Знаменитый физик Виталий ГИНЗБУРГ -
один из основателей Атеистического общества и
противник религиозного образования детей. О
своем отношении к религии Виталий ГИНЗБУРГ
рассказал обозревателю "Известий".
- Виталий Лазаревич, почему вы защищаете
атеистов?
- Это происходит только в последние годы под
влиянием клерикализации страны. В одном из своих
интервью Андрей Кураев заявил, что теперь
атеистов можно помещать в Красную книгу. Нас это
страшно возмутило - меня и моего друга Евгения
Фейнберга. Мы не выдержали и написали статью, что
это неверно. С этого момента я стал "борцом"
за атеизм. Это как протест против жульничества.
Клерикализация ведь в чем состоит: суют религию
туда, куда она не относится. У нас светское
государство, и очень хорошо, что разрешены
церкви, синагоги и мечети. Но я против того, чтобы
религия играла такую роль, как в царской России. Я
крайне возмущен тем, что в гимне нашей светской
страны есть слово "Бог", это чудовищно.
Особенно возмутительна попытка церкви
внедриться в школу. Нам нужны образованные люди,
а их будут воспитывать в духе того, что
человечество возникло пять тысяч лет назад.
Нельзя преподавать в школе то, что противоречит
современной науке. А публичное освящение зданий,
когда их поливают водой из водопровода, над
которой помахали - и она стала святой... Это
смешно. Впрочем, если вспомнить, что американский
президент принимает присягу на Библии, то мы
более передовая страна.
- Вы не верите, потому что... не верите? Или же у
вас есть доказательства?
- Вера или, наоборот, атеизм - интуитивные понятия.
Нельзя здесь ничего доказать математически. Я ни
в какой мере (что мне иногда приписывают) не
считаю, что вера в Бога несовместима с наукой. Но
только нужно сугубо различать религию и веру в
"что-то такое вне нас, что не сводится к
природе". Это нельзя опровергнуть, но я не
разделяю эту точку зрения. Это мне совершенно не
нужно, непроверяемо и ничего не дает. Это
сведение чего-то неизвестного к другому
неизвестному. Совершенно иное дело - религия, то
есть следование какой-то конфессии. Как известно,
в христианстве, иудаизме и мусульманстве
полагают, что есть активный Бог и что он
вмешивается в дела людей, и это называется
теизмом. Я считаю, что теизм совершенно
несовместим с научным мировоззрением.
Христианин верит в святость Библии, в непорочное
зачатие и сатану, а это все чудеса, которые
противоречат науке. Когда зарождались религии,
состояние науки было таким, что можно было верить
и в непорочное зачатие... Эйнштейн подчеркивал,
что верит не в Бога, который управляет делами
людей, а во что-то высшее, в Бога Спинозы, а это
природа. Ну и назовите Бога природой, это вопрос
терминов. А если есть Бог, почему же он допускает
такие дикие вещи - геноцид, убийства? Где логика? Я
не понимаю, как человек может верить во
всемогущего Бога, который с этим со всем мирится.
Но что очень важно: иногда люди либо
невежественные, либо демагоги путают атеистов с
воинствующими безбожниками, и это используется,
чтобы критиковать атеистов. Воинствующие
безбожники - то же самое, что инквизиторы, и
глубочайшая ошибка отождествлять неверующих
людей с воинствующими атеистами. Одно дело, когда
человек не верит, и другое - когда разрушает
церкви или расстреливает священников. А я
сторонник свободы совести: верить или не верить -
частное дело каждого человека, я не говорю о
всяких диких антигуманных сектах.
- Вам хотелось бы верить?
- Я завидую верующим. Мне 87 лет, я человек трезвый
и понимаю, что могу в любой момент умереть. Можно
заболеть, мучиться, а у меня есть семья. Если бы я
был верующим, мне было бы легче, я был бы этому
рад... И я уверен, что вера у многих обусловлена
боязнью смерти и несчастий. Человек - это
лодчонка на бурных волнах, и он ищет убежища в
вере. Сейчас хоть лекарства есть, а в те времена,
когда родились религии, смертность была дикая,
человек был совершенно незащищен, это ж был тихий
ужас...
