Бог не оставил нам никаких шансов

Проблема существования бога до сих пор волнует многих людей. Не являясь сколько-нибудь содержательной в смысле применимости, эта проблема постоянно остается актуальной. Бог в своем небытии так крепко закрепился в сознании миллионов людей, что вопрос его существования уже на протяжении нескольких тысяч лет считается одним из главных в сфере изучения вселенной.

Но посмотрим на проблему, отбросив старинные декорации и декоративную гниль давно устаревших воззрений. Что собой представляет вопрос существования бога? Есть ли во вселенной существо со способностями, придуманными несколько тысяч лет назад, а затем две тысячи лет назад немного подправленными и дополненными? Существо, которое своим существованием расходится со здравым смыслом? С чувством справедливости, которое перестало быть сколько-нибудь справедливым несколько столетий назад? Многие отвечают на этот вопрос утвердительно: да, такое существо есть во вселенной. Более того, это существо и создало вселенную. А потому любой его (этого существа) анализ методами, применимыми в анализе вселенной изначально не корректен. Так, программист, написавший программу, не обязан существовать подобно объектам программы и действовать сообразно ее внутреннему устройству.

Великолепно, но это весьма красивое рассуждение не может являться доказательством существования бога, хотя бы по самому определению понятия "доказательства". Мы действительно не можем применять к богу законы физики, логики, как и любые другие законы, относящиеся к познанию нашей вселенной. Что же нам остается делать? "Верить" - радостно отвечает верующий. Допустим, но во что? Как определить вероисповедание, которого придерживаться в дальнейшем? Ведь их тысячи. И существует ли вообще религия, отражающая реальное положение вещей?

После анализа статистики, связанной с религиозными учениями, сразу становится ясно, что выбор вероисповедания в подавляющем большинстве случаев никаким образом не относится к верующему. Последний просто не принимает участия в выборе - за него это делают другие. В странах, в которых выбор религии закрепляется на государственном уровне (например, арабские государства), как и в странах с одной основной религией, вы вряд ли встретите заметное в масштабах населения страны количество исповедующих религии, отличные, например, от ислама. Таким образом, выбор вероисповедания напрямую зависит от географии проживания человека. Так было на протяжении всего существования человеческой цивилизации. Так обстоит дело и сейчас, правда, в несколько меньшей мере.

Существуют страны, государственный аппарат которых отделен от церковного. В таких странах, как и в странах с несколькими основными религиями, выбор вероисповедания снова не относится к человеку. Большинство людей становятся верующими под влиянием верующих родственников. Так в чем тогда состоит т. н. "приход человека к богу"? Какой смысл вкладывают в понятие "религиозное чувство" православные священники, когда речь идет о человеке, живущем в Пакистане? Он никогда не узнает о православии больше того, что предоставит ему религиозная пропаганда в его стране.

Таким образом, выбор вероисповедания представляет собой проблему не меньшую, чем проблема существования бога. Но, как и последняя, она не является сколько-нибудь содержательной и к чему-либо применимой. Бог, в своем небытии для нас, не оставил нам никаких шансов. Он так ловко создал вселенную, в которой мы живем, что мы до сих пор не можем найти хоть какие-то признаки его существования.

Ключевым моментом в понимании вопроса существования бога является следующая цепочка. Человек в своем невежестве, боящийся жить в опасном и непредсказуемом (тогда и для него) мире, создал в своем сознании бога (возможно, нескольких богов). И то, что получилось в качестве продукта создания, действительно было идеальным. Получившийся бог имел отношение к реально существующим вещам даже намного меньшее, чем наше представление об этих вещах. Затем, бог изменился в сознании людей. Теперь он не просто обладал способностями, отличающими его от человека, теперь он сам создал человека. Таким образом, бог, созданный когда-то человеком, полностью абстрактное существо, тем не менее, обладающее личностью, впоследствии создал и самого человека. И вполне разумным было бы предположить, что получившийся человек был также абстрактным, как и его создатель. Но дело обстояло иначе. Человек оказался вполне реален и материален. То есть, в данной цепочке наблюдается сразу два противоречия: со временем и с отношением материального и идеального. Если вы их не заметили, то вам действительно остается только верить. Вера спасает.

Климов Вадим, 28.10.2001