Что достойно подражания в жизни императора Николая?

Андрей хочет быть похожим на Николая.

Для д. Кураева, нет никаких сомнений в том, что Николай 2 - святой. Для него лишь непонятно, что, собственно, достойно подражания в жизни этого праведника.
Для тех, кто не знаком с православными взглядами по поводу собственных святых, поясню, что если некий человек признаётся в православии святым, то его жизненный путь, поступки которые он совершал, становятся образцом для подражания для всех православных. (Актом канонизации Церковь призывает подражать жизни святого, ею прославленного).
Вот дьякона и мучает вопрос:

Проще говоря – что именно в нем достойно прославления и подражания: то, что у него была нестриженая борода или то, что в его сердце жили любовь и молитва?

Блаженный диакон и борода Императора.

Тут Андрей Кураев не прав. Борода у Николая 2 была как раз стриженная. Это у дьякона Кураева борода не стрижена и клочна. А у Николая 2 она очень аккуратно пострижена и ухожена и уложена. Уложена не просто, а со специальными, модными в то время средствами мужской парфюмерии. Потому и смотрится аккуратно и даже щёгольски. Но дело не в этом.

Дело в том, что дьякон любит задавать дурацкие вопросы и давать на них такие же ответы. Не зная дьякона, можно было бы подумать, что вопрос, который мы процитировали, чисто риторический. Но это не так.

Дьякона действительно волнует вопрос о царской бороде. Ему завидно, хоть это и грех. Но и сам император Николай 2 был не без греха. Овеянный благодатью дьякон на основании анализа дневников батюшки императора находит, что в житии императора есть вещи, которым подражать вовсе не следует. Сии три:

  1. Отречение государя императора от царского престола.
  2. Склонность государя императора к игре в карты.
  3. Курение государя императора.

Но прежде чем рассмотреть вышеозначенные особенности поведения Николая 2 скажу, почему я назвал диакона блаженным. Это единственный благозвучный эпитет, который подходит автору статьи "Что достойно подражания в жизни императора Николая?". Это лишь моё личное мнение, не имеющее официального церковного обоснования. Во всяком случае, пока.

Святой Президент.

Еще более важным мне кажется дать очень взвешенную оценку самого акта отречения Государя от престола. Нередко именно в акте отречения видят христианский подвиг Императора: добровольное сложение высшей власти и вверение себя в руки Промысла... Однако – мог ли так поступить тот, кому была вверена ответственность не только за себя, но и за страну?
Вот мой главный вопрос: можно ли подражать этому поступку Императора?

Ответим на главный вопрос дьякона утвердительно: да, можно. Более того, пока дьякон над ним думает, сообщим нашим читателям, что более догадливые россияне уже давно и успешно подражают. Вы уже, наверное, догадались, кого я имею ввиду. Ведь чтобы отречься от трона, надо его перед этим занимать. Это - обязательное условие. Так что речь пойдёт о том, кто, говорят, очень любил, когда его за глаза называли царём - Борисе Николаевиче.

В начале 2000-го года, первый президент России Ельцин Б. Н. совершил паломничество на святую землю. В последний день 1999 года товарищ Ельцин сложил с себя полномочия, предал трон преемнику и сразу - на святую землю. В храм "гроба господня". Где, после рождественской службы, давая интервью вездесущим журналистам, по-ельцински растягивая слова надтреснутым голосом, Борис Николаевич во всеуслышание сообщил:
"Вот, теперь в России есть первый святой президент!"
На первый взгляд можно было бы подумать, что старость и неумеренность в праздновании сделали своё и дело и экс-президент просто заговаривается. Но не таков, Борис Николаевич, не таков. Чтобы понять, что сказал Борис Николаевич Ельцин, нужно просто чуть-чуть подумать.

Вспомнить, что товарищ Ридигер старый друг товарища Ельцина. Товарищ Ельцин помог товарищу Ридигеру сделать РПЦ фактически монополией в "духовном окормлении" россиян.
Фактически, он установил христианство на Руси, причём не просто христианство, а РПЦ-славие. Такое, знаете ли, не забывается. Святыми становились и за более мелкие заслуги. Только вот, кроме того, как однажды товарищ Ельцин демонстративно осенил себя крёстным знамением, ничего больше его лично с христианством не связывало. Паломничество на "святую землю", то бишь в Израиль, стало обязательным условием канонизации "подвижника Бориса", которую ему пообещал тов. Ридигер.

То есть, Борис Николаевич не бредил, когда говорил о "святом президенте", а лишь констатировал определённые договорённости, которые могут осуществиться лишь через некоторое время.
Это, конечно, лишь моё личное предположение. Долговременный прогноз, так сказать.

Играет ли Бог в Карты?

В своё время Бор и Эйнштейн спорили о том, играет ли бог в кости. Собственно, причиной спора была возможность вероятностного понимания физических процессов, а бог, играющий в кости, был всего лишь красивой метафорой.
И кости и карты - азартные игры, основанные на вероятности. Исходя из принципов теории вероятности, мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, что бог не играет в карты. Во всяком случае ему ничто не может помешать играть в карты. Разве что отсутствие достойного партнёра, но на это счёт тоже есть некоторые не такие уж невероятные предположения. ( Теперь то уж у бога точно будет с кем сыграть партийку в трик-трак!)
С другой стороны, если верить блаженному дьякону, православный святой мученик Николай 2 любил помусолить колоду. Очень, говорят, мучался иногда - в пику ходить или в бубну. Но никогда не грешил - не передёргивал. В отличие от упомянутого дьякона, который пишет:

Если без комментариев издавать дневник Государя как дневник Святого мученика, то возникнут неизбежные соблазны – так как ряд записей весьма далек от традиционно-церковного представления о поведении мученика перед казнью. Мученики древности не проводили вечера перед казнью в карточных играх, не записывали в своих дневниках радостные впечатления от выигранных партий (“во время игры имел четыре безика… Во время игры с Марией у меня вышел настоящий трик-трак – так же редко, как четыре безика” – 1-5 мая 1918).

Какие уж тут комментарии! Настоящий трик-трак! 5 мая 1918г. Императору действительно крупно повезло!

Курит ли Бог?

Ещё одно не даёт блаженному дьякону покоя и полной уверенности в прославлении императора - император курил.

Император Николай Александрович курил (см., например, запись в Дневнике от 13 декабря 1917 г.).

Это повергает благочестивого диакона в шок, вызванный заботой о здоровье юных семинаристов. Он продолжает:

И тут я уж совсем не сомневаюсь, что курящие семинаристы используют этот факт для оправдания собственной слабости. Так, может, лучше еще прежде канонизации стоит предупредить о том, что такой вывод из жития нового святого делать не стоит?

Конечно лучше. Можно было бы даже снабдить все иконки государя императора надписью мелкими буквами:
"Минздрав РПЦ(м) предупреждает - курение не является признаком святости и опасно для вашего духовного здоровья".

Но и тут уважаемый дьякон попадает впросак - христианский бог курит! Берусь доказать это с библией в руках. Цитирую:
И возьмёт горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который перед лицом Господним, и благовонного мелко истолчённого курения полные горсти, и внесёт за завесу; И положит курение на огонь перед лицом Господним… (Левит 16, стихи 12-13)
Так что Андрею совершенно нечего волноваться, что Николай 2 курил.

 

Святой Подвижник поп Гапон.

Николай 2 мог не только играть в карты и курить, но мог (поверьте, была у него и такая возможность!) и крепко закладывать. Мог даже по матушке крыть.
Но не это делает канонизацию Николая 2 аморальной и кощунственной. Дело в том, что вышеупомянутый император виноват во многих более ужасных поступках, чем курение. И о них нам напоминает опять же таки сам дьякон Кураев:

В дневнике Государя есть запись: “28 февраля. Лег спать в 3 с 1/4, т. к. долго говорил с Н. И. Ивановым, кот. посылаю в Петроград с войсками водворить порядок”. Со слов командующего Петроградским военным округом С.С.Хабалова известно, что еще 26 февраля 1917 Николай II приказал стрелять по демонстрантам.

Далее дьякон вполне искренне сожалеет, о том, что солдаты отказались стрелять в обезумевших от голода, холода и нищеты рабочих:

Солдаты не выполнили этот, увы, весьма уместный приказ. Если этот приказ был – Император действовал верно, именно как Император. Но в таком случае о добровольном отречении и мученичестве не может быть и речи. Если бы бунт удалось пресечь – Церковь и Россия могли бы прославить Николая Александровича как благоверного императора.

Так в чём же дело? Прославляйте и как "благоверного"! Ведь у Николая Александровича большой опыт в издании "весьма уместных приказов" и пресечении бунтов. Любил царь-батюшка демонстрации расстреливать, ох как любил. Самый известный случай произошёл в 1905 году, когда "благоверный" приказал открыть огонь по рабочим, которые пришли к императорскому дворцу воскресным днём, да с иконами. А привёл их, если мне не изменяет память, некто известный в дальнейшем как "поп Гапон" - православный священник. Личная императорская охрана так добросовестно выполнила приказ, что этот день вошёл в историю России как "Кровавое Воскресенье".

Как мы видим, ничто не могло помешать причислению Николая 2 к лику святых. Даже в том случае, если бы император убил свою семью собственноручно, он бы все равно мог быть канонизирован РПЦ(м). На это фактически прямо указывает добрейший дьякон, в совершенно потрясающих строках:

Особенно это бывает важно, когда речь идет о прославлении людей, чей жизненный путь был необычен, уникален. Служение императора, несомненно, уникально. Равноапостольный император Константин убил своего сына и свою жену. Но разве за это он прославлен Церковью?

Вдумайтесь - император Константин убил сына и жену, и назван "равноапостольным"! Т.е. равным апостолам Иисуса Христа в заслугах перед богом!
Напомним, что самый вспыльчивый из апостолов - Пётр лишь отрубил рабу ухо. Куда ему до Костяна! Простите, до Константина.

Что ж, "планка заслуг" со временем растёт. 2000 лет назад достаточно было отрубить ухо, 1700 лет назад уже требовалось убить свою семью (на самом деле, и об этом дьякон нам не сообщает, император Константин убил несколько десятков своих родственников разной степени родства и тысячи "язычников"), а сто лет назад уже требовалось расстрелять несколько демонстраций, погубить сотни тысяч солдат неумелым командованием и ввергнуть Россию в кровавый хаос гражданской войны, унесшей минимум 10 миллионов жизней.

Да, чуть не забыл про попа Гапона!. Уж если такой человек как император, известный после трагедии на ходынском поле как "Николай Кровавый" стал великомучеником, то почему бы не прославить как святого и попа Гапона? Заодно. Добрейшей души, говорят, был человек. Любил наведаться к покойному императору за благославлением.

А, может, я отстал от быстротекущей церковной жизни и поп Гапон уже причислен к лику святых?

Да, и вот ещё что. Чудо! Тут у меня иконка государя-императора  закровоточила. Вечером включаю монитор и вижу:

Батюшки-светы! Может в церковь отнести?


Copyright : Demian © 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом , при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.


Примечание: Синим цветом цитируются мысли д. Кураева из статьи "Что достойно подражания в жизни Имератора Николая?", которые, без сомнения, являются его   интеллектуальной собственностью. На них вышеуказанные авторские права не распространяются.

Николай Романов ОТЛУЧЕН ОТ ЦЕРКВИ