха, подчеркнув, что он “послужит укреплению российско-японских отношений”.- ИТАР-ТАСС


В заключении хочу выразить благодарность Евгению Шацкому за важные ссылки, позволившие сделать брешь в стене исторического молчания.

 

С. Моисеенко sergosergo@mtu-net.ru

07 мая, 2002г.

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы
распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий