Ну и ну!

У победы много отцов,
поражение всегда сирота.
Пословица .

Это памятник.Он находится в Москве, в Кузьминках, на Есенинском бульваре.Его открыли 5 декабря 2001г., в честь 60-й годовщины разгрома немцев под Москвой.Именно в этих числах началось знаменитое контрнаступление советских войск, оборонявших столицу.В верхней части памятника ( под крестом) – находится икона Влахернской б.м.У подножия на памятнике написано : “УЧАСТНИКАМ ОБОРОНЫ МОСКВЫ В 1941 ГОДУ ОТ БЛАГОДАРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗЬМИНОК”.

Прочитать эту надпись можно только с близкого расстояния в 2-3 м., т.к. шрифт “слепой”(белым по белому), издалека буквы совершенно неразличимы.То, что на памятнике икона именно Влахернской б.м., я выяснил через несколько месяцев упорных расспросов.Архитектурные достоинства данного памятника каждый может оценить (на фото) самостоятельно.

Небольшой экскурс для непосвещённых.Кузьминки-местность на Юго-Востоке Москвы, между платф. Вешняки (Рязанского напр-я) и Люблино (Курского напр-я) , Московской железной дороги.Название от бывшего села и усадьбы. До расширения границ Москвы в 1960-х гг. – Кузьминки были подмосковьем.В 1926г. в Кузьминках проживало 400 человек, в 1939г. проживало 3.4 тыс. чел., включая основанные после революции 1917г. Новые Кузьминки, где и установлен памятник.В немецкой оккупации Кузьминки не находились, однако бомбёжкам подвергались, на территории были даже размещены позиции зенитных батерей. Старожилы вспоминают, что Кузьминки (старые и новые) были до, после и в годы войны - дачным загородным местом, где на огородах выращивали картошку и другие овощи.Сейчас р-н Кузьминки, с населением 105800 чел., и занимаем. площ. 495 га.(1999г.), входит в Юго-Восточный административн. окр. Москвы.На месте бывшей княжеской усадьбы теперь находится музей и парк “Кузьминки”.

По данным краеведов, издревле протекающ. в Кузьминках река Голедянка была запружена с незапамятных времён.Многочисленные мельницы дали одно из нескольких названий всему прилегающему к речке р-ну.Село, что выросло рядом, тоже носило название Мельница. Это можно встретить в старинн. документах : “ И тогожь 1722 году Государь съ теми полками, с которыми изволилъ из Москвы итти, возвратился из Персидского походу въ Астрахань, а изъ Астрахани изволилъ итти въ Москву въ декабре въ последних числах ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО, не въезжая въ Москву изволилъ пребывать в подмосковной Строговой, что слывёт “Мельница”[1]. Исследователи считают, что исторически название Кузьминки пошло от имени мельника - Кузьмы, имевшего на берегу реки Голедянки мельницу. По преданиям , места считались “нечистыми, заколдованными” и якобы один из здешних мельников был даже обвинён в колдовстве, и сожжён на Болотной площади в Москве.В 1703 г. Г.Д. Строганов поселяется в Москве. Пётр-I жалует ему подмосковные Кузьминки. Строгановы владели Кузьминками до 1757г., когда дочь А Г Строганова вышла замуж за кн. М.М. Голицына.В приданное он получил Кузьминки, которые принадлеж. Голицыным до 1917г.

Теперь немного об иконе.Ещё раньше, в 1654 г., отцу Петра-I царю Алексей Михайловичу из Иерусалима прислали 2 списка с иконы Влахернской божьей матери. Один образ поместили в Успенском соборе московского Кремля, а второй иконой, за свои заслуги, был пожалован Г.Д. Строганов, отец владельца Кузьминок.Церковь, посвященную иконе Влахернской б.м. построили в Кузьминках в 1720г.В справочнике 1890 г. можно найти запись, что Кузьминки называют также Влахернским или Мельницей. Влахерна-это небольшое местечко в Константинополе, бывшее при византийских императорах пристанью.Издавно там стояла церковь, со ставшей чудотворной иконой покровительницей Константинополя и византийских императоров.По легенде, именно она обратила в бегство врагов, напавших на город(в 626 г. н.э.). Вот что пишут об этом православные интернет-рессурсы :

Хозрой вступил в союз с каганом аваров, и последний, вероломно нарушив мирный договор с Ираклием, вторгся в Византию с громадным войском из нескольких сот тысяч воинов, среди которых было много славян, и пошел на Константинополь с суши и с моря. Сам же Хозрой послал одно войско против Ираклия, чтобы не допустить его помочь столице, а другое на помощь аварам, 29 июня каган осадил Константинополь. С утра до ночи посылал он на штурм все новые и новые толпы славян, которые своими телами постепенно наполняли глубокий ров перед крепостными стенами. Видя неминуемое падение города, патриарх Сергий и патриций Вон, правившие государством в отсутствие Ираклия, предложили заплатить дань, но каган требовал выдачи всех сокровищ и сказал: “Город и имущество ваше принадлежат мне, а вам нет спасения, разве обратитесь в рыб и уйдете морем, или в птиц и улетите на небо. Нет вам помощи ни от царя, ни от его войска9, ни от Бога, в Которого вы веруете — завтра город будет мой”10. В ночь на 4 августа авары назначили последний приступ с суши и с моря на самую слабую часть стен, примыкавших к Влахернам. Но эти слабые места крепостных сооружений защищала Сама Божия Матерь. В ожидании нападения Вон приказал жечь костры в квартале Влахерн. Славянский флот, приняв это за условный знак аваров, напал раньше времени, был разбит и останки его погибли от начавшейся бури. Таким образом, план нападения разрушился сам собой, и нападающие, ничего не достигнув, понесли громадные потери.” http://www.voskres.ru/mir/mirbo04/a8.htm

В свете сказанного, присутствие указанной иконы на памятнике двусмысленно и неуместно.Влахернская икона б.м. проявила свои “чудеса” в деле разгрома с громадными потерями славян – как ни крути, а наших далёких предков. За это историческое событие – победу над славянами - икона и считается “чудотворной”. Скрытый намёк, который несёт икона Влахернской б.м. на памятнике в честь победы славян под Москвой – совершенно не патриотичен.С этого бока (исторической аналогии) икона плохо “примазывается” к разгрому немцев под стенами столицы.

