Скептический взгляд на скептицизм
Предисловие
Руслан Хазарзар в своей статье “Скептический
взгляд на бытие и небытие Бога” затронул
несколько очень важных идей. В своём ответе,
который носит полемический, нежели
исследовательский характер, я постараюсь на
примере диалога с Русланом Хазарзаром не только
показать лично его ошибочные предпосылки и
умозаключения, но и выявить типовые ошибки,
характерные для понимания агностиками и
скептиками идей современного атеизма. Именно
таким узловым моментам упомянутой статьи
посвящён мой краткий ответ.
В отличие от Руслана, я постараюсь не призывать
на помощь авторитетов, не цитировать мудрых
мужей и уж тем более не размещать их портреты,
которые в изобилии приводятся в его статье –
видимо для того, чтобы зримо подкрепить полную и
безоговорочную поддержку высказанных им идей.
Один, вооружённый лишь парой словарей, я выйду
против всего этого хазарзарского воинства
философских авторитетов, грозно взирающего на
меня со страниц статьи Руслана.
Агностицизм, как он есть.
Человек, читающий статью “Скептический взгляд
на бытие и небытие Бога” мог бы избежать многих
ненужных вопросов и необоснованных подозрений,
если бы её автор начал с того, чем он заканчивает -
определением терминов. Действительно, именно с
этого, а не с “ненужного предисловия”, полного
незамысловатых личных выпадов, следовало бы
начинать автору своё исследование.
Мы сделаем наоборот, сначала разберёмся с
терминами, а затем осмыслим, что же всё-таки
предлагает нам в своей статье Руслан Хазарзар.
По существу, не имеет значения с какого определения начинать наш терминологический экскурс. Поэтому начнём его с того, как Руслан споря с уже ставшей крылатой фразой профессора Дулумана, пытается дать определение атеизма через… понятие “имеет право” :
Утверждение, что “для настоящего атеиста “Бога — нет!” — мало” /23/ не может быть принято, ибо атеистом (безбожником) имеет право назваться любой, кто не вводит в свое мировоззрение идею Бога.
Если следовать этой логике, сам Руслан Хазарзар
ну никак не может называться атеистом – ведь,
несколькими страницами выше он как раз и
занимается тем, что вводит в свое мировоззрение
идею Бога. И как вводит! (К этому “введению” мы
ещё вернёмся.)
Но дело даже не в этом. Дело в том, что
пунктуальный и любящий цитирование словарей и
энциклопедий Руслан Хазарзар, в данном случае
вводит читателя в заблуждение.
Вот что мы читаем в Словаре русского языка
Ожегова и Шведовой
Атеизм. Отрицание и опровержение
существования бога, отказ от религиозных
верований.
Далее.
Атеизм (франц.atheisme, др.греч.atheos-безбожный),-
исторически разнообразные формы отрицания
религиозных представлений, разоблачение
лживости культов, неверие в существование
сверхъестественных сил (духов, богов и т.п.);
вместе с тем А. утверждает самоценность бытия
этого мира и человека; в прошлом А. выражался в
вольнодумстве и свободомыслии, ныне
рассматривает религию, как иллюзорное сознание.
(Новейший словарь иностранных слов и выражений,
Москва АСТ, Минск ХАРВЕСТ, 2001год.)
Не буду утомлять цитированием – основная масса словарей, с небольшими вариациями повторяет эти положения.
Не надо быть философом, чтобы заметить что “Не введение идеи Бога в мировоззрение” и “Отрицание и опровержение существования бога” абсолютно разные вещи. Я уже не говорю об “разоблачение лживости культов” и “утверждении самоценности бытия этого мира и человека”….
Можно даже сказать, что Руслан не просто вводит
читателя в заблуждение относительно сущности
атеизма, а самым безответственным образом
фальсифицирует и передёргивает определение
атеизма. Но мы не будем этого делать. Отметим
лишь, что все его рассуждения о том кто может быть
атеистом, а кто нет, основаны на ложном
определении атеизма и, следовательно, не верны.
Показательно, что и вся остальная работа Руслана
Хазарзара страдает тем же. Он приводит неверные и
искажённые определения, выстраивая на их основе
свой анализ. Даже с определением агностицизма (уж
казалось бы…) у него проблемы:
“Агностицизм - (от греч. agnostos — недоступный познанию) — филос. учение, отрицающее возможность познания объективного мира, его сущности и закономерностей; ограничивает роль науки лишь познанием явлений”, — гласит Советский энциклопедический словарь /19, стр. 19/. Нигде, ни в одном словаре я не нашел определение термина “агностицизм” в некотором узком, имеющем отношение только к Богу и религии смысле. Агностицизм, в отличие от атеизма, суть уже мировоззрение.
Руслан ошибается. “Определение термина
“агностицизм” в некотором узком, имеющем
отношение только к Богу и религии смысле” в
словарях имеются. (Кстати, отметим, что
высказывание “Агностицизм… … суть уже
мировоззрение” - самозабвенно сочинено самим
Русланом. Вот уж чего нет ни в одном словаре – так
это того, что агностицизм является
мировоззрением. Максимум для агностицизма -
учение (убеждение, установка) в гносеологии.)
В большинстве словарей отношение агностицизма к
богу и религии, действительно, определяется во
вторую очередь. Словари просто изобилуют такими
определениями отношения агностицизма (и, кстати,
скептицизма) к религии и богу. Ну вот, три для
начала:
1. “Агностицизм служит обоснованием антинаучных
идей… и широко используется в борьбе с наукой и
для оправдания религии” Сл. иностранных слов, М.,
“Советская энциклопедия” - 1964.
