КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


http://www.state-religion.ru/

 

ПРОЕКТ (от 27.07.2001). Разработан Институтом государственно-конфессиональных отношений и права и Главным управлением Министерства юстиции РФ по г.Москве в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н.

Настоящая Концепция разработана в целях обеспечения согласованности усилий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию и развитию их отношений с религиозными объединениями (государственно-конфессиональных отношений), направленных на обеспечение условий реализации гражданами Российской Федерации свободы вероисповедания, а также условий сохранения и развития духовно-нравственного потенциала многонационального народа Российской Федерации.

Государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и Конституции Российской Федерации и находит свое выражение в федеральных законах, других нормативных правовых актах Российской Федерации и деятельности органов государственной власти.

Концепция отражает совокупность официальных взглядов на состояние, цели, принципы и основные задачи в сфере отношений органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - «органