Священный факультатив
Наталия Бабасян
"Я вообще-то против уроков религии. Религиозное образование - это все же дело семьи, да и нехорошо это навязывать", - шепотом сообщила мне знакомая директор школы. И тут же попросила ни в коем случае не упоминать ее фамилии: не дай бог узнают в Министерстве образования, проблем не оберешься.
Сегодня возражать против клерикализации образования становится не менее опасно, чем лет двадцать назад критиковать линию партии и правительства: Министерство образования теперь выступает главным сторонником внедрения религии, точнее, православия, в общеобразовательную и высшую школу. Причем внедряется оно туда тихо, без громогласных заявлений, на уровне негласных рекомендаций. И абсолютно вне закона.
История этого победоносного шествия напоминает знаменитую сказку про лисичку, попросившуюся переночевать к зайчику: типа, я места много не займу, сама на лавочку, а хвостик под лавочку.
В начале 90-х претензии РПЦ в образовательной сфере были весьма скромны: законом церкви было разрешено преподавать религию в общеобразовательных школах факультативно, и на большее она не претендовала. Однако некоторое время спустя церковные деятели начали озвучивать новые требования: включить факультатив в сетку часов. Один из главных проповедников этой идеи, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был в то время вполне откровенен. "Ну сами посудите. Ребенок отсидел пять-шесть уроков, а потом ему предлагают факультативно закон божий. Да какой бы он ни был верующий, он скажет: "А пойду я лучше в футбол поиграю", - объяснял владыка на Рождественских чтениях 1996 года.
Сегодня он предпочитает преподносить свою затею в куда более завуалированной форме. "Русская церковь не ставила вопрос об обязательном преподавании закона божия в школах, - сообщил митрополит Кирилл незадолго до начала нынешнего учебного года. - Мы всегда ставили вопрос о факультативном преподавании закона божия, понимая под факультативом возможность выбирать этот предмет или отказываться от этого предмета. Но мы настаивали и продолжаем настаивать на том, что этот факультатив должен преподаваться в рамках учебных часов, то есть в учебное время, а не в внеучебное".
Заявление владыки трудно не назвать лукавым. Митрополит, который скоро будет праздновать свое 55-летие, прекрасно знает, в какой стране он живет. И достаточно хорошо понимает, что факультатив, который вносится в сетку часов учебного времени, факультативом быть перестает, а превращается в предмет, посещение которого носит добровольно-принудительный характер. Россия - это не Германия, где на время урока религии ученики расходятся по разным классам - католики к католическим священникам, протестанты к пасторам, а неверующие на уроки морали. У российских школьников выбор может быть лишь между уроком закона божия и коридором, где оставаться ему никто не позволит. То есть никакого выбора не будет. Вернее, его уже нет там, где закон божий преподают в рамках сетки часов. Сегодня это делается во многих регионах страны, а в 20 из них он уже введен как обязательный предмет.
Однако искать старорежимное название "закон божий" в расписании уроков нынешней школы бесполезно: его там нет. Зато имеются "основы православной культуры" - именно на этих уроках и происходит обучение закону божию в общеобразовательных школах. Сделать преподавание этого предмета повсеместным его адептам мешает на данный момент вовсе не закон, который нарушается без всякого зазрения совести, а недостаток квалифицированных преподавателей. Но и эта проблема решаемая: совместными трудами РПЦ, Минобразования и руководства вузов с 2000 года в светские вузы начали вводить государственный образовательный стандарт "Теология". Его учебные планы разработаны православными богословами на основе стандарта "Богословие", действующего в высших духовных школах РПЦ. А его внедрение в вузы подразумевает не только вытеснение оттуда ненавистного церкви предмета "религиоведение", но и подготовку в высшей светской школе за государственный счет как православных богословов, так и преподавателей православного вероучения. В некоторых государственных педагогических университетах уж созданы кафедры и отделения православной педагогики, где также будут готовить учителей закона божия. И тоже за счет государства.
Законодательная база всей этой православно-образовательной активности зыбка, и при желании государство давно могло бы навести в этой сфере порядок и прекратить нарушение закона. Однако, похоже, заинтересованность Кремля в православных иерархах, готовых по первому требованию поддержать любую его инициативу, столь велика, что на такие "мелочи" он вполне может закрыть глаза. Надо только неустанно повторять, что образование у нас в стране самое передовое и совсем светское.
3/9/2001 Грани.Ру