Игорь Кондрашин "Сомнение есть первый подступ к разуму" "Когда ты стоишь спиною к солнцу, Вот уже долгие столетия идет спор между
теми, кто молится Христу, Аллаху, Будде, Яхве и
теми, кто считает это предрассудком. Каждая
сторона убеждена в своей правоте и в том, что
противоположная находится в заблуждении. Кто же
из них прав? Для начала сделаем некоторые пояснения.
"Праведным", согласно Владимиру Далю, можно
назвать человека, оправданного житием,
правдивого на деле, без пороков. Возникает
вопрос: где больше таких людей - среди верующих
или атеистов? 0) неведение о предмете Сам предмет верования, как один из
важнейших аспектов человеческого сознания,
включает в себя, прежде всего, два направления
знаний. Это представления о внешнем и о
внутреннем мирах, которые великий Кант
сформулировал как "звездное небо надо мной и
моральный закон во мне". Иными словами, это знания: Исходя из этого, предмет верования в
течение последних тысячелетий и веков развития
человечества претерпел следующие изменения: 0) Полное неведение. Относится к периоду,
когда первобытные люди гонялись за мамонтами и
вопрос о том, как устроен мир, их совсем не
занимал. Система ценностей была самой
примитивной, фактически варварской.
Соответствующими были и нормы поведения, да и
сознание в целом. Этот период можно смело назвать
примитивным атеизмом. 3) Последней фазе знания - абсолютной
истине - соответствует просвещенный атеизм.
Теория о мироздании, соответствующая ему,
отвергает любого вида "творцов" и
основывается только на объективных законах
развития материи, включая теорию Дарвина.
Онтологическая модель приобретает более полный
и законченный вид и базируется на движении в трех
глобальных категориях: в пространстве - времени
- качестве. Вселенная получает все более
подробное физическое описание, затрагивающее
циклы существования различных типов звезд и
черных дыр. Зарождение Вселенной вместо варианта
"Большого взрыва" все более тяготеет к
теории ее эволюционного развития. Система
ценностей и пороков значительно обогащается,
умножается по сравнению с христианской или
системами других религий. Исходя из нее, теперь
можно назвать не 10, а 110, 1110 заповедей
современного гуманизма, о которых в библиях и
коранах не говорится ни слова (например, не кури,
не употребляй наркотики, не будь алкоголиком, не
давай и не бери взятки, не будь невеждой, не
выражайся нецензурно, не мусори, учись и
воспитывай детей и окружающих, заботься о семье и
доме, уважай старших, почитай законы государства
своего и правила общественного поведения, и
многое, многое другое). Первым из мыслителей, кто еще 350 лет назад
поставил под сомнение религиозное верование, был
Спиноза, который Богом считал материю, или
творящую природу. Он отрицал существование
какого-либо надприродного или сверхприродного
верховного существа. В своем "Богословско-политическом
трактате" Спиноза заложил основы научной
критики Библии. Исходя из концепции "двух
истин", он считал, что для познания подлинной
истины Библия имеет мало цены, так как
авторитетом может быть только разум, а не
Священное писание. Он отвергал тот ореол, которым
окружена Библия, и полагал, что необходимо
учитывать исторические обстоятельства, при
которых создавались те или иные тексты. Спиноза
доказывал, что Моисей не мог быть автором
Пятикнижия. Он также выявил много противоречий,
повторений и разночтений в текстах различных
книг Библии. Причины религиозных суеверий
Спиноза видел в страхе народа перед непонятными
и таинственными силами природы. В то же время Спиноза отрицал обвинения в
вульгарном атеизме, так как полагал, что его
критика религии - это критика невежества и
предрассудков, связанных с ней. А настоящее
верование равносильно моральности и
основывается на достоверном знании. Между
верованием и суеверием то различие, писал он, что
суеверие имеет своей основой невежество, а
верование - мудрость. Кант также довольно определенно высказался о
независимости нравственных норм от веры в Бога.
Он писал: "Мораль, поскольку она основана на
понятии о человеке как существе свободном, но
именно поэтому и связывающем себя безусловными
законами посредством своего разума, не нуждается
ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать
свой долг, ни в других мотивах, кроме самого
закона, чтобы этот долг исполнять". Все
существовавшие в истории религии Кант
рассматривал как виды ложного богопочитания.
Единственно истинная религия содержит в себе
лишь нравственные законы, устанавливаемые
практическим разумом, и ничего более. Однако точнее всех раскрыл потребность людей в
той или иной религии Гольбах. Причину
распространения христианского вероучения,
например, он видел в притягательности его для
народа в силу невежества и тяжелого
материального положения последнего.
