Смысл бога.
Многие религии
занимаются тем, что устанавливают соотношение
между богами, людьми и баранами, при этом
постоянно путая все три категории.
Учитель По.
Нужно заметить, что
жертвоприношение всегда имеет в виду задабривание божества. По сути,
это одно из первых осознаний человека, как социального существа -
другое существо можно сделать добрее, если отдать ему часть своей
пищи. Например, древние греки, у которых система жертвоприношений
была весьма развитой, любили приносить в жертву баранов. Но они уже
обладали не только многочисленными богами, но и сложной мифологией,
развитой системой храмов и обслуживающего персонала. Кстати, именно
последний часто и выступал от лица богов, определяя размер и вид жертвы.
Древние евреи создали пространные описания, сколько и чего нужно богу
(причём границы были весьма широки - от зерна и хлеба, через горлиц
и баранов, до серябрянных блюд и золотых кадильниц ) и в какой день
всё это принести священнослужителям. Эти описания вы можете найти
в той части библии, которая именуется теперь уже ветхим заветом. Но
если у древних греков пантеон богов был в достаточной мере демократичен,
что отражало их социальное устройство, то у древних евреев в связи
со строгим монотеизмом происходило постоянное усиление влияния одного
бога, жертва приносимая ему должна быть очень серьёзной и дорогой.
Так в одной из книг ветхого завета бог требует у одного человека,
чтобы тот принёс в жертву собственного сына. И хотя само жертвоприношение
далее не описывается, сама его возможность очевидна; кроме того приношение
человеческой жертвы отмечает и ту остроумную по форме и страшную по
смыслу мысль, что люди собственно являются пищей для высшего божества
(мы к этой мысли будем ещё не раз возвращаться). В библии эта мысль
постоянно подчёркивается, обычно в мягкой форме. Бог называется то
пастухом стада, в котором роль баранов (которых так любили жертвовать
греки) играют люди, то бог уподобляется посеявшему урожай и собирающемуся
собирать плоды человеку. Собирать для того, чтобы, разумеется, есть.
Если располагать новый завет в порядке написания, т.е. за ветхим заветом,
то в конце библии человеческая жертва всё-таки приносится. Эта жертва
- Иисус. И принесена она богу, для того чтобы искупить грехи всех
людей. Распятие Иисуса, или что то же самое- принесение Иисуса в жертву
составляет вообще основную христианскую идею. В откровениях Иоана,
произведении настолько тёмном и подозрительном, что его даже поначалу
не хотели вообще включать в текст библии, Иисус именуется не иначе
как агнецом, т.е. жертвенным барашком. С одной стороны, это является
закономерным развитием той мысли, что человек для бога является пищей.
С другой стороны, крайне непонятными являются некоторые следствия
той жертвы, "которую являл собой Иисус". Один из греческих
мыслителей, живших в ранне-христианское время сформулировал своё недоумение
так: Если бог один, и жертва является богом, а бог является жертвой,
то пропадает смысл не только жертвы, но и бога.
Наверное ему было трудно понять, зачем нужен бог, который сам приносит в жертву самому себе, часть самого себя, и причём здесь, вообще, люди. Бессмысленную жертву ещё можно представить. Бессмысленного бога практически невозможно.
Димьян.