Общество должно уметь защищаться

МХГ провела круглый стол "Веротерпимость и свобода совести: неразрывная связь"

Круглый стол "Веротерпимость и свобода совести: неразрывная связь" в Национальном институте прессы провела Московская Хельсинкская группа (МХГ).

В президиуме разместились председатель МХГ, президент Международной Хельсинкской Федерации Людмила Алексеева, директор Агентства по распространению правозащитной и юридической литературы Максим Саприн, представитель Московской церкви саентологии Юлия Азбенова, председатель Совета организации содействия утверждению в обществе свободы совести Валерий Никольский и председатель Палаты по правам человека при Президенте РФ Валерий Борщев. Собственно же за столом и в зале сидели представители конфессий, правозащитных организаций и СМИ.

В самом начале Людмила Михайловна Алексеева кратко рассказала собравшимся о плачевной ситуации, сложившейся в сфере защиты прав верующих, а Юлия Азбенова и Максим Саприн представили собравшимся брошюру под названием "Возрождение свободы совести и ее защита". Поскольку, как сообщила г-жа Азбенова, 30% граждан до сих пор не знают о существовании своих прав, а 26% не представляют, что именно сказано в Конституции по этому поводу, брошюра должна помочь людям осознать, что у них есть неотъемлемые права в области свободы совести и вероисповедания.

Текст брошюры, составленный саентологами и отредактированный Московской Хельсинкской группой, предлагает стратегию защиты права на свободу веры и содержит выдержки из правоутверждающих документов - от Всеобщей Декларации прав человека до Конституции Российской Федерации.

Как сообщил Максим Саприн - Агентство правозащитной литературы уже начало рассылку издания адресатам, которых на данный момент уже около тысячи. Брошюру "Возрождение свободы совести и ее защита" получат, в частности, 852 правозащитные организации в Москве и регионах страны, 36 региональных библиотек, СМИ правозащитного характера и учебные заведения, в том числе гуманитарные факультеты различных вузов.

Этими выступлениями, можно сказать, закончилась официальная часть круглого стола. Все, что происходило дальше, напоминало дискуссию, местами переходящую в пресс-конференцию.

Валерий Борщев, говоря о брошюре, отметил, что не вполне согласен с названием "Возрождение свободы совести и ее защита", поскольку нельзя возродить то, чего никогда не было. По его мнению, наступает время тотальной нетерпимости, и не только в религиозных сферах. Советский период был просто необходим для развития духовной свободы, и 70-е годы были временем большей гармонии между конфессиями. Из выступления В. Борщева следовало, что появившийся в 1997 году федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" сильно повредил развитию внутренней раскрепощенности и самоопределения личности, так как, в частности, слишком подробно регламентировал отношения общества и религиозных организаций.

Большинство выступающих говорили о законе как о документе, который наносит серьезный вред правам человека. Глеб Якунин, представитель Общественного комитета защиты свободы совести, сообщил, что из-за закона Россия по количеству нарушений прав верующих стоит на третьем месте в мире.

Ответственный секретарь палаты по правам человека при Президенте РФ Лев Левинсон в своем выступлении предложил, в частности, "...ввести поправку в закон об общественных объединениях и приравнять по юридическому статусу религиозные объединения к общественным ... одновременно признать утратившим силу закон "О свободе совести и религиозных объединениях".

Сотрудник Аппарата Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ Михаил Одинцов не согласился с отменой закона, поскольку, с его точки зрения, это не поможет решить проблему. Закон можно было бы корректировать. "Но, - посетовал он, - власть не прислушивается к мнениям и рекомендациям ученых. И не только в этой сфере ...существует непроницаемая стена между властью и наукой...".

Позиция говоривших о злополучном федеральном законе "О свободе совести..." была практически едина - закон антиконституционен. Кроме всего прочего, этот документ устанавливает разницу между "традиционными конфессиями" и "религиозными объединениями", причем вторые имеют гораздо меньше прав и больше проблем.

Большинством выступавших было отмечено тесное взаимодействие правительства и Русской православной церкви. Результатом этого является, в числе прочего, гонение на так называемых сектантов.

Приглашенный на конференцию сотрудник отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии (МП) Роман Силантьев, можно сказать, попал под перекрестный допрос со стороны журналистов, правозащитников и представителей религиозных объединений.

По мнению Романа Силантьева, в позиции МП по сектам присутствуют два аспекта. Во-первых, православная церковь боится появления коммерческих организаций, прикрывающихся статусом и использующих льготы религиозных объединений. Во-вторых, как сказал г-н Силантьев, возникают религиозные объединения, практикующие в своей деятельности различные противозаконные методы, например привлечения верующих.

Отвечая на обвинения в поддержке чеченской войны Московской Патриархией, Р. Силантьев заявил, что, не смотря на награждения Патриархом военачальников в эту чеченскую кампанию, церковь против гибели мирных людей в Чечне. При этом она поддерживает антитеррористическую операцию в принципе, считая ее необходимой.

В числе представителей конфессий выступил также член Свидетелей Иеговы Алексей Назарычев, рассказавший о тяжелом положении этого религиозного объединения, вынужденного вести сразу несколько судебных тяжб против разных инстанций. Одна из таких тяжб - дело Никишиной, члена церкви Свидетелей Иеговы. У матери отобрали ребенка на том основании, что ее "...идеалистические представления не соответствуют принятым в обществе..."

Помимо закона "О свободе совести..." еще одной важной темой на этом круглом столе стало сближение власти светской и духовной. Сергей Бурьянов из региональной общественной организации содействия утверждению в обществе свободы совести предположил, что власть провоцирует религиозный раскол, ставя "традиционные" конфессии выше других. Происходит клерикализация власти. Такая точка зрения не раз звучала в выступлениях правозащитников и представителей конфессий.

Валерий Никольский отметил, что появляются официально зарегистрированные организации вполне экстремистского толка, такие как "СПАС", "За веру и отечество" и т.п., и зачастую их поддерживают отдельные деятели Русской православной церкви. "Необходимо учить общество защищаться", - закончил он.

Подвели итог обсуждения Валерий Никольский и саентолог Юлия Азбенова. "Главное, - сказал В. Никольский, - чтобы диалогов, подобных этому "круглому столу", было как можно больше. Чтобы взаимные обиды и противоречия не помешали поддержанию свободы совести, вероисповедания. ...Иначе нам, просто не выжить..." - заключил Валерий Никольский. Юлия Азбенова поддержала его, добавив, что религиозным и правозащитным организациям нужно преуспевать и развиваться дальше, опираясь на Конституцию. Помогать развиваться другим религиозным объединениям. "Если мы добьемся, чтобы в России соблюдалась свобода совести, - сказала г-жа Азбенова, - мы в конце концов сможем добиться соблюдения всех конституционных прав и свобод в нашей стране..."

Алексей Малинин,
Информационный центр правозащитного движения

http://www.hro.org/editions/chronic/n2/0202.htm