Осторожно, религия!
Название этой выставки могло оказаться и другим.
Предполагались такие, как "Религия: за и
против", "Религия как она есть",
"Толерантность духа", и др., ибо поднятая
нами тема удивительно полифонична и многогранна.
Сегодня, когда человеку практически удалось
преодолеть пространство и время, когда
происходит столь мощнейшая концентрация
внутренних и внешних сил, когда человек ворвался
в столь доколь неизведанные глубины и дали,
появилась насущная необходимость обратить свои
взоры на ранее даже не предполагаемые сочетания
воли, духа, веры. Сегодня человек очутился перед
ситуацией, когда открыты все подводные и
подземные шлюзы, ценностные критерии смещены с
собственных осей, одновременно сосуществуют
психоанализ и религия, интернет и астрология,
шаманство и квантовая теория. Складывается
впечатление, что все воззрения (порой
взаимоисключающие друг друга), сформированные
человечеством на протяжении тысячелетий,
сложены в едином порядке и предоставлены
каждому.
Избирая свою мораль, свою этику, свою религию,
своё осмысление собственных порывов, каждый
индивидуум берёт на себя ответственность за свой
выбор и последствия такого решения.
Хорошо это или плохо? Однозначно ответить
нелегко. Выбор это всегда проблема духа, меры его
духовности, а дух и духовность - это аспекты
религии.
Можно ли попытаться определить, какая из
существующих религий, христианская, иудаизм,
буддизм или ислам, лучше? (Есть и другие религии,
например "сознание Кришны", дзен-буддизм,
бабизм, бахаизм, не говоря уже о всевозможных их
ответвлениях). Сам поставленный вопрос
оказывается некорректен и абсурден в корне. А
ведь порою церкви, мечети, ашрамы и синагоги
могут быть расположены рядышком, на одной и той
же улице. Тем более в городах - мегаполисах.
Человеку предоставлено с чистой совестью и с
полной ответственностью сделать свой выбор, ибо
богом сегодня является чистая совесть и глубокая
искренняя вера именно по отношению к тому, что
выбрал сам. При таком раскладе не случайно многие
предпочитают выбрать даже атеизм. Время от
времени какой-либо недотепа- мыслитель
пробуждается после долгих поисков и блужданий, и
подобно андерсеновскому откровению
несмышлёныша вскрикивает: " А Бога - то нет!".
Однако сегодня это звучит не по-ницшеански
сардонически смело и революционно, а выглядит
как некая разновидность ханжества и фиглярства.
Может быть хоть они заблуждаются? Трудно сказать.
Ответ может быть такой "Все религии хороши, но
только одна из них незаменима" Только которая
из них? Тут уж все религии единогласно утверждают
"см. в собственное сердце".
Так уж сложилось, что и религия и культура
сегодня рассматривают абсолютно одинаковые
проблемы, проблему выбора, проблему духа. И для
взаимодействия друг с другом людям необходима
определённая толерантность во взаимопонимании и
взаимоприятии друг к другу. Сегодня критерий
ереси исчерпал себя до конца. На протяжении всей
истории к лику еретиков были причислены такие
выдающиеся личности как Джордано Бруно, Галилео
Галилей, Томазо Кампанелла, Савонарола и мн. др. В
своё время иудаизм фактически осмелился
окрестить еретиком самого Иисуса Христа. Кому
сегодня следует наградить этим эпитетом или
предать анафеме? Учат ли нас исторические
коллизии чему-либо? Можем ли мы, назвавшие себя не
иначе как homo sapiens делать правильные выводы из
того, что с нами уже произошло? Учит ли нас
история? Вот вопросы, которые ставятся перед
человеком сегодня.
Однако, единственное, что не вызывает сомнения в
своей первичности и что управляет вселенным и
тем более человеческим сознанием относится к
области духовного, а не материального. Только что
под этим понимает каждый, вот в чём проблема.
