Убийцы бога
Лонер Лемир

Журнал Le Nouvel Observateur публикует интервью с Андре Глуксманом. Автор книги "Духовные наставники" не сомневается: Бог умер в третий раз в ХХ веке, после Вердена, Аушвица, Кигали и Грозного. Проведя глубокий анализ, философ приступает к расследованию.

- Вы говорите, что Бог умер в третий раз. Чем объясняется интерес к умершему Богу?

- Потому что вопрос о Боге, как жить с Богом, или как жить без него, остается ключевым и для всей планеты и для философии. Во имя Бога совершаются убийства (талибы). Во имя Бога приговаривают к смерти (Салман Рушди). Во имя Господа Бога (Путин и русские митрополиты) освящаются танки и ракеты. Но и закрывают глаза тоже во имя Бога: слишком часто в любых религиях к экстремистам-интегралистам относятся почти с вселенским благодушием. Верить или не верить, вопрос о Верховном Существе остается основополагающим вопросом предназначения человека.

- Вы говорите, Бог умер первый раз на кресте две тысячи лет назад, а второй раз - под ударами атеизма в ХIХ веке. Когда это произошло в третий раз?

- В ХХ веке, а точнее, во второй его половине. В XIX веке не ощущалось такой пустоты. Антиклерикалы и агностики очень быстро превратили утраченного Бога в нечто, гарантирующее связь с обществом: были созданы культы народа, расы, класса, человечества, сверхъестественного. Эта замена привела к катастрофическим последствия в ХХ веке. Бог умер в третий раз между Верденом и Сталинградом, Аушвицем, Кигали и Грозным.

- Кем или чем заменили Бога?

- Ничем.

- Это вас не удивляет?

- Это факт. В прошлом году в "Ньюсуике" была опубликована статья под заголовком "Бог умер в Европе". Я не пессимист. Европеец вспоминает о Кассандре или о Tiresias, он пытается предусмотреть худшее, чтобы его избежать.

- О худшем Папа упоминал в своем послании "Fides et Ratio"...

- Это фундаментальный труд, к которому относятся с глубоким пренебрежением. Папа признал устаревшим громкий спор о Разуме и Вере, существовавший между клерикалами и антиклерикалами в течение трех веков! Бог был убит не великими деятелями эпохи Просвещения. Разум и вера пришли в упадок одновременно. Папа предложил поставить точку в дебатах о второй смерти (теоретической) Бога, как утверждали Маркс, Ницше, Мишле... Остается третья.


- Несколько неожиданно слышать от папы о смерти Бога... Вас не раздражает критика в его адрес?

- Папу также сложно защищать, как и критиковать. Иоанн-Павел П признает, что связывал слишком большие надежды с падением Берлинской стены. Он полагал, что вера придет на смену идеологии и заблуждался. Маркс умер и Бога тоже больше нет, о чем его знаменитое изречение: "Европа живет так, как будто Бога не существовало".

Многие решили, что это может привести к пропасти. Это на самом деле неслыханно! Европейцы спокойно обходятся без духовных ценностей, без которых не могла просуществовать ни одна цивилизация. Между тем, Европа существует в условиях демократии и процветания.

-Да, все хорошо, тогда почему в своей книге вы выражаете беспокойство по этому поводу?

- Я не беспокоюсь: я провожу исследование. Как мы могли смириться с этой третьей смертью божественного и общего блага? Припомните 1947 год: позади нас - Гитлер, в стороне от нас - Сталин и железный занавес; перед нами - колониальные империи, которые должны быть ликвидированы. Возникает борьба на три фронта: антифашистская, антитоталитарная, антиколониальная. Европейцы не приносят себя в жертву одному Богу: они сражаются с общими угрозами. В современной Европе сложилось общество, где нет Бога, но она живет по закону, предусматривающему отказ от зла.

- Но кто же убил Бога?

- Никто. Виной тому события, произошедшие в этот период. Нет тела Бога, есть лишь трупы людей. Именно смерть людей привела к гибели Бога. Церкви терпели поражение в период с 14 по 18 гг., а затем в период 40-45 гг. Вчера - Руанда и Косово. Сегодня - Чечня. Слишком много смертей. Применение традиционных чрезвычайных мер уже не приводит к желаемому результату. "Бог умер в Европе". Эта новость была встречена спокойно. Трагедии на земле затмевают трагедии на небесах. Демократии должны извлечь урок из упадка религий. Если XXI век будет таким же "религиозным", то он плохо закончится.