Православные службы - как сеансы массового гипноза.
История гипноза, пожалуй, соизмерима со всем временем существования рода человеческого. Точное определение гипноза до сих пор убедительно не дано, но наши знания о деятельности головного мозга, взаимодействии его с нервной системой пока фрагментарны, поэтому в затруднениях с определением нет ничего удивительного. Тем не менее, практическое его применение неразрывно связано с первыми страницами истории человечества, особенно в сфере религии и культа.
Предоставим слово авторам библейских текстов, очевидно знакомых с некоторыми методами гипноза:
"И НАВЕЛ Господь Бог на человека КРЕПКИЙ СОН; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотию." ( Бытие, 2:21 ). Помниться, Кашпировский пациентку на операции и в сон не вгонял:
"И сказал Господь Моисею:: ВНУШИ народу, чтобы каждая женщина у ближней своей ВЫПРОСИЛИ вещей серебряных и вещей золотых" ( Исход, 11:1-2 ). Ну чем не цыганские дела?
"И, нашедши учеников, пробыли там семь дней; они, по ВНУШЕНИЮ Духа, говорили Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим" (Деяния, 21:4).
Можно продолжить множеством цитат как из Ветхого, так и Нового Заветов, иных источников, особенно Житий:
Хорошо зная историю, как впрочем теорию и практику Православия, я не буду касаться иных конфессий и деноминаций, обряды которых, впрочем, также базируются на гипнозе, внушении и самовнушении. Как мы знаем, в Православной Церкви есть семь таинств - крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, священство и елеосвящение. Есть общие службы, такие как Литургия, есть частные, например, благословения и освящения. Могу утверждать, что в отличие, скажем, от протестантских или католической Церквей, Православие традиционно обладает более действенными ресурсами для включения механизмов внушения и самовнушения, будучи т.н. восточной ветвью христианства, по- византийски пышной, воздействуя на все сенсорные каналы человека - зрение, слух, осязание, обоняние и т.д., по которым к нам поступает информация. Мне кажется довольно интересным, что в церковных обрядах используется практически весь спектр психотехник - от классического гипноза до недирективного, от аналога психоанализа до НЛП. Но применяется все это формально, неосознанно, поэтому недостаточно эффективно. Правда, отдельные православные священники в этой области "продвинулись", и очень успешно применяют свои знания на практике.
Но таких единицы. Надо отметить, что история говорит о том, что ранее Россия знала и количественно, и качественно целую плеяду талантливых "психотерапевтов" "от Православия". Преподобные, праведные, юродивые - целители и врачеватели
души и тела - где они сейчас? Лишь несколько на всю Россию знаю. Еще раз хочется подчеркнуть, что обладая полнотой ресурсов, РПЦ сегодня забыла о пастве в политических и экономических интригах. Свято место пусто не бывает, и этим удачно пользуются более мобильные, живые и прогрессивные протестантские и харизматические христианские общины. Если освобождением от наркозависимости они давно и очень успешно занимаются, то неуклюжие попытки РПЦ создавать свои реабилитационные центры вызывают только ироническую улыбку. Исключение - пара талантливых священников, да и то подвергающихся гонениям со стороны "князей" церкви.
Итак, в чем же схоже православное богослужение и сеанс гипноза?
Для примера возьмем порядок совершения Таинства Елеосвящения, которое совершается над больным человеком. По Требнику, должно совершаться семью
священниками ( допускается и менее, и одним, как исключение ). Давайте для удобства называть больного далее пациентом. Итак, предполагается, что звуковой сенсор пациента будет перегружен - так, постоянно в ходе обряда будут меняться во время чтения и пения: высота тона, темп, громкость, тембр и тональность, количество, непрерывность/прерывистость звучания, длительность звука, локализация, расстояние, источник. Более того, звук пациент будет улавливать разными ушами от нескольких источников. Немаловажно, что обряд совершается на малопонятном для непосвященного т.н. "церковно-славянском", и даже чтение - нараспев. Т.е. слуховой канал перегружен. Перейдем к визуальному. По Требнику, на стол ставятся: Евангелие, Крест, блюдо с пшеницей, в нем лампада, вокруг семь горящих свечей. Свечи у всех священников и присутствующих. Священники - в облачении, т.е. не в обычных черных одеждах, а в достаточно ярких и блестящих епитрахили и фелони. Специфические движения и жесты. Перегрузка ? Обоняние - перед началом: "Благословен Бог наш:" положено каждение, т.е. окуривание помещения ладаном с весьма специфическим запахом. Кинестетика - пациент помазывается неоднократно ( до семи раз) елеем : лоб, щеки, ноздри, губы, руки, грудь. В конце обряда на голову ему возлагается раскрытое Евангелие и читается молитва.
Как мы видим, практически перегружены все сенсорные каналы, т.е. сознание уступает "прямую трансляцию" подсознанию. А то успешно впитывает довольно объемные молитвы, в которых часто упоминается имя пациента и содержаться просьбы ( даются установки ) на его выздоровление, должен сказать, довольно действенные. Психологам и психотерапевтам прекрасно известно, что происходит, когда потоки информации принимает не сознание с его целыми штабелями "фильтров", а подсознание. Ведь это цель и классического, и недирективного гипноза. Ну, а далее под контролем подсознания начинает успешно работать самовнушение:
В последнее время мы не только по телевизору в "забугорных" триллерах видим сеансы психоаналитиков, помните, это когда сидят кружком несколько человек и рассказывают друг другу о себе, своих переживаниях, фантазиях и т.д. Это сегодня обычная практика многих психотехник. А христианство вторую тысячу лет использует это в Таинстве Покаяния. Исповедь перед священником: Знаете, есть такая поговорка :"Поплакаться в жилетку:". Согласитесь, легчает. А ведь последним элементом Таинства идет разрешительная молитва, говоря условно, отпускающая грехи.
Начатые в 50-х годах прошлого уже века убедительные опыты американского психолога Аша по коллективному влиянию доказали эффект внушающего коллективного "давления". Вот его формула - воочию видеть не то, что слышишь, но верить услышанному. Вот и объяснения ряда "чудес", и потенциальные ресурсы общественных богослужений- Божественной Литургии и т.д. Вот недавно Крестные ходы на Пасху были. И ежегодное самовозжигание огня у Гроба Господня.
Добиться транса, в котором включаются механизмы как внушения, так и самовнушения, - задача и авторитарной, и недирективной техник гипноза. Любой православный обряд гарантирует введение в трансовое состояние. Плохо, что НЛП-ишная проверка на "экологию", думается, была бы здесь отрицательной. Транс нужно использовать во благо человека.
Приведу анекдот, прочитанный на каком-то сайте : настоятеля сельского храма очень расстраивало, что прихожане крайне прижимисты и почти не жертвуют деньги. Решил применить гипноз, прочитал соответствующее руководство. Перед воскресной службой жарко натопил печь в церкви, службу читал медленно, монотонно, позолоченным крестом пассы делал. Когда прихожане погрузились в транс, сказал: "Вы все щедрые и добрые. Вам очень приятно пожертвовать все свои с собой имеющиеся деньги на богоугодные дела". Пожертвовали очень много. Батюшке понравилось, через неделю решил повторить. Снова повторил на службе те же манипуляции. Но выяснилось, что прихожане, наученные прошлым опытом, на этот раз с собой ни копейки не взяли. В сердцах батюшка воскликнул: "Ну и засранцы вы все после этого !" Церковь пришлось отмывать недели две:
Впрочем, о психологии в религиозных обрядах можно тома написать. Но, возможно, содержание этой маленькой статейки подтвердило название ?