На все Волин божий
gazeta.ruТекст: Сергей Ивашко, Андрей Литвинов
Предложенная сенаторами инициатива вернуть православной церкви земли не нашла отклика ни у правительства, ни у самих священников. Как выяснила <Газета.Ru>, российская политическая элита балансирует между уважением к РПЦ и нежеланием нового передела собственности.
В среду правительство России отреагировало на инициативу членов Совета федерации о передаче в собственность Русской православной церкви примерно 3 млн га сельскохозяйственных земель. Правда, это сделал не отпускник Михаил Касьянов, посетивший с семьей Валаамский монастырь, а правительственный пиарщик, замруководителя аппарата Белого дома Алексей Волин.
Его комментарий был достаточно жестким: <во-первых, Россия по конституции является светским государством, и церковь не может иметь особых экономических и хозяйственных привилегий, а, во-вторых, в России большое количество конфессий, и несправедливо выделять одну из них, создавая для нее особые условия хозяйствования.>
Официальный представитель правительства даже занялся толкованием Священного Писания, заявив, что передача государственных земель в ведение РПЦ нарушит принцип <Богу - Богово, а кесарю - кесарево>.
Реакцию правительства можно понять - именно Белому дому придется разбираться с многочисленными претензиями от бывших собственников, которые неизбежно объявятся в случае передачи земель церкви. В Белом доме уже готовятся к довольно жесткому тону полемики. Алексей Волин вспомнил о неудачной экономической практике РПЦ, когда в середине 90-х годов церковь пользовалась правом на беспошлинный ввоз табака и алкоголя.
Пока инициатива сенаторов не получила четких очертаний. Глава аграрного комитета Совфеда Иван Стариков считает одним из возможных вариантов передачу земель церкви из государственного фонда перераспределения земель, который предусмотрен 84-ой статьей нового Земельного кодекса. Но конкретные условия передачи еще предстоит выработать в специальном законопроекте.
Зато дискуссию сенаторское предложение вызвало немалую и отклик правительства - лишь один из многих.
Хотя авторы инициативы подчеркивают, что о реституции речи не идет, ясно, что передача земель православной церкви создаст определенный прецедент. Во всяком случае, - для религиозных общин. Два года назад Всемирный еврейский конгресс уже обращался в российское правительство с просьбой вернуть имущество еврейских общин, конфискованное после 1917 года.
Сторонники проведения в России всеобщей реституции тоже уже откликнулись на предложения сенаторов. Например, эксперты Русского экономического общества, возглавляемого бывшим министром финансов Борисом Федоровым, считают, что неправильно возвращать землю только православной церкви. <Реституция должна касаться всех бывших собственников> - считают они, но при этом все же предлагают компромиссную формулу - не более 1000 га <в одни руки>.
Специалисты в области аграрного рынка считают такой подход крайне опасным. Как заявил <Газете.Ru> генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько, <реституция приведет к коллапсу - экономическому, социальному и культурному>. Государство, если сочтет нужным, может передать церкви земли в форме <дара>, но только если они никому не принадлежат.
При этом должны соблюдаться общие требования: <Каждый случай дарения должен сопровождаться бизнес-планами со стороны конкретных монастырей или приходов, и надо следить, чтобы земля использовалась по назначению и не выводилась из сельхозоборота>.
Еще более скептичен оказался сотрудник группы работающих на зерновом рынке компаний <ОГО>, высказавший свое частное мнение: <По-моему, проблема надумана. Монастырям земля нужна только для самообеспечения, а проживает там крайне ограниченное число людей. Мне кажется, кто-то просто хочет прибрать землю к рукам>.
Региональные власти пока тоже осторожны. Даже губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков, обычно с энтузиазмом воспринимающий инициативы <из центра>, не спешит поддерживать в полном объеме идеи Ивана Старикова и Валерия Горегляда. В среду Аяцков встретился с архиепископом Костромским и Галичским Александром и заявил, что позитивно относится к идее возвращения РПЦ утраченных земель и имущества, но считает, что для начала надо передать церкви только те земли, которые сейчас заняты под храмы и монастыри.
Интересно, что Московский Патриархат тоже не устраивает инициатива членов Совета федерации о перераспределении земли. Как пояснил <Газете.Ru> секретарь Отдела внешних церковных связей по взаимоотношениям церкви и общества отец Антоний (Ильин), передача земли в собственность Церкви - частная инициатива Старикова <Наша позиция такова, что речь не должна идти о реституции, тем более, что это запрещено законом. Мы можем говорить только о передачи части земель, которые могут быть сформированы в рамках перераспределительного фонда, и часть эта должна быть обоснована реальными возможностями РПЦ обработать эту территорию. А 3 млн га Церковь просто не осилит>, - говорит представитель РПЦ.
Правда, и резкие заявления Волина отец Антоний воспринял с неодобрением: <Да, церковь в России отделена от государства. Но она не отделена от общества, - говорит священник, - а наше правительство не понимает, что к организации, которая обеспечивает очень серьезный вклад в стабильность и само бытие данного государства, нельзя относиться как к обычной коммерческой структуре.>
<Однако такие люди, как Волин, не болеют за национальную идею и не понимают важность традиционных конфессий. Поэтому нас пытались приравнять к коммерческим ларькам в новом Налоговом кодексе.>
<И поэтому с 2003 года, если ничего не изменится, нам придется либо выкупать, либо брать в аренду земли, на которых сейчас стоят данные РПЦ в пользование монастыри и храмы. И многие просто не смогут оплатить аренду - мы не так богаты, как многие думают. Вот наша проблема, которой действительно стоит заниматься>.
Отец Антоний добавил, что Его Святейшество Алексий II уже направил премьер-министру России Михаилу Касьянову просьбу о передаче в собственность РПЦ храмов, находящихся сейчас в пользовании Церкви. Или о продлении сроков пользования. Сейчас, со слов священника, в правительстве идут бурные дискуссии по этому вопросу? и каким будет решение министров, представитель РПЦ предположить затруднился: <предстоит еще очень много работы по убеждению чиновников в том, что мы им действительно помогаем и что с нами нужно обращаться особым образом>. Отец Антоний отметил, что во всех европейских странах (кроме Франции) уже поняли необходимость тесного взаимодействия светских властей и традиционных для этих стран конфессий.
Так что получается, что массовой передачи земли не хочет сама церковь, а представить, что государство будет насильственно возвращать землю церкви, как когда-то насильственно отнимало, все же трудно. Инициатива Горегляда и Старикова повисает в воздухе.
Впрочем, с ее помощью церковь действительно может лишить реальную проблему - собственность на церковные здания и занимаемые ими земельные участки. Ситуация, которая может сложиться со следующего года благодаря новым налоговым правилам, когда церковь будет арендовать свои храмы у государства, действительно нелепа и вряд ли сочетается с принципом отделения церкви от государства, который сейчас беспокоит российское правительство.