2. “В средневековой философии скептицизм был
средством утверждения религиозной веры. Теологи
доказывали, что истинность знания, даже если оно
опирается на опыт и подтверждается доводами
разума, относительно.”
Краткий философский словарь, Коллектив авторов
каф. философии МГУ, 2001
3. Агностицизм - идеалистическое философское учение, утверждающее, что для человеческой души невозможно познание как сверхчувствтвенного, так и объективного мира и его закономерностей, достижимость истины и, следовательно, невозможно богопознание (!).
Опустим первые два определения – первое как
устаревшее и идеологически окрашенное, второе –
как относящееся к средневековому скептицизму.
Ограничимся лишь тем, что богопознание в рамках
агностицизма невозможно. Это означает, что
агностик не может “знать” о боге, не может
познать бога, получить достоверное знание о
свойствах, а уж тем более сущности бога.
Но самый современный энциклопедический словарь
под редакцией Е.Ф. Губенского даёт именно то
“определение, “агностицизма” в некотором
узком, имеющем отношение только к Богу и религии
смысле”, которое так и не смог найти Руслан.
Агностицизм (от греч. agnostos) – учение о
непознаваемости истинного бытия, т.е. о
трансцендентности божественного; в более
широком смысле – о непознаваемости истинны и
объективного мира, его сущности и
закономерности.
Философский энциклопедический словарь М.
Инфра-М, 2002.
Итак, с помощью определений мы выясняли, что агностицизм в том самом “узком смысле” является учением о трансцендентности божественного. Между прочим, весьма удачная формулировка, расставляющая всё по своим местам.
Бог скептика.
Словно следуя ей, агностик Руслан Хазарзар, который вообще-то даже и не знает – есть ли бог, или его нет – даёт нам следующее его определение:
Таким образом, мы наконец можем
условно определить, чтo значит — Бог? Бог — это всереальнейшая
сущность, являющаяся первопричиной всего и
обладающая разумом.
Его личность следует из разума, надвселенность —
из первопричинности, вечное бытие — из
всереальности.
Теперь же, определив, чтo значит “Бог”, мы можем
непосредственно рассмотреть, каким образом
спекулятивное мышление пытается доказать бытие
или небытие Бога.
Определение нелепое, (а с философской точки зрения я бы даже сказал – непристойное) уже хотя бы потому, что основано оно на словах вообще отсутствующих в русском языке - надвселенность, всереальность.
Но зачем автор тратит на чуть ли не десяток
страниц, чтобы прийти к такой вымученной и
искусственной идее бога?
Ведь кто угодно, а уж тем более скептик и
агностик, скажут, что скептик (агностик) Руслан
Хазарзар не только не знает, но и не может знать,
‘что такое бог’ и даже существует ли он! И
никакие неологизмы ему не помогут скрыть это
незнание.
Конечно, пользуясь словами самого же Руслана Хазарзара ‘всё можно было бы списать на безграмотность автора статьи и забыть как недоразумение. Но, конфуз усугубляется’ тем, что вся его статья строится на попытке дать определение бога. Не имея такого определения, невозможно ничего сказать ни о доказательствах существования бога, ни о доказательствах его не существования.
Ведь как должен поступить “честный” скептик
или агностик? Сказать – “я не знаю ни о самом
боге, не знаю существует ли он или нет, и уж
тем более – ничего не могу сказать, можно ли в
отношении этого моего незнания что-либо
доказать”.
В конце концов, ведь именно так поступал
основатель философской школы скептицизма –
Пиррон, который “не писал трактатов, так как
считал, что истина недостижима, а мудрость
состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого
суждения – и отрицания чего-либо, и
утверждения”.
Вместо этого скептик Руслан Хазарзар с помощью
десятка весьма сомнительных суждений и
определений тщится доказать нечто в отношении
того, о существовании чего ничего не знает, да и
знать, будучи скептиком не может.
Воистину пропасть между Пирроном и Хазарзаром!
Благодарность.
И речь уже идёт не о безграмотности. Доказывая,
что ‘истинность знания, даже если оно опирается
на опыт и подтверждается доводами разума,
относительно’, развивая ‘учение о
трансцендентности божественного’ и вводя в своё
мировоззрение Бога, как “всереальнейшую”
сущность, Хазарзар фактически превращает свой
‘скептицизм в средство утверждения религиозной
веры’.
Вводя в своё мировоззрение трансцендентного,
всереальнейшего (!), надвселенного,
первопричинного, всемогущего, разумного (!?) и
личностного (!!!) бога Руслан Хазарзар фактически
занимает позицию средневековых теологов. А
“запрещая” в отношении этого существа знание,
но, постулируя возможным веру в него, он
осуществляет их самые тёмные чаяния.
Очевидно, что никакого отношения к атеизму всё
это теологически-философское резонёрство не
имеет. Я не уверен, что все скептики и агностики
разделяют высказанные Русланом Хазарзаром идеи,
но те кто разделяет, безусловно, не являются
атеистами.
Они - авангард бесчисленной богословской братии,
чья задача поколебать основы научного
мировоззрения, заставить человека отказаться от
разума, как средства постижения реального мира и
дискредитировав сам процесс познания, навязать
человеку единственно остающееся после этого –
веру.
Это Руслан Хазарзар отчётливо продемонстрировал
в своём исследовании. Не менее внушительно он
доказал, что атеистам необходимо более чётко
определить своё отношение к философии
агностицизма и скептицизма.
За что, кстати, Руслану большое атеистическое спасибо!
© Димьян 2002 Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.