Чистота атеизма
В своих статьях многочисленные противники атеизма часто (или почти всегда) представляют атеизм в виде некоторого непонятного верования в отсутствие неизвестных большинству объектов. В своих неуклюжих попытках подменить атеизм чем-то странным верующие переворачивают с ног на голову понятия знания и веры, путая их друг с другом и искажая каждое в отдельности. Позвольте все же настоять на взгляде на атеизм как на то, чем он является на самом деле. Статья вернет искаженным понятиям их естественный вид посредством элементарных объяснений понятий, которыми оперируют в своих рассуждениях как верующие, так и атеисты. Элементарность объяснений не должна никого смутить, так как она является лишь следствием непонимания (или намеренного искажения) религиозными идеологами основных положений атеизма.
Итак, атеизм - это неприятие утверждения о существовании сверхъестественных религиозных сил в качестве изначального принимаемого на веру положения. В этом определении задействован термин "вера", используемый в обороте "принять на веру". Я думаю, большинство понимает, что это означает "принять без доказательства истинности". В своих рассуждениях мы действуем следующим образом. Мы определяем некоторую базу - совокупность положений, принимаемых нами без доказательства их истинности. Затем определяем правила перехода от одних положений к другим. Наконец, на основе базы и с помощью правил вывода получаем интересующие нас новые положения. Не стоит объяснять, что нельзя обойтись без базы, так как это приведет к попытке появления новых положений из ничего. Так же нельзя обойтись без правил вывода - это превратит нашу работу в бесконечный просмотр одних и тех же базовых положений. Для иллюстрации введенного понятия я приведу несколько базовых положений, используемых материалистами: "мир вокруг нас существует независимо от существования нашего сознания", "объекты этого мира познаваемы в некотором приближении", "существование сознания невозможно без существования его материального носителя" и др.
В данном построении верой называется принятие некоторых положений в качестве базовых. Нигде, кроме как в базе, утверждения не могут приниматься на веру. Это может не выполняться только в одном случае: если вас не интересует соответствие ваших воззрений здравому смыслу. Теперь определим логическую состоятельность (или несостоятельность) представления атеизма как веры в отсутствие чего-либо. Довольно нелепым выглядит формирование базы с помощью исключений. Структурно это представляется в два этапа: сначала вводится объект, затем постулируется, что он не существует. Несколько странно и слишком надуманно. Но ситуация осложняется еще и тем, что вводимый объект полностью не определяется. Атеисты черпают свои знания об этих объектах из религий, в которых они считаются непознаваемыми, а вся имеющаяся информация о них - неточной и неполной.
Причина представления атеизма в виде веры в отсутствие чего-либо проста. Утверждение об отсутствии веры в объект просто заменяется утверждением о вере в отсутствие объекта. На первый взгляд с точки зрения булевой логики это вполне корректно. Но только на первый. Как известно, в аксиоматике используемой нами логики есть формула [(не)(не)А = А]. Именно ее и используют противники атеизма. Эта формула в данном случае неприменима по следующей причине. Вера (в указанном выше смысле) выступает в качестве активного начала - помещение положения в базу. Поэтому вместо формулы [(не)(не)А = А] нужно использовать [(не)F(существование) = F((не)(существование))], где F обозначает веру. А эта формула уже неверна и вообще, и в случае веры. Таким образом абсурдно представлять атеизм такой нелепостью, основываясь на своем непонимании тривиальных логических операций.
Вера в бога (или богов) противоречива по сути и нелепа по форме. Данное положение не обсуждается в этой статье (интересующиеся могут познакомиться с соответствующими статьями на этом сайте). Тем не менее, вера в сверхъестественное может быть и позитивной. Человек формирует свой субъективный внутренний мир, используя веру, и это приносит ему пользу. Опять же, это верно, только если он не стремится к наибольшему соответствию своего субъективного мира объективному. То есть, вера в сверхъестественное никак не согласуется с творческой материально-созидательной деятельностью, составляющей основу современной цивилизации. Если вы всего лишь один из большинства человеческих посредственностей, существующих в качестве потребителей материальных благ, созданных современной цивилизацией, то вера скорее всего не помешает вам в вашей деятельности. Вы нуждаетесь в вере?
Климов
Вадим, 5.09.2001