Евграф Каленьевич Дулуман любезно переслал мне последнее письмо Сергея Королева. И так как в нем он (Королев) упоминает меня и мои работы, то я решил ответить ему лично. Но сначала цитата из письма Сергея:
"Про инквизицию опять бредятина пошла: Это где же вы видели инквизицию в РПЦ?
Не иначе как начитались творений о.Алексея Вязовского. Ну так он не прав. Я ему писал, что в Питербурге стоят и католические и армянские храмы прямо вдоль Невского проспекта, на Васильевском острове мечеть. И все было построено очень давно, в годах эдак 1750-х., как раз в разгул <инквизиции>.
В Москве на Арбате жили немцы, на Таганке - арабы, на Тверской ул. Народ из Зап.Европы, все люди отнюдь не православные. Было же сие так аж со времен Ивана Грозного. Вот на Западе была инквизиция: Где-нибудь в Германии вы не найдете древней синагоги или православного храма...
Я прощаю Сергею его сарказм с “отцом” Алексеем Вязовским и начну, наверное, с того, что лично мне Сергей ничего и никогда не писал. Но эта маленькая ложь только начало. Как известно маленькая ложь рождает большую. Прежде всего, стоит пояснить читателям, о чем идет речь. Сергей имеет в виду мою статью “Инквизиция в РПЦ”. Она доступна по адресу http://atheism.websib.ru/articles/inkvisit.htm
Так вот, я начал эту работу с того, что привел источники своих знаний об инквизиции в истории РПЦ. Специально для таких, как Королев, который,определенно, не верит мне на слово. И правильно делает, т.к. разумный человек прежде, чем принять что-либо на веру, должен узнать: какие доказательства есть у этого “что-либо”? Странно одно: свою “разумность” Сергей проявляет исключительно в спорах с атеистами, а не в деле проверки достоверности догматов своей веры. Но это так, к слову.
Вернемся к статье. В ней я привел некоторые факты, которые Сергей или не захотел (или не смог) опровергнуть. Позволю себе еще раз напомнить их: “...новгородский архиепископ Геннадий сжег за ересь (т.н. жидовствующие) архимандрита Кассиана, у Некраса Рукавова был вырван язык, после чего, он тоже был сожжен. На поместном соборе в 1504 г. были осуждены на сожжение за ересь Иван-Волк Курицын, Дмитрий Коноплев, Иван Максимов, остальных сектантов сослали, заточили в тюрьмы или наложили епитимьи. По обвинению в ереси, богохульстве и колдовстве были казнены врачи Эрнштейн, Леон и Бомелий. Официально инквизиция в РПЦ оформилась при борьбе с раскольниками. Синод, в распоряжение которого были предоставлены сначала штрафные суммы, взимавшиеся с раскольников за непринятие исповеди и причастия в православных церквях, а затем двойной оклад за ношение раскольниками бороды и платья старого покроя, учредил для лучшего сбора этих средств особую контору раскольнических дел, преобразованную затем, во время прибывания синода в Москве при Петре II, в канцелярию розыскных раскольнических дел. Главной задачей этого учреждение был главным образом не сбор штрафов (доход от которых шел РПЦ), а розыск раскольников и расправа над особо упорными....”. Думаю достаточно, желающие могут прочесть статью целиком по адресу, указанному выше. Все эти факты я взял не с потолка, а из исторических источников: “Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией” 1841г. №258, “Полное собрание русских летописей” т. 4, с 158, 1859г. Дело в том, что достоверность этих источников не вызывает никаких сомнений (в том числе, наверное, и у Сергея), поэтому Королев даже и не заикнулся о данных приведенных в статье. Он пытается спекулировать на том, что мол в Санкт-Петербурге в те времена были католические храмы, мечети, а в Москве жили люди других вероисповеданий. Но ведь люди других вероисповеданий постоянно жили и в Западной Европе. И когда, в 15 столетии, наступил пик инквизиционных преследований, то они никак не касалась иудеев, мусульман или других инородцев. Инквизиция и там, в Западной Европе, и здесь, в России, была направлена исключительно на единокровных братьев, да на одноверных христиан. Половина населения России, так называемых старообрядцев, было сжито со свету из-за того, что они не хотели отказаться от осенения себя крестным знаменем двумя пальцами (двуеперстия) и перейти, как приказала официальная православная церковь, на осенение тремя перстами (троеперстие); не переставали говорить "Исус", как прежде, и не соглашались говорить "Иисус"; не желали заменить двойное провозглашение "Аллилуя, аллилуя" на тройное - "Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя" и так далее. Для искоренения непослушных церковных властей их сжигали вместе с их домами. Сжигали целые села с проживающими в них старообрядцами. А для видных деятелей старообрядчества (Аввакум, Никита Пустосвят и сотен других) после длительных тюремных мук сооружали специальные срубы и сжигали в них. В старообрядческом "расколе" было больше половины населения России. Где сейчас это население? Где старообрядцы и сколько их сейчас? Их осталось мизерное количество. Их изгнали в дебри сибирских лесов, на окраину страны, в соседние государства. Следует сказать, что изгнанных из России старообрядцев нигде в Западной Европе (в Румынии, в Австрии, в Чехии, в Польше, в Венгрии, в Китае, в Турции) не преследовали. Они там диаспорой живут до сих пор. Правда, часть из них возвратилась в Россию в годы Советской власти.
И это делалось в 17-18 столетии, когда в Западной Европе Инквизиции и след простыл.
Кроме социально-исторических причин, главной идеологической причиной отсталости царской России была Православная церковь. Эта церковь поддерживала крепостнический строй, который продлился дольше всех стран мира. Православные иерархи во главе с митрополитом московским Филаретом (Дроздовым) были против ликвидации крепостничества, писали богословские трактаты в защиту публичной порки провинившихся солдат и крестьян. Православная церковь сеяла невежество. Ни один из православных священнослужителей, в отличие от священнослужителей католической и протестантских церквей, не занимался наукой, не пропагандировал науку. Когда своевольный дьяк Феодор соорудил в Москве типографию и издал библейскую (учтите: не светскую, а библейскую, святую) книгу "Апостол" деятели православной церкви разгромили и сожгли типографию, как некогда разгромили и сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку. Сам Федоров бежал в Литву и там, в Остроже (смотрите не в Москве!) вдали от русской православной иерархии, издал знаменитую Острожскую Библию...
Или даже теперь Сергей будет говорить об отсутствии православно-церковной инквизиции в России? Тогда я ему посоветую прочесть еще и еще массу исторически достоверных фактов существования православной церковной инквизиции в России (например, в книге Е.Ф.Грекулова "Православная инквизиция в России". Москва, 1964). Или книгу профессора истории Московской духовной академии Голубинского "История русской церкви". Книга издана с обильным количеством документов в четырех крупных фолиантах. Что? Или и там “ложь”?
А. Вязовский.
P.S. Совсем недавно Сергей в гостевой книге А-сайта “доказывал” всем, что неоспоримым доказательством существования бога, является снисхождение огня в Иерусалимском храме во время Пасхи. Так вот, рано или поздно все тайное становится явным. Разоблачен и этот трюк. Механизм такой: на расщепленный фитиль свечи наносится фосфор, растворенный в сероуглероде. Когда в храме набирается много народу, от тепла человеческих тел (или просто со временем) сероуглерод испаряется, а фосфор самовозгорается.