Ответ Фещенко
В своё время я собрал основные факты, подтверждающие теорию эволюции в статью. Долгое время никто и не пытался критиковать мою работу, за исключением нескольких писем. Первым критиком моей работы был упомянутый в статье Виолован. Но после моего ответа на все пункты он прекратил переписку. Я не знаю, показались ли мои ответы убедительными, или Виолована просто отвлекли другие дела. Альтернативная критика пришла из эволюционного лагеря. Атеолог критиковал упоминание Геккеля в моей статье. Он привёл массу фактов, доказывающих подделку Геккелем иллюстраций эмбрионов. Этот печальный факт часто используется креационистами для критики теории эволюции в целом. Но, хотя закон тесно связан с именем Геккеля (поскольку он хорошо популяризировал свои идеи), справедливым является сформулированный ранее закон Бэра. Зародыши повторяют не финальные (взрослые) стадии развития организмов, а эмбриональные. Здесь я сошлюсь на описание закона Бэра в кругосвете. Заметьте, и закон Геккеля, и закон Бэра называются биогенетическим. Отсюда и идёт путаница между двумя законами. Как нетрудно понять, подделки Геккеля никак не затрагивают закон Бэра. Но во многих учебниках биогенетический закон упоминается под именем Геккеля. Такой уж исторический казус.
Я сейчас ответил на старую критику своей работы. Ранее я не мог ответить, поскольку ответ получался слишком коротким для отдельной статьи. Но предварить таким комментарием ответ Фещенко показалось мне вполне разумным.
Фещенко написал статью, критикующую некоторые выводы из библии, использованные мной. Но прежде чем отвечать на критику, следует указать цель моей работы. После появления в России свободы слова поднял голову креационизм. Особенно он расцвёл в результате развития интернета. Интернет общедоступен, публикации в нём дёшевы. Вот и появляются статьи, критикующие эволюцию. Некоторые из сайтов, публикующих глупости я упомянул в своей статье. Здесь я не буду повторять критику оных это было сделано в первой статье. Но очень не хочется повторения печально известных обезьяньих процессов в нашей стране. К сожалению, большинство в нашей стране имеет очень грубое представление о дарвинизме и о фактах, его подтверждающих. Им хочется верить, что господь сотворил нас, сразу в готовом виде. Факт эволюции человека от обезьяны объявляется мифом ХХ века. А ведь существует масса данных, подтверждающих этот факт! Опять же, обсуждение этих фактов требует отдельной статьи. А догматичных верующих я отсылаю к Алексею Толстому.
Но хотя существует много верующих оглуплённых религиозной пропагандой (В дебатне А-сайта это Зырянин, Two, Серболат, Володик и новичок Пётр) есть верующие предпочитающие буквальному пониманию библии метафорическое. Они признают теорию эволюции и даже активно её защищают. Так Никола активно спорил с Зырянином в Эволюционном форуме, отстаивая дарвинизм. На близких позициях стоит и критик: Илья Фещенко. Признавая эволюцию в целом, он критикует некоторые религиозные штампы, как он их называет. Моя статья не была направлена против подобных взглядов. Поэтому я не столько буду спорить с Фещенко, сколько рассказывать откуда взялись упомянутые в статье религиозные взгляды. Хочу подчеркнуть, что Фещенко спорит со второстепенными для моей статьи вопросами. Он тоже не приемлет креационизм, а я спорил в основном с этой концепцией. Хочу особо подчеркнуть, что креационизм не пропагандируется верхушкой православной церкви, но об этом в конце статьи.
Возраст мира
Христиане давно отсчитывали годы от сотворения мира. Я не знаю с кем спорит Илья в начале своих комментариев. Здесь же я укажу на то, что подразумевалось в моей статье. Подумав, я решил вставить пространную цитату, вместо краткой ссылки. Заинтересовавшимся я рекомендую прочесть статью о разных вариантах летоисчисления. А христиан должно заинтересовать летоисчисление от рождества Христова. А точнее то, что введено оно было постфактум. Ну а желающим более детально изучить вопрос, я рекомендую посмотреть следующие ссылки: 1, 2, 3.
Эра “от сотворения мира”
Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р.Х.), антиохийская (5969 год до Р.Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р.Х.).
Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н.э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчётах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н.э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарём.
Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский учёный-энциклопедист Аль-Бируни (973-1048 гг. н.э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".
Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.
По словам учёного, "хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры,.. но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа".
