"Православный фактор" снова в моде. Референт Патриарха Алексия II - в первой тройке популярного избирательного блока

Значение "православного фактора" - явно обозначенной, формализованной принадлежности к РПЦ МП - в предвыборной гонке ныне невелико. Этот фактор хорошо срабатывал в периоды больших политических конфликтов, когда противостояние, доходящее до вооруженных столкновений, слишком накаляло социальную атмосферу и только Церковь казалась опорой спокойствия и стабильности.

В августе 1991-го, например, с нетерпением ждали, когда же референт Алексия II Андрей Кураев ретранслирует какое-то заявление Патриарха. Можно подумать, что без осуждающего путч заявления со стороны РПЦ МП гэкачеписты удвоили бы силы и одержали победу... Другое дело в октябре 1993-го, когда риск оказаться среди потерпевших поражение был очень велик. Патриархийный призыв к умиротворению появился как раз тогда и в такой форме, чтобы менее всего повлиять на партийные пристрастия. И, как следствие, на выборах в первую Государственную Думу победил список Жириновского, обошедшегося без священников и благословений, почти не игравшего на православном поле. Но на местных выборах официальная епархиальная поддержка нередко предрешала исход голосования.

В 1996-м, когда предвыборное напряжение снова было велико, православный призыв к голосованию против коммунистов понадобился не только на самом верху, на выборах президента, но и в региональных предвыборных кампаниях. С православными заигрывали практически все местные кандидаты, причем одни ручкались непосредственно с правящим архиереем, другие открывали храмы или, по бедности, комнаты-часовенки прямо на своих заводах, третьи же довольствовались благословением какого-нибудь маргинального казачьего священника. Хотя к тому времени шутовская мощь Жириновского уже с легкостью перекрывала влияние "православного фактора". В Пскове, где существенной опорой губернатора Владимира Туманова казалась листовка епархии и продемонстрированное по ТВ личное свидание с Патриархом, все же с большим отрывом победил 33-летний член ЛДПР Евгений Михайлов.

Заметные реверансы в сторону РПЦ МП делали многие кандидаты в 1999-м, но никакой особой пользы от них не было. Едва ли кто-нибудь вспомнит теперь, как кандидат в мэры Москвы Павел Бородин появился на организованном его штабом заседании Всемирного Русского Народного Собора. Юрий Лужков, построив ХХС, скорее, проиграл на этом деле, чем набрал вес у избирателей. РПЦ МП в этот период ни у кого не вызывала однозначного восторга, тогда как излишне громкая спекуляция на борьбе с "сектами", казавшаяся столь эффективной сразу после принятия ограничительного закона о религиозных организациях 1997 года, могла и повредить. Даже предвыборная разработка принадлежности к Саентологической Церкви, богатой и насквозь иностранной, - казалось бы, чем еще сильнее можно испугать "бедных русских" избирателей, - не помогла отобрать победу ни у Сергея Кириенко в СПС, ни у Юрия Лужкова, адвокат которого Галина Крылова была внесена в ряды саентологов самим "телекиллером" Доренко.

В случившемся падении предвыборного влияния РПЦ МП виновны почти все официальные лица, в том числе и многие священники. Московская патриархия оказалась слишком богата, чтобы с известной частотой не попадать на страницы криминальной хроники. Баптистам, католикам и харизматам подобной "славы" взять неоткуда - они не имеют в России бесценных икон и торговых киосков в людных местах, а иногда и вообще не владеют недвижимостью. Сыграли свою роль и многочисленные публикации о состоятельной "фаворитке" Патриарха Гуле Сотниковой. Как следствие, на нынешних выборах религиозный фактор если и обыгрывается, то как знак уважения ко всем традиционным религиям.

В принятой сегодня резолюции избирательного блока "Великая Россия - Евразийский Союз" говорится о "построении многонационального поликонфессионального общества, основанного на принципах: взаимного уважения религий". Даже вошедший в патриотический "Блок Глазьева" Александр Дугин говорит о многоконфессиональности и толерантности. Такие же мощные партии, как "Единая Россия", КПРФ, СПС и "Яблоко", могут себе позволить о религии слишком часто не упоминать.

Лишь в списке Народной партии в первой тройке оказался персонаж, использующий "православный фактор", составляющий его единственный "электоральный капитал". Это старший референт Патриарха, ведущий еженедельной телепрограммы "Православная энциклопедия", ведущий фильмов нового цикла "Ставропигиальные монастыри", кандидат богословия Николай Державин. Впрочем, ссылке его на благословение Алексия II можно особого значения не придавать, поговаривают же, как сообщает АПН, что он сам торговал этими благословениями по тысяче долларов за штуку. Интерес "народников" к этой фигуре понятен, ведь они играют на возрождении нравственности образца советской системы, с ее бестолковой цензурой, вырезавшей из фильмов кадры, могшие ввести в смущение разве что талибов, с тюрьмой для гомосексуалистов и наркоманов, с "невидимой паранджой" на женщинах (достаточно вспомнить, что в "Останкино" времен Лапина было запрещено входить женщинам в брюках). Кто, как не православный журналист Державин, должен придать их программным установкам опору православных традиций?

Самому же Николаю Державину нужно, скорее всего, место в парламенте, чтобы не испытывать страха перед сменой руководства Московской патриархии. "Партия" Алексия II здесь слишком маловлиятельна, чтобы референт действующего Патриарха мог рассчитывать на продолжение карьеры. С другой стороны, каким бы ни было новое первое лицо Московской патриархии, избежать усиления оппозиции - как "слева", так и "справа" - ему не удастся. И в качестве депутата Николай Державин окажется ценнейшим рупором для тех, кому понадобится озвучить свои взгляды без согласования с властью. Достаточно вспомнить историю программы "Русский дом", которая на выборах 1999-го не смогла одолеть Михаила Меня и доставить победу генералу КГБ Николаю Леонову, но, тем не менее, осталась влиятельным медийным источником для выражения самых "крайне правых" взглядов.

источник