Смысл бога.

Многие религии занимаются тем, что устанавливают соотношение между богами, людьми и баранами, при этом постоянно путая все три категории.
Учитель По.


Бог с баранамиНужно заметить, что жертвоприношение всегда имеет в виду задабривание божества. По сути, это одно из первых осознаний человека, как социального существа - другое существо можно сделать добрее, если отдать ему часть своей пищи. Например, древние греки, у которых система жертвоприношений была весьма развитой, любили приносить в жертву баранов. Но они уже обладали не только многочисленными богами, но и сложной мифологией, развитой системой храмов и обслуживающего персонала. Кстати, именно последний часто и выступал от лица богов, определяя размер и вид жертвы. Древние евреи создали пространные описания, сколько и чего нужно богу (причём границы были весьма широки - от зерна и хлеба, через горлиц и баранов, до серябрянных блюд и золотых кадильниц ) и в какой день всё это принести священнослужителям. Эти описания вы можете найти в той части библии, которая именуется теперь уже ветхим заветом. Но если у древних греков пантеон богов был в достаточной мере демократичен, что отражало их социальное устройство, то у древних евреев в связи со строгим монотеизмом происходило постоянное усиление влияния одного бога, жертва приносимая ему должна быть очень серьёзной и дорогой. Так в одной из книг ветхого завета бог требует у одного человека, чтобы тот принёс в жертву собственного сына. И хотя само жертвоприношение далее не описывается, сама его возможность очевидна; кроме того приношение человеческой жертвы отмечает и ту остроумную по форме и страшную по смыслу мысль, что люди собственно являются пищей для высшего божества (мы к этой мысли будем ещё не раз возвращаться). В библии эта мысль постоянно подчёркивается, обычно в мягкой форме. Бог называется то пастухом стада, в котором роль баранов (которых так любили жертвовать греки) играют люди, то бог уподобляется посеявшему урожай и собирающемуся собирать плоды человеку. Собирать для того, чтобы, разумеется, есть. Если располагать новый завет в порядке написания, т.е. за ветхим заветом, то в конце библии человеческая жертва всё-таки приносится. Эта жертва - Иисус. И принесена она богу, для того чтобы искупить грехи всех людей. Распятие Иисуса, или что то же самое- принесение Иисуса в жертву составляет вообще основную христианскую идею. В откровениях Иоана, произведении настолько тёмном и подозрительном, что его даже поначалу не хотели вообще включать в текст библии, Иисус именуется не иначе как агнецом, т.е. жертвенным барашком. С одной стороны, это является закономерным развитием той мысли, что человек для бога является пищей. С другой стороны, крайне непонятными являются некоторые следствия той жертвы, "которую являл собой Иисус". Один из греческих мыслителей, живших в ранне-христианское время сформулировал своё недоумение так: Если бог один, и жертва является богом, а бог является жертвой, то пропадает смысл не только жертвы, но и бога.

Наверное ему было трудно понять, зачем нужен бог, который сам приносит в жертву самому себе, часть самого себя, и причём здесь, вообще, люди. Бессмысленную жертву ещё можно представить. Бессмысленного бога практически невозможно.

Димьян.