Молодые старички или ответ
игумену Вене.
Вот передо мной статья "Новый русский
атеизм или старые русские мальчики и девочки"
принадлежащая перу игумена Вениамин Новика,
канд. богословия, опубликованная "Религии
Сегодня" 5 Декабря 2001 в разделе "Дискуссии".
Такое задорное название, равно как и название
рубрики предполагает что игумен желает
дискутировать. Что ж, извольте.
Но вот вопрос - о чём? Он пишет то о каких-то
"русских мальчиках" Достоевского, то о
Бурбонах, то: Да вот сами почитайте, что:
Вот она наша религиозность! Как только жареным запахло, так по старой атеистической привычке вали все на религию! Мигом слетел религиозный флер и опять родимая атеистическая мордочка (с поправкой на время) вылезла. Кстати: 11 сентября - это день усекновения главы Иоанна Предтечи, - уж не он ли виноват?
Он, родимый, кто ж ещё. Обломал два сатанинских
рога, возвышавшихся над миром, поклоняющимся
золотому тельцу.
Но вот опять вопрос игумену - про кого он пишет?
Почему он пишет - "наша религиозность"? Чья,
"наша" - народившегося поповского сословья?
Тогда в самую точку. Именно родимая, именно
атеистическая и именно мордочка. Как у того
самого "научного атеиста" дьякона Кураева,
который с лёгкостью из атеиста стал попом, а
случись что, из попа так же вмиг обратится в
атеиста. Поэтому и проглядывает из под куколя
некоторых игуменов "родимая атеистическая
мордочка", так же как и ранее, из под рабочей
кепки таких вот "атеистов" проглядывало
родимое поповское рыльцо.
(Надеюсь игумен не в обиде на "рыльцо"? Рыльцо,
мордочка - одинаково приятно, не так ли? К тому же
если уж духовное лицо позволяет себе такие
публицистические вольности в адрес атеистов, то
и мы вправе рассчитывать на его полное
взаимопонимание.)
Тем временем, игумен продолжает:
Но нет, неймется новостарым "русским мальчикам" (и девочкам), не нравится им христианство в любом виде и все тут! Что же предлагается? Ну конечно, общечеловеческие ценности, что же еще?! Но общечеловеческие ценности - не что иное как секулярный вариант этических предписаний (заповедей) мировых религий.
В самую точку. Не нравится. Но что-то там было
сказано про этические заповеди мировых религий?
Уж не знаменитые ли десять заповедей имеет в виду
игумен? Верно их. Ну что ж, давайте, если нас так
навязчиво просят, найдём в библии 10 заповедей и
прочитаем их вместе с игуменом.
Откроем Исход, главу 34, где (Исх. 34, 10), Господь
заключает с Моисеем завет, а тот, записывает
завет Господа на скрижалях (Исх. 34, 1) и называется
это десятисловием - десятью заповедями (завета).
Итак, читаем стихи 14 - 25, из которых состоит это
самое десятисловие - основа завета, данная
Моисею Богом и вытесанная им на каменных
скрижалях, которые путешествовали потом по всему
Израилю в "ковчеге завета".
Ибо ты не должен поклоняться богу иному, Кроме
Господа. (1)
Не делай себе богов литых.(2)
Праздник опресноков соблюдай. (3)
Все разверзающие ложесна - Мне. (4)
Шесь дней работай, а в седьмый день покойся. (5)
И праздник седьмиц совершай, праздник начатков
жатвы пшеницы и праздник собирания плодов в
конце года. (6)
Не изливай крови жертвы моей на квасное.(7)
И жертва праздника Пасхи не должна переночевать
до утра (8)
Самые первые плоды принеси в дом Господа, Бога
твоего. (9)
Не вари козлёнка в молоке матери его. (10)
И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок
ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на
скрижалях слова завета, десятисловие. (Исх. 34,
28)
Ну что сказать: этические предписания мировых
религий просто потрясают...
И какой же секулярный вариант можно сделать из
этих этических предписаний - Не вари козла в
шампанском?
Для "новых русских", конечно, пойдёт, но при чём
здесь атеисты? А притом, что игумен, начав свои
критические изыскания, не потрудился
заблаговременно ознакомится ни с тем, что взялся
критиковать, ни с тем, на основе чего он
выстраивает свою критику.
Поясним вкратце незадачливому критику, что новые
русские атеисты предлагают вместо этических
ценностей мировых религий, и чем именно это
отличается от упомянутых ценностей.
Атеисты исходят из того, что над человеком нет
никакой высшей силы, которая могла бы диктовать
человеку мораль. Все моральные и этические
установления всех времён и народов - это продукт
интеллектуальной работы человека.
Атеисты утверждают, что мораль должна отвечать
интересам как всего человечества, так и отдельно
взятого человека, но никак не той или иной
мировой религии или божества, которого она
обслуживает.
Мораль должна идти изнутри человеческого существа, а не насаждаться извне, под угрозой ада или божьей кары.
Итак, понятно, что этические и моральные нормы мировых религий здесь абсолютно не при чём. Как мы увидели на примере 10 заповедей (завета), данных богом Моисею, мировые религии основанные на иудаистской традиции вообще не могут предложить морали в современном понимании этого слова.
Но игумен не унимается и заканчивает свою
статью весьма странным, чтобы не сказать
неприлично заносчивым, выводом:
Короче: новым "русским мальчикам и
девочкам" нужно срочно съездить в Европу по
церковной линии для ликвидации пробелов в
образовании.
Бес попутал, игумена Нениамина Вовика написать
такое! Равно как и нас с написанием его фамилий.
Это зачем же нам в Европу то ехать, да ещё по
"церковной линии"? Это, знаете ли, не наш профиль
- на пожертвования богомольных старушек по
Европам разъезжать.
Да и вообще, ни к чему скромному рядовому игумену
такая интеллектуальная заносчивость. Что это ещё
за младостарчество такое?
Оно конечно можно, называть всех вокруг
"мальчиками и девочками", но для этого надо
самому хоть немного повзрослеть. Физически,
духовно и нравственно.
А вот когда наш молодой старичок повзрослеет и
научится (умный человек всегда учиться - как
любит говаривать игумен) хотя бы читать то, что
критикует, а может быть даже вдумчиво относится к
тому что прочитал, тогда мы и продолжим начатую
дискуссию.
Со всем взаимным уважением.
c Димьян 2002 Все права принадлежат Димьяну Небедному. Распространение, копирование, публикация в СМИ, переписывание от руки и чтение вслух приветствуются по Закону.