Религия, наука, атеизм
Все телеканалы (да и печать тоже)
практически ежедневно, в той или иной форме,
пичкают нас религиозной или другой
"потусторонней" пропагандой. С экранов
телевизоров и страниц газет не сходят
предсказатели, священники, астрологи, уфологи,
колдуны, вещуны, ведьмы и прочие апологеты, жрецы
и жрицы "потусторонних сил", которые успешно
сменили Кашпировского и Чумака.
А единственная научно-популярная
программа "Очевидное-невероятное" влачит
жалкое существование. Причем С.П.Капица вынужден
делать из нее какое-то псевдо шоу с
предсказаниями вроде астрологических.
Случайно ли совпадение, что
одновременно с полным прекращением
финансирования науки (в данном случае, в
основном, имею в виду фундаментальную науку,
собственно и развивающую человеческие знания об
окружающем Мире, которую и в советские времена не
особенно жаловали), на утверждение религиозных
взглядов начали тратиться подчас баснословные
суммы? Как пример можно сравнить Храм Христа
Спасителя и Московский Планетарий. По поводу
Храма комментарии излишни. На него под эгидой
некоторых политических деятелей истрачены сотни
миллионов (если не миллиарды) долларов. А вот
Планетарий, по некоторой информации (я буду рад
ошибиться), продан под стриптиз-бар. Во всяком
случае он закрыт для посетителей как планетарий.
На его восстановление или ремонт не истрачено ни
копейки (о долларах не говорю). Это и понятно.
Какой капитал, в том числе политический, можно
нажить на восстановлении Планетария, кому нужна
правда об окружающем Мире? А вот на патронаже
строительства Храма... Свою дочь я возил в
Планетарий в Калугу, где видимо администрация
относится к знаниям с большим уважением, чем в
Москве. Кстати, в Калуге прекрасно содержатся
Дом-музей К.Э.Циолковского и современный Музей
Космонавтики. Тот и другой пользуются
популярностью у посетителей, в том числе
иностранных.
А как быть со свободой совести? Под
свободой совести, вообще говоря, понимается
возможность придерживаться и других взглядов,
кроме религиозных. В частности, атеистических.
Хотя далеко не все, кто придерживается
атеистических взглядов, называют себя атеистами,
полагаю, что их количество достаточно велико.
Существует также контингент людей, которые не
придерживаются никаких, как религиозных, так и
атеистических взглядов. Но почему свобода
совести этих людей для сегодняшних политиков и
СМИ ничего не стоит? СМИ для них закрыты. Мне за
последние годы не пришлось услышать или увидеть
передачу, в которой разъяснялись бы или, тем
более, утверждались взгляды атеистов или людей
неверующих.
Гражданам СССР было предписано
исповедовать марксистско-ленинскую религию, т.е
верить в светлое будущее и поклоняться вождям
(мертвым и живым). В то же время, не соответствует
действительности популярный сегодня миф о том,
что православие, мусульманство, да и другие
религии в СССР находились под запретом, во всяком
случае, во второй половине ХХ века.
Сегодня идеология претерпела некоторые
изменения. Можно исповедовать основную религию.
В нашем регионе - это православие. Она интенсивно
навязывается. Широко превозносяться ее
нравственные ценности. В дополнение к ней,
распространяется астролого-уфолого-колдовская
чушь.
Но как бы красива, привлекательна или
традиционна ни была религия, как бы ни
рекламировались ее нравственные ценности, все же
любая религия была и остается неимоверным
нагромождением неправды, полуправды, выдумок,
легенд и пр., т.е. ложью. А ложь не может быть
нравственной.
Цель религии - сохранение неизменности
мировоззрения, предписанного религиозным
вероучением. Деятельность религиозного
служителя заключается в утверждении этого
вероучения в виде непререкаемой истины среди как
можно большего количества людей и убеждении их в
недопустимости сомневаться в его истинности.
Цель науки - поиск миропонимания,
отражающего действительность. Работа ученого
заключается в изучении действительности (т.е.
того, что есть на самом деле) путем ее наблюдения,
уточнения миропонимания по результатам
наблюдения, постоянной проверки своего (и чужого)
миропонимания, поиске в нем ошибок и неточностей,
новых наблюдений и т.д.
Цель атеизма - защита общества от
религиозной агрессии и экспансии. Атеизм можно
условно разделить на два типа.
Первый - это атеизм, основанный на вере
в то, что никаких богов или других "высших
сил" не существует. Это атеизм с религиозной
окраской, т.к. в нем присутствует, весьма важный,
признак религии - вера. Но даже такой атеизм в
полной мере назвать религией нельзя, т.к. в нем
отсутствует второй ее обязательный атрибут -
объект поклонения (идол) и, как следствие этого,
нет нагромождения полуправды, выдумок, мифов и
легенд, которое и составляет основу любой
религии, т.е. в атеизме, даже "религиозно
окрашенном", нет вероучения как такового. В нем
имеет место одно единственное утверждение, хотя
и воспринимаемое на веру, что никаких высших сил
(в том числе богов) не существует.
Другой тип - это научный атеизм, т.е.
взгляд на Мир основанный на знании, а не на вере. В
последнее время определенные силы стараются
этот взгляд дискредитировать, впрочем, как и
науку вообще.
Работа атеиста-ученого (в отличие от
атеиста-верующего) заключается в изучении
религии (религий) и доведении результатов этого
изучения до сведения общества, в т.ч. и до
атеистов-верующих. Деятельность
атеиста-верующего и его помощь атеисту-ученому
заключается в распространении этих знаний в
широких кругах населения, как правило, своего
социального слоя.
Разграничение между атеистом-ученым и
атеистом-верующим достаточно условно. Ни один,
самый высокообразованный ученый не может и
никогда не будет претендовать на истину в
конечной инстанции. В этом глубочайшее отличие
нравственности ученого от безнравственности
религиозного догматика.
В то же время, практически не бывает
людей, которые (если они стремятся к знанию, а не к
вере) безоговорочно, бессознательно и без
сомнений будут просто повторять слова даже очень
авторитетного для них ученого. Подобный подход -
есть религия и для области знания неприемлем. В
этом сила и слабость атеизма по сравнению с
религией. В отличие от религии, атеизм не может
себе позволить пользоваться низменными
религиозными методами, не удерживает человека в
своем мировоззрении жестким психологическим
насилием путем угроз карой божьей и адскими
муками за неверие. Возможность добровольного
ухода - есть слабость любого нравственного
мировоззрения. Но, в то же время, в этой
возможности добровольного ухода и заключается
сила атеизма - его нравственность.
24.11.99
Крайнев Александр Маркович, 50 лет,
инженер-физик.