Инквизиция
Правила, изходя из которых инквизиторы определяли виновность подозреваемого.
- Обвиняемый считался виновным пока он не
доказывал свою невиновность. Инквизиция приняла
этот принцип римского имперского закона, но там,
где речь шла о делах веры, доказать чью-либо
невиновность было практически невозможно.
- Подозрение, сплетни или оговор считались
достаточными основаниями для обвинения и вызова
на суд Инквизиции.
- Чтобы узаконить деятельность Инквизиция, любое
преступление, независимо от его характера,
соединялось с ересью. Так, убийцы
изувера-инквизитора Питера Мартира в 1252г. были
осуждены не за убийство, а за ересь (как
противники Инквизиция).
- Личность свидетелей не устанавливалась, а их
обвинения часто не доводились до сведения
подзащитного. В 1254г. папа Иннокентий IV
гарантировал анонимность обвинителей.
- Против еретиков допускались показания
осужденных за лжесвидетельство, лишенных
гражданских прав, малолетних детей и даже
отлученных от Церкви (включая осужденных за
ересь), не рассматриваемые при других
преступлениях. Если свидетель обвинения
отрекался от своих показаний, он преследовался
за лжесвидетельство, но его показания сохраняли
силу.
- Ни одному свидетелю не разрешалось давать
показания в пользу обвиняемого, также не
принималось во внимание ни одно свидетельство,
характеризовавшее его как порядочного
гражданина или христианина.
- Обвиняемому запрещался защитник, поскольку
адвокат мог оказаться виновным в защите ереси.
(Изредка адвокаты все же допускались, особенно,
когда инквизиторы заседали в епископских судах,
и в XVIIв. это право было восстановлено
окончательно.)
- Судьи были инквизиторами. Лишь иногда в inquisitio
разрешалось заседать епископам или даже мирянам.
- Судьи должны были вынуждать обвиняемых к
признанию.
- Хотя технически пытки разрешались только в
крайнем случае, на самом деле они использовались
постоянно и могли быть применены к любому
свидетелю. Гражданские власти также применяли
пытки, но Инквизиция расширила и
систематизировала их использование, Как
средство обнаружения ереси пытки были
санкционированы папой Иннокентием IV в 1257г. в
булле "Ad extirpanda" и подтверждались
последующими папами, пока не были запрещены
папой Пием VII в 1816г.
- По закону пытка не могла быть повторена, но на
самом деле она нередко "продолжалась", пока
обвиняемый не признавался в том, что от него
требовалось. Распространенным явлением было три
круга (сессии) пыток.
- Вынужденный признаться под пыткой обвиняемый
должен был повторить свое признание
"добровольно и непринужденно, без давления или
страха", имея в виду комнату пыток. Так
полагалось, и в судебных отчетах утверждалось,
что он признал свою вину без пытки.
- Каждый обвиняемый должен был назвать или
выдумать имена сообщников или тех, кого он
подозревал в ереси.
- Обычно ни одна апелляция не рассматривалась.
- Собственность обвиняемого конфисковывалась Инквизицией. Все папы приветствовали эту практику как одно из сильнейших средств в борьбе против ереси. Иннокентий IV говорил, что она висела как дамоклов меч над головами еретиков и князей. Поскольку конфискация была обычным делом, она редко упоминалась специально, за исключением приговоров об отлучении от церкви умерших.
"Основным принципом инквизиции является сеяние смерти... [Либерализм] смел это ужасающее здание нетерпимости, тирании, жестокости, воздвигнутое поклоняющимися Христу, чтобы сохранить собственную веру. Многое можно извлечь из деятельности церкви в защиту брака, правана погребение, упразднения рабства, прекращения войн и помощи бедным. Но ничего нельзя извлечь из ее злодеяний по отношению к неверующим, еретикам, дикарям и ведьмам. Здесь полная ответственность лежит на инквизиции; ее инициатива и достижения были самыми полными" ("Letters to Mary Gladstone").