Религия, наука, атеизм

    Все телеканалы (да и печать тоже) практически ежедневно, в той или иной форме, пичкают нас религиозной или другой "потусторонней" пропагандой. С экранов телевизоров и страниц газет не сходят предсказатели, священники, астрологи, уфологи, колдуны, вещуны, ведьмы и прочие апологеты, жрецы и жрицы "потусторонних сил", которые успешно сменили Кашпировского и Чумака.
    А единственная научно-популярная программа "Очевидное-невероятное" влачит жалкое существование. Причем С.П.Капица вынужден делать из нее какое-то псевдо шоу с предсказаниями вроде астрологических.
    Случайно ли совпадение, что одновременно с полным прекращением финансирования науки (в данном случае, в основном, имею в виду фундаментальную науку, собственно и развивающую человеческие знания об окружающем Мире, которую и в советские времена не особенно жаловали), на утверждение религиозных взглядов начали тратиться подчас баснословные суммы? Как пример можно сравнить Храм Христа Спасителя и Московский Планетарий. По поводу Храма комментарии излишни. На него под эгидой некоторых политических деятелей истрачены сотни миллионов (если не миллиарды) долларов. А вот Планетарий, по некоторой информации (я буду рад ошибиться), продан под стриптиз-бар. Во всяком случае он закрыт для посетителей как планетарий. На его восстановление или ремонт не истрачено ни копейки (о долларах не говорю). Это и понятно. Какой капитал, в том числе политический, можно нажить на восстановлении Планетария, кому нужна правда об окружающем Мире? А вот на патронаже строительства Храма... Свою дочь я возил в Планетарий в Калугу, где видимо администрация относится к знаниям с большим уважением, чем в Москве. Кстати, в Калуге прекрасно содержатся Дом-музей К.Э.Циолковского и современный Музей Космонавтики. Тот и другой пользуются популярностью у посетителей, в том числе иностранных.
    А как быть со свободой совести? Под свободой совести, вообще говоря, понимается возможность придерживаться и других взглядов, кроме религиозных. В частности, атеистических. Хотя далеко не все, кто придерживается атеистических взглядов, называют себя атеистами, полагаю, что их количество достаточно велико. Существует также контингент людей, которые не придерживаются никаких, как религиозных, так и атеистических взглядов. Но почему свобода совести этих людей для сегодняшних политиков и СМИ ничего не стоит? СМИ для них закрыты. Мне за последние годы не пришлось услышать или увидеть передачу, в которой разъяснялись бы или, тем более, утверждались взгляды атеистов или людей неверующих.
    Гражданам СССР было предписано исповедовать марксистско-ленинскую религию, т.е верить в светлое будущее и поклоняться вождям (мертвым и живым). В то же время, не соответствует действительности популярный сегодня миф о том, что православие, мусульманство, да и другие религии в СССР находились под запретом, во всяком случае, во второй половине ХХ века.
Сегодня идеология претерпела некоторые изменения. Можно исповедовать основную религию. В нашем регионе - это православие. Она интенсивно навязывается. Широко превозносяться ее нравственные ценности. В дополнение к ней, распространяется астролого-уфолого-колдовская чушь.
    Но как бы красива, привлекательна или традиционна ни была религия, как бы ни рекламировались ее нравственные ценности, все же любая религия была и остается неимоверным нагромождением неправды, полуправды, выдумок, легенд и пр., т.е. ложью. А ложь не может быть нравственной.
    Цель религии - сохранение неизменности мировоззрения, предписанного религиозным вероучением. Деятельность религиозного служителя заключается в утверждении этого вероучения в виде непререкаемой истины среди как можно большего количества людей и убеждении их в недопустимости сомневаться в его истинности.
    Цель науки - поиск миропонимания, отражающего действительность. Работа ученого заключается в изучении действительности (т.е. того, что есть на самом деле) путем ее наблюдения, уточнения миропонимания по результатам наблюдения, постоянной проверки своего (и чужого) миропонимания, поиске в нем ошибок и неточностей, новых наблюдений и т.д.
    Цель атеизма - защита общества от религиозной агрессии и экспансии. Атеизм можно условно разделить на два типа.
    Первый - это атеизм, основанный на вере в то, что никаких богов или других "высших сил" не существует. Это атеизм с религиозной окраской, т.к. в нем присутствует, весьма важный, признак религии - вера. Но даже такой атеизм в полной мере назвать религией нельзя, т.к. в нем отсутствует второй ее обязательный атрибут - объект поклонения (идол) и, как следствие этого, нет нагромождения полуправды, выдумок, мифов и легенд, которое и составляет основу любой религии, т.е. в атеизме, даже "религиозно окрашенном", нет вероучения как такового. В нем имеет место одно единственное утверждение, хотя и воспринимаемое на веру, что никаких высших сил (в том числе богов) не существует.
    Другой тип - это научный атеизм, т.е. взгляд на Мир основанный на знании, а не на вере. В последнее время определенные силы стараются этот взгляд дискредитировать, впрочем, как и науку вообще.
    Работа атеиста-ученого (в отличие от атеиста-верующего) заключается в изучении религии (религий) и доведении результатов этого изучения до сведения общества, в т.ч. и до атеистов-верующих. Деятельность атеиста-верующего и его помощь атеисту-ученому заключается в распространении этих знаний в широких кругах населения, как правило, своего социального слоя.
    Разграничение между атеистом-ученым и атеистом-верующим достаточно условно. Ни один, самый высокообразованный ученый не может и никогда не будет претендовать на истину в конечной инстанции. В этом глубочайшее отличие нравственности ученого от безнравственности религиозного догматика.
    В то же время, практически не бывает людей, которые (если они стремятся к знанию, а не к вере) безоговорочно, бессознательно и без сомнений будут просто повторять слова даже очень авторитетного для них ученого. Подобный подход - есть религия и для области знания неприемлем. В этом сила и слабость атеизма по сравнению с религией. В отличие от религии, атеизм не может себе позволить пользоваться низменными религиозными методами, не удерживает человека в своем мировоззрении жестким психологическим насилием путем угроз карой божьей и адскими муками за неверие. Возможность добровольного ухода - есть слабость любого нравственного мировоззрения. Но, в то же время, в этой возможности добровольного ухода и заключается сила атеизма - его нравственность.

24.11.99
Крайнев Александр Маркович, 50 лет,
инженер-физик.