Отношение к Богу как к нерешенной задаче
Юрий Алексеевич Бычков
Раннее я писал, что религия - это конкретно - историческое отношение, что кроме религии связь с Богом может осуществлять и йога, и либерция. Пик победы религиозного миросозерцания приходится на средние века.
Но уже начиная с нового времени, значительно возрастает свободомыслие, рассматриваемое реакционной частью священнослужителей как неумолимый враг религии.
В этом отношении большую роль сыграла философия, ибо свобода мышления - это база развития философии.
Философское отношение к Богу - это не догматическое отношение, основанное на Библии, а своеобразный научный подход к решению проблем Мирового Бытия. Философия большой частью так или иначе решала проблему Бога исходя не из веры, а из интеллектуального света. Иногда борьба церкви за религиозность выступала за превращение верующего в некоего "раба веры".То, что утверждает марксизм - развитие науки шло в борьбе с религией за свободомыслие - это действительный факт. Но на исходе ХХ столетия наука и религия - это не два враждебных лагеря, а два союзника, которые призваны предначертать назначение человека. Но среди философов мы видим и скептическое отношение не только к проблеме "дух - материя", но и скептическое отношение к Богу. Это означает, что человек не отрицает и, в тоже время, не признает существование Божественной Силы. В народе логично слышать такого типа высказывания, которые мало к чему обязывают, как, например, - "да, существует какая - то неведомая сила". Уже ХIХ век в России характеризовался некой полярностью, которую мы выразим следующим образом - "Контр позиционность Белинского - Гоголя", которая метко характеризует последующее развитие религии в России. "Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится", "православный русский мужик - столп самодержавия". Наполеон говорил, - "от великого до смешного один шаг". От Великого Инквизитора до Великого Воинствующего Материалиста - тоже не так далеко, противоположности уничтожаются.
Однако, мы видим, авторитет Библии (и Ветхого Завета и Нового завета) уменьшаются в связи с развитием знания. Библия - священная книга, но в целом человечество имеет не один десяток священных книг. В Библию верят абсолютно как малограмотные люди, так же ее отрицают малообразованные люди. Серость двулика, ибо она не способна понять противоречивость исторического процесса
.
Будет ли человечество высокообразованным?
На это трудно ответить, ибо обыденный материализм, являющийся основой "Золотого Тельца" будет существовать еще многие века. Но если приплюсовать сюда убыстрение исторического процесса и те процессы, которые происходят с началом "Космической эры", то, возможно, человечество осознает, а не просто поверит, себя как силу Божью.
Те религиозные процессы, которые происходят в настоящее время, имеют богатую палитру, характеризуются множеством сект разного направления и толка, некоторым сближением религий и противоречием с реальной жизнью.
И для большинства людей, руководствующихся здравым смыслом и теми задачами, которые ставит наша материальная действительность перед ними, они подходят к проблеме Бога как нерешенной задачи. Это не скептицизм и не материализм с его низменным атеизмом, это и ни нигилизм, ни плутотеизм.Возможно, Бог и есть, но я в силу своих ограниченных сил, не способен решить эту проблему для себя. Проблему Бога я должен решить сам и для себя - такова свобода совести.
Библейский Бог, все больше и больше уходит в прошлое, так же как канули в Лету древние религии. И на горизонте теперь вырисовывается Философский Бог, лишенный библейских нелепостей, и имеющий своей основой не только иррациональные чувства, но и основательность, и мужество науки.24.11.98 г.Петрозаводск
Проект: Дмитрий Таевский
E-mail: dt@dsi.ru