Христианство "стало религией неимущих, оно
провозглашало нищего Бога, бедняки
проповедовали эту религию беднякам и невеждам,
она давала им утешение в их положении, самые
мрачные идеи ее отвечали состоянию этих жалких и
несчастных людей". Гольбах доказывал полную
иррациональность религии и несостоятельность
христианства, основывающегося на Библии. Он
писал, что в Библии упоминаются города, которых
не существовало во времена Моисея, содержатся в
ней и другие противоречия. Гольбах сделал вывод,
что Пятикнижие написано разными людьми в разное
время. Ветхозаветная картина мира, по Гольбаху,
могла удовлетворить только невежественный
народ. И действительно, естественная тяга людей к
осознанию бытия требует каких-то объяснений,
объяснения же строятся на тех или иных знаниях.
Отсутствие правильных знаний ведет к
неправильным - бреду, мистике, а одной из самых
распространенных мистических версий
глобального масштаба, переплетаемой часто с
государственной (а, порой, и межгосударственной)
политикой, и является та или иная теистическая
(божественная) версия, как наиболее простая для
удовлетворения не столь притязательного спроса
невежественных индивидов. По мере увеличения,
накопления естественнонаучных знаний сознание
людей наполняется более истинными понятиями о
реальной картине мира, в связи с чем мистическая
роль божественных объяснений становится все
более очевидной (для рассудительных), и
потребность в ней постепенно уменьшается - люди прозревают.
Бог, таким образом, уступает, отступает перед
истинными знаниями. Они замещают его постепенно
в сознании людей. Итак, просвещенный атеизм является
вершиной теистического развития любого
человека. Этот последний шаг к абсолютной истине
одинаков в развитии всех теистических версий,
как разные стороны пирамиды смыкаются в одной
точке и имеют одну общую для всех вершину. Именно
поэтому только этот последний для всех религий
шаг способен объединить все человечество на весь
посттеистический период. Таким образом, в области верования, исходя
из изложенного, тот или иной человек, хочет он
того или нет, находится в одной из фаз развития
его знания: примитивный атеизм => примитивное
(языческое) верование => просвещенное верование
=> просвещенный атеизм. По этой же цепочке, по
мере развития в нем добродетели и искоренения
пороков, идет и возрастание его "праведности". Просто отрицать бога - это примитивный,
вульгарный (а иногда и воинственный) атеизм, т.е.
уровень сознания, соответствующий периоду до
начала любого верования. Только еще большее
просвещение, большие знания постепенно делают из
примитивного неверующего верующего, из
языческого верующего просвещенного верующего
и, в итоге, настоящего просвещенного атеиста.
Таким образом, ПРОСВЕЩЕНИЕ, т.е. последовательное
накопительное познание абсолютных, прежде всего,
научно обоснованных истин как в области
понимания внутреннего, так и внешнего мира
человека - это путь подлинного прозрения, когда
человек приобретает способность, опираясь на
постигнутые истины и пользуясь своим рассудком и
разумом, строить свои суждения, принимать
самостоятельные, ненавязанные извне другими,
решения в любых жизненных ситуациях, т.е.
обретает подлинную свободу. Получить и владеть
знаниями большими, чем просвещенные и, тем паче,
примитивные верующие, перейти от мироощущения к
миропониманию, пользоваться более полной
таблицей ценностей и пороков - таков путь к более
развитому сознанию, а с ним и к просвещенному
атеизму. Как уже отмечалось выше, подсчитано, что в
настоящее время существует более 400 теистических
версий и лишь одна атеистическая. Кто-то
правильно подметил, что это лишь говорит о 400
попытках приватизировать бога и
невозможности приватизировать атеизм, как и
любые научные, ноосферные знания. В то же время следует иметь в виду, что нет
ничего более опасного и вредного, чем
невежественный атеизм, порочащий любое
атеистическое прозрение. В отличие от
вульгарного, просвещенный атеизм не отвергает,
не уничтожает просвещенное верование, а
возвышается над ним, относясь к нему как к
очередному историческому этапу, необходимой
ступени в развитии сознания человека и
человечества в целом. Просвещенное верование со
временем станет таким же историческим прошлым,
как и языческое верование. Просвещенный атеизм
не вместо просвещенного верования - он над
ним, он его продолжение. Стать просвещенным
атеистом можно лишь познав и поняв просвещенное
верование, а поняв, возвыситься над ним в еще
большем развитии. Поэтому Ленин, Сталин, Молотов,
Хрущев и т.п. - это вульгарные атеисты, Спиноза,
Вольтер, Фейербах, Бальзак, Лаплас, Бехтерев,
Нильс Бор, Бертран Рассел и т.д. - просвещенные. XXI век и далее - это время массового, все более
возрастающего перехода человечества к просвещенному
атеизму, который будет носить все более
строго научный (а не декларативный) характер. Так
что сопоставьте ваши знания с приведенными,
т.е. какой фазе развития общечеловеческих знаний
они более всего соответствуют, и вы поймете,
какое расстояние вы преодолели от невежества к
просвещению и совершенству, от вульгарного
атеизма к просвещенному, насколько вы
добродетельны и непорочны, насколько вы праведны.