С другой стороны - в 1941 г. под Москвой, в подавляющем числе неверующие славяне и другие народы СССР (атеисты и верующие других конфессий) защищались от христиан (немцев-католиков) и победили их.Опять икона не прикладывается – причины победы оказались не в православных религиозных убеждениях советских воинов, а скорее в их полном отсутствии.

О том, что РПЦ не имеет никакого отношения к разгрому немцев под Москвой - я уже писал год назад в статье : “На братских могилах не ставят крестов”. Могу добавить, что в московском магазине “Атлас” (на Кузнецком мосту), мне попалась репринтная военно-топографическая карта Москвы и окрестностей 1860г. издания (из серии “Раритеты Российской картографии”).В районе голицинской усадьбы отмечены два села- Кузьминки и Анино, географического пункта Влахернское на карте я не обнаружил.[7]. Церковь Влахернской иконы б.м. в годы ВОВ не действовала, т.к. была закрыта с 1920г. по 1999г, а сама икона была передана на хранение в музей.Во время ВОВ, ещё с осени 41-го, экспонаты и фонды музеев Москвы были эвакуированы.В момент решающей битвы, икона Влахернской б.м.отсутствовала в столице и никак не могла повлиять на события, проявить свои “чудеса”. Несмотря на то, что теперь РПЦ уже давно не подвергается гонениям и притеснениям, сомнительно ожидать героизма и патриотизма от православных и в 21-м веке.Совсем недавно президент РФ Путин подписал указ о предоставлении отсрочки “незаменимым” церковным функционерам от службы в армии (см. статью Димьяна ), а в ГД РФ внесён на рассмотрение согласованный вариант законопроекта об альтернативной военной службе.По религиозным соображениям, “прикрываясь” иконой Влахернской б.м.и библейскими лозунгами “не убий”, “любите врагов ваших” [6], призывники смогут теперь требовать замену воинской службы на общ.-полезный, оплачиваемый по КЗОТу труд или как это принято называть – “откосить” от армии.Каким образом эти православные “патриоты”-неумейки будут в трудную минуту защищать Родину ? Закидывать врага шапками? Поэт Михалков писал про таких “мимоз”:

А потому, что всё прощается ему,

И живёт он в новом доме,

Не готовый ни к чему.

Ни к тому, чтоб стать пилотом,

Быть отважным моряком,

Чтоб лежать за пулемётом,

Управлять броневиком.

Претензии РПЦ на роль главного патриота и защитника рубежей Росии - просто абсурдны.Настоящие патриоты должны были внести на рассмотрение в ГД РФ другое предложение – убрать из ст. №59 в Конституции РФ строку о замене прохождения воинской службы на альтернативную из-за религ. убеждений. Патриот должен уметь защищать Родину с оружием в руках и иметь единственную привелегию – первым подниматься в атаку!

Ответа на возникшие вопросы (что символизируют крест с иконой на памятнике советским воинам-победителям (преимущественно атеистам), какое отношение эти детали монумента имеют к патриотическому воспитанию молодёжи, победе под Москвой, каким образом 105800 благодарных жителей Кузьминок выбирали, одобряли и утверждали данный проект монумента - обсуждением в местных СМИ, референдумом, ещё как-то, был ли объявлен конкурс и какие были предложены к рассмотрению другие варианты памятника , как собирали средства и проч.) я не получил ни в Совете ветеранов района, ни в местной газете “Юго-Восточный Курьер”, опубликовавшей репортаж с открытия памятника, ни в администрации ЮВ округа.Во всех присутственных местах меня долго и подозрительно спрашивали - а кто я такой, а зачем мне это надо знать, а затем вежливо “отфутболивали” к другому чиновнику, давали новый и новый телеф. номер, запуская в бесконечный бег по кругу. После нескольких дней усилий, я бросил свою затею - разузнать о памятнике больше.Вопросы так и остались без ответов.

 

Литература.

1 Н.Д.Кузьмина, “Кузьминки, село Влахернское, Мельница” , Москва, 1997г.

2.“Район в городе” , Москва, изд-во “ЦЕНТР”, 1999г.

3.В.Г. Глушкова, “Административные округа Москвы” , Москва , изд-во “Владос”, 1998г.

4. “История Юго-Востока Москвы”, изд-во “Мосгорархив”, Москва, 2000г.

5. “Москва”(энциклопедия), изд-во “Советская энциклопедия” , 1980г.

6.Евангелие.

7.Карта Московской губернии (1860г., на 40 листах), изд-во “КАРТАИР”, Москва.

С Моисеенко.

E-mail sergosergo@mtu-net.ru

 

Копирование, тиражирование, перепечатка, ссылка и прочие способы
распространения этой статьи приветствуются и одобряются автором без всяких претензий.