И задачей нашей выставки является определить
отношение людей созидающих, ощутить систему
проекций их в мире духовном и меру влияния
духовного на их творческие формы
самоидентификации. Итак... похоже мы уже начали
повторяться. И тем не менее: "Острожно,
религия!"
Арутюн Зулумян, куратор проекта
*****
"Познающий себя есть собственный палач"
Век за веком сплетаются декорации жизни и все так
же неведомо закулисье. И, срывая покровы, обнажая
мятущийся неукротимый и одновременно
самобичующий дух, - что мы скажем себе, чем утешим,
чем обнадежим перед неотступно приближающимся
расставанием. Ну разве что обратимся к Религии, к
той, которая "готовая" "здесь и теперь"
ждет своего потребителя.
Так что же такое религия: может некий свод
общечеловеческих ценностей, возводимый в ранг
абсолютной истины, исполнение правил и
постулатов которой гарантирует Вечную жизнь?
Возможно так. Возможно и иное определение, но
суть в одном: - утешить, обнадежить, избавить от
сомнений, наделить верой. Но каждая из конфессий
(христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты и др.)
предлагая свой реди-мейд, свою модель, настаивая
на собственном приоритете, так или иначе ведет
борьбу за собственную Власть, за право
приватизации Истины... И опять вопрос: что есть
истина, что есть Бог - вечный банальный вопрос -
вопрос на который так или иначе, несмотря ни на
какую принадлежность той или иной конфессии
каждый отвечает сам, своей жизнью. Сводом тех
правил и ошибок, которые и есть собственно Жизнь,
Свободное право Выбора, Воля - вот единственный
коррелятор - вектор пути. Выбор может быть
ортодоксальным, может быть атеистическим,
бунтарским, новаторским, еретическим... Где
кончается Истина, где начинается Ложь, и кто
вправе судить... Где эта тонкая грань между
Зоной-Заповедником, спасающей от личины, от
страха, и страхом, провоцируемым самой этой
Зоной, маскирующей лицо подлинного страдания... А
потому: Осторожно - Религией может быть и бунт,
жест бунта как формы самоочищения, чистилища.
Дорога в Рай, возможно схожа с Адом. Осторожно, за
пышной декорацией - часто пустота фальшивых
клише, в то же время что может быть искреннее
крика отчаяния человека познавшего бездну
падения, человека сорвавшего с себя личину-маску
греха, человека открывшего лик свой Богу
И все-таки не впадаем ли мы в другую крайность,
крайность постмодернистского скепсиса: черное -
не есть черное, белое - не есть белое и что есть
верх, а что низ и существует ли вообще система
отсчета. Тема, которую предлагает автор проекта -
грандиозна и вряд ли ее возможно охватить в одной
выставке. Важно другое: тема актуально-насущна.
Скорее она не имеет узких временных и
исторических рамок. Она обращена к каждому, к
антологии развития и существования человека во
времени и пространстве. Итак; Осторожно Религия!
Нарине Золян, координатор выставки
Художники: Альчук Анна, Антошина Татьяна,
Батынков Константин, Галстян Ваграм, группа
"Синий суп", Дорохов Александр, Елагина
Елена, Виноградов Гарик, Зауташвили Илико, Золян
Наринэ, Зулумян Арутюн, Зулумян-Бабаджанова Аида,
Любашина-Шульц Марина, Нелюбова Анастасия,
Мамышев-Монро Владислав, Кулик Олег, Каждан Яков,
Косолапов Александр, Митлянская Александра,
Макаревич Игорь, Кажлаев Магомед, Обухова Марина,
Котел Нина, Савко Александр, Сальников Владимир,
Сигутин Александр, Подосинов Александр, Магидова
Наталья, Саркисян Оксана, Орлов Валерий,
Пожарицкая Мария, Тер-Оганьян Авдей, Цветков
Дмитрий, Флоренский Василий, Шечкин Валерий,
группа "Трио Марио", Вальдрон Ирина,
Мавромати Олег, Боряна Драгоева, Шабельников
Юрий. источник