Однако далее И. Спасский счёл необходимым отметить: "Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжён с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).
Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод её на греческий язык (т.н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершённый в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н.э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих, во Вселенной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществлённый с еврейского учёным пресвитером Иеронимом Стридонским (т.н. Вульгата).
Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н.э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с неё переведённой славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.
Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н.э.). Поэтому при подсчёте лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.
В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объёмный труд Иосифа Флавия (37-95 гг. по Р.Х.) "Иудейские древности", в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.
Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда ещё не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.
Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчётам начало эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р.Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие - 5507 год до Р.Х.). Это - так называемая антиохийская эра.
Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р.Х. (по другим источникам - к 5624 году).
Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.
Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н.э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.
В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.
Вплоть до IX века н.э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская, созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р.Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.
Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р.Х. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчётами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.
Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хронологическая шкала. Так, по одному из сокращённых вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.
Надо ли говорить, что тысячи лет от сотворения мира входили в противоречие с эволюцией. Тут даже не важно шесть или четыре тысячи лет отделяют Р.Х. от сотворения. Важно, что библия измеряет это время тысячами лет Эволюция жизни на Земле происходила в течении 4.5 миллиардов лет. Многочисленные геологические и астрономические данные подтверждают это. Но прямое понимание библейских текстов говорит всего о нескольких тысячах лет. На этот конфликт времён я и указывал в своей статье. Опять же, не буду повторять доводы, изложенные в оригинальной статье. Здесь важно подчеркнуть, с чем я спорю. Конечно, аллегорическое понимание библии, превращающее один день творения в эпоху неопределённой продолжительности меньше конфликтует с научными данными. Но об этом далее.
Библейский взгляд на сотворение жизни.
Как ни странно, Фещенко сам собрал основные противоречия библейской версии сотворения мира. Притом противоречия сохраняющиеся при аллегорическом понимании библии, растягивающем дни до эпох. Эти противоречия касаются последовательности событий. Я вставлю прямую цитату из библии, чтобы не быть голословным.
Пятикнижие Моисея: Бытие: Глава 1
- В начале сотворил Бог небо и землю.
- Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
- И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
- И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
- И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
- И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.
- И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
- И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.
И был вечер, и было утро: день второй.
- И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.
- И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
- И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и
дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
- И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию
ее, и дерево [плодовитое
, приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле
. И увидел Бог, что это хорошо.
- И был вечер, и было утро: день третий.
- И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и
для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
- и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
- И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
- и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
- и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
- И был вечер, и было утро: день четвёртый.
- И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.
- И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
- И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
- И был вечер, и было утро: день пятый.
- И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
- И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
- И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и
по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,
и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
- И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
- И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,
и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,
и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
- И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу;
- а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,
пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
- И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Заметьте, сначала создаётся свет (ну это ещё куда ни шло). Потом творится Земля. Притом сотворение Земли расписывается крайне детально. Сначала разделяются воды (сотворение воды не описывается). Они разделяются на нижние и верхние, а между ними создаётся промежуток. При этом авторы библии считали гравитацию саму собой разумеющейся. После создаётся суша. А затем происходят загадочные события: творится жизнь (пока только растительная) идёт третий день. И вот наступает четвёртый день. И только тут творится Солнце, Луна и звёзды. Это противоречит даже не эволюции жизни. Противоречие наблюдается с астрономией! Можно как угодно перетолковывать текст, но невозможно скрыть тот факт, что согласно библии сначала творится Земля, потом растения и только потом вся остальная вселенная! Отметим и тот факт, что сотворение растений и животных разделено сотворением вселенной. А ведь они развивались параллельно. Можно толковать и перетолковывать крайне лаконичное описание сотворения мира. Но незамутнённому религией взору очевидно, что в первой главе Бытиё собраны наивные представления древних людей. Они имеют мало общего даже с античной наукой. Впрочем, христиане очень хотят наполнить смыслом библию. Вот и изобретают причудливые толкования, лишь бы увязать нелепый текст с наукой. Поздравляем их с поимкой чёрного кота в тёмной комнате, которого там никогда и не было. Сюда же относится и размышления Ильи о драконах и рыбках.
Единственное, с чем следует согласиться с Фещенко безоговорочно, так это с увязкой гибели динозавров с планами творца. Действительно, и времени у него навалом и ресурсов много. Господь мог идти к созданию человека не прямым путём. Только вот одна незадача, библия никак не может предсказать особенности этого пути. А теория эволюции отлично разбирается с ними. Так нужна ли нам притянутая за уши надстройка над теорией? Вопрос риторический ответа не ожидается.
Отношение церкви к теории эволюции
Как известно, отношение церкви к теории эволюции эволюционировало от полного отрицания и преследования сторонников до признания сквозь зубы. При этом эволюция взглядов шла отнюдь не по прямой. Да и не все церкви прошли полный путь. Печально знаменитые обезьяньи процессы прошли уже после молчаливого полупризнания церковью дарвинизма. Как известно, в 1951 году Пий XII признал дарвинизм заслуживающей внимания гипотезой, но никак не теорией. Надо сказать, что уже в те годы у теории эволюции было больше чем надо доказательств. Уже тогда дарвинизм прочно лёг в копилку знаний человечества. Впрочем, сразу после признания дарвинизма теорией, Пий XII сделал несколько заявлений, сводящих на нет вынужденное признание. И только в 1996 году Иоан Павел Второй признал, что дарвинизм больше, чем теория ©. Справедливости ради, надо сказать что и ранее в 1981 году Иоан высказывался в пользу ТЭ (©). Там же он признал происхождение человека от обезьяны (правда, по его словам, бог вложил в творение душу). Интересен тот факт, что американские католики-креационисты не признали вердикт папы и продолжают свою деятельность. Вот такие они американские креационисты! А ведь они должны веровать в непогрешимость наследника Петра.
Что же происходит внутри православной церкви? Как известно, в православной церкви нет единого непогрешимого лидера. Официальным мнением церкви может считаться только решение собора, а на соборах не обсуждали дарвинизм. Понятно, почему этого не делали в советские годы. Тогда любое решение было бы против церкви. Признание дарвинизма несоответствующим христианству повлекло бы за собой мощную волну атеистической пропаганды. Не менее мощная волна покатилась бы и после признания дарвинизма. Только тогда говорили бы про то, сколько лет потребовалось священникам для понимания вопроса. Я не знаю, почему вопрос не поднимался уже после перестройки. Может церковь была озабочена другими, более насущными проблемами. В такой ситуации действуют оба направления: как отрицания дарвинизма и провозглашение креационизма, так и принятие с некоторыми завуалированными оговорками. Я не буду касаться первых, так как упоминал их в своей первой статье. Упомяну лишь два имени, принявших теорию Дарвина. Первое, как справедливо заметил Федосов, Александр Мень. Другое имя хорошо известно читателям статей А-сайта: Кураев. Православные, вы вольны выбирать между эволюционизмом и креационизмом. Вы можете признать факты, а можете цепляться заблуждения средневековья. Можете выбрать известных православных лидеров, или предпочесть им авторов безвестных брошюр. Выбор за вами.
Заключение
В этой статье я не стал доказывать, то что было доказано в оригинальной статье. Там собраны доказательства времени жизни Земли. Опять же, доказательства происхождения человека от обезьяны заняли бы много места. Это материал отдельной статьи, а точнее статей. Я же не могу объять необъятное. Здесь я просто сформулировал и озвучил своё отношение к ряду проблем.
Благодарности.
Я хочу поблагодарить Николая Борисова за ссылки на высказывания Иоана Павла Второго и Сергея Моисеенко за ссылки на хронологию от сотворения мира.
Михаил Лобанов.
Статья может свободно копироваться, просьба только ссылаться на первоисточник и проинформировать меня о клонировании моей работы.
КОНСТИТУЦИЯ
Сайт функционирует в соответствии с 28-й статьей конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
a-site@inbox.ru
ЧТО ТАКОЕ АТЕИЗМ?
Атеизм – это умение и желание относится к людям по-человечески – к очень разным: родным и близким, знакомым и незнакомым, великим и рядовым, верующим и неверующим… Но относится по-человечески не потому, что «так велел Бог», или «так Богу угодно», или так написано в Библии, в Коране или в Книге любого другого вероучения… А потому, что – это люди, которые окружают нас, живут рядом с нами, любят нас, не любят, равнодушны к нам, а иногда и ненавидят… Но – это люди… такие, какие они есть. И если человек умеет относиться к людям по-человечески без всякого Бога, то он и есть атеист.
ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Бога нет и никогда не было
ИМПЕРИЯ
Варварские законы Российской империи, насильственно поддерживавшие православие:
- Статья 182 Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.
- Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.
- Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.
- Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
- Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.
- Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.
|