- Была ли ваша семья религиозной? Или вас
воспитывали в атеистическом духе?
- Моя мать была врачом, но я, к великому сожалению,
помню только ее похороны - она умерла, когда мне
было 4 года. Мой отец, который родился в 1863 году,
через два года после освобождения крестьян, был
инженером. Он окончил Рижский политехникум, это
был образованный человек. Он был верующим иудеем,
но не ортодоксальным - иногда он молился и ходил в
синагогу. Пару раз мальчиком я был с ним в
синагоге, а потом приставал к отцу - почему ты
веришь? И он отвечал: я молюсь, потому что
вспоминаю о своих родных, ухожу от тягот
действительности. И я с пониманием отношусь к
верующим людям. Если это помогает... это же от
горя. Мне выпало великое счастье, я занимаюсь
наукой - а если у человека ничего нет?
- Бывали ли у вас колебания от неверия к вере?
- У меня никогда не было никаких сомнений.
- Бывают ли верующие ученые?
- Да, бывают. Каноник Леметр был даже президентом
Папской академии наук. Но это было в прошлом.
Среди современных ученых тоже есть верующие.
Году в 65-м я был в Англии, мы гуляли около Темзы с
одним специалистом по теории относительности. И
я сказанул что-то антирелигиозное. Он надулся и
заявил: я католик. Я потом узнал, что у него 10
детей - наверное, он был католик в квадрате. Я
почувствовал, что обидел человека, извинился и
сказал: если бы я был Робинзоном Крузо и мне
предложили на выбор двух Пятниц, один был бы
атеист, а другой верующий, я выбрал бы верующего,
потому что вероятность того, что он ночью убьет
меня топором, была бы меньше. А в России...
Советское время очень сказалось, и все мое
поколение ученых - атеисты.
Новые православные
Профессор Дмитрий ФУРМАН (Институт Европы РАН)
рассказывает, что в 2002 году в ходе исследования
назвали себя православными 80% респондентов, а вот
на вопрос "верите ли Вы в Бога" ответили
"да" только 59%. То есть 21% православных -
атеисты. Встает вопрос: так ли уж религиозно наше
население?
- На словесном уровне изменения по сравнению с
советским временем колоссальные. Сейчас
большинство называет себя верующими и
православными. Но на уровне реальных действий
изменения невелики. Так, удельный вес тех, кто раз
в месяц посещает церковь, на протяжении всех 90-х
годов не менялся и составлял 6-7%. И в 2002 году - тоже
6%. Тут мы на одном из последних мест в Европе.
В мировой социологии главным показателем
воцерковленности считается количество
посещений церкви. В католических странах 60-80%
населения бывают там ежемесячно, а вот
православные обходятся без этого: посещают
церковную службу каждую неделю 2% опрошенных, не
бывали на ней никогда 42%. Более того: 45% Библии не
читали, 48% никогда не молятся. Получается такая
картина: регулярно ходят в церковь и выполняют
всякие церковные правила - пост, молитва,
причащение, чтение Библии - лишь 6-7% опрошенных.
"Мы убедились, что слова "религиозное
возрождение в России" могут употребляться
только в кавычках", - подводит итоги Дмитрий
Фурман. Вера - или то, что понимают под верой
респонденты, - не подкрепляется делами.
Большинство оказывается в храме по двум случаям:
во время крещения или отпевания.
Старые православные
Итак, лишь 7% населения не просто считают себя
верующими, но и делают то, что требуется от
верующих. Какие они, эти люди?
81% - женщины (а среди атеистов их лишь 21%). Основная
масса старше 50 лет. Это наименее образованная
группа (а вот самые образованные - атеисты): 38%
закончили 7 классов и меньше, а вуз - только 13%
(среди атеистов к первой группе относятся 5%, ко
второй - 30%). Поскольку доходы тесно связаны с
образованием, то нет ничего удивительного в том,
что "традиционные верующие" в большинстве
своем люди не просто бедные, а нищие (у 68% доход
составляет 500 рублей на человека в месяц, среди
атеистов таких 29%). Так что "традиционные
верующие" - в большинстве своем темные и нищие.
|