Так что удачи вам.
ВЕРУЮЩИЕ ИЛИ АТЕИСТЫ - КТО ПРАВЕДНЕЙ?
Публий Сир
то видишь только свою тень."
Джебран Халиль Джебран
Прежде всего, необходимо учесть, что в настоящее
время в мире существует более 400 теистических
версий, и лишь одна атеистическая (от франц. atheisme
- безбожие, от греч. a - отрицание и theos -
бог). Вместе с тем, атеизм бывает двух видов, как, в
общем, и верование в того или иного бога. Поэтому
подойдем к данному вопросу с философской, строго
научной точки зрения, используя шкалу
"постижения истины", т.е. с того, что все
знания о любом предмете вообще на пути к истине
с течением времени проходят последовательно 4
фазы:
1) первое представление о предмете
понятия
2) более углубленные знания (относительная
истина)
3) полные знания (абсолютная истина).
А. О мироздании;
Б. О системе ценностей, на основе
которой вырабатываются нормы поведения.
1) Первое представление о предмете.
Устройство мира стало пониматься в разных
вариантах как земной диск на трех слонах, китах и
т.п. Система ценностей стала приобретать первые
очертания, как действительно система, и в
соответствии с ней строились нормы
индивидуального и общественного поведения. Для
этого периода характерно многобожие (бог солнца,
бог воды, бог вина, бог войны, бог любви и т.д.) и
множественность религий, известных как
языческие. Языческие верования явились шагом
вперед в сравнении с периодом теистического
невежества.
2) Фаза относительной истины - просвещенное
верование. Устройство мира, созданного неким
мифическим творцом якобы за 7 дней,
приобрело вначале геоцентрическую модель (автор
- Птолемей, I век н.э.), а затем, благодаря
Копернику, Галилею и Кеплеру - гелиоцентрическую
(XV-XVII вв.), т.е. стало развиваться и постепенно
брать верх чувство реальности, глубоких
логических суждений. Так и знания о человеке,
сотворенного "создателем" якобы из ребра,
стали активно пополняться открытиями в области
медицины, а затем и генетики. Онтологическая
модель зиждилась теперь на двух глобальных
категориях: пространстве - времени. Система
ценностей еще более упорядочилась, к ней
добавилась и система пороков (знаменитые 10
библейских заповедей, ставших позднее и
христианскими, и прочие ценности со своей
спецификой в каждой теистической версии.).
Повысился ценностный статус всего истинного -
"Жить не по лжи", "Не в силе Бог, а в
правде" и т.п.
В качестве подтверждения предлагаемого
методологического подхода стоит упомянуть
работу Канта "Религия в пределах только
разума", вышедшую в 1794 году, в которой философ
предложил подход к осознанию сущности религии,
также исходя из принципа историзма. Прежде всего
Кант выделил первоначальное, безрелигиозное
состояние общества. На этом этапе развития
человечества, по его мнению, начали зарождаться
нравственные требования, скрепляющие общество.
Затем Кантом выделен несовершенный тип религии,
"богослужебный", когда люди пытались
получить благосклонность, заступничество Бога
путем почитания его, выполнения обрядов,
действуя по правилу: "Я - Тебе свечку, Ты - мне
благо". В этот период развития общества
человек стремился стать благополучным,
счастливым не столько своими силами, не делаясь
лучше, сколько рассчитывая на чудо.
Третий этап - это религия разума, это чистая вера
в добро, уверенность в своих возможностях стать
моральным существом, умение не перекладывать
ответственность на высшие силы. Тогда священник
для всех - это уже как наставник, а церковь - место
для полезных поучений, добрых наставлений.
"Религия, - писал Кант, - есть познание всех
наших обязанностей как божественных
заповедей". К числу обязанностей по отношению
к другим людям он относил любовь и уважение.
Пороками, которые противостоят уважению,
являются высокомерие, злословие и
издевательство. Особенно подчеркивал Кант
дружбу между людьми, основанную на взаимной
любви и уважении. Он полагал, что добродетели
необходимо учить и начинать это делать надо с
ранних лет, наставляя ребенка в моральном
катехизисе.
Политеизм просвещенного верования стал
более регламентированным и организованным,
более укрупненным. Теперь соперничество шло и до
сих пор идет между несколькими основными
религиями - христианством, исламом, буддизмом,
иудаизмом, хотя и в них существуют непримиримые
между собой разветвления: католичество,
протестантство, православие, шииты, сунниты,
ваххабиты и т.п.
Просвещенное верование явилось следующим
шагом вперед в развитии человечества по
сравнению с периодом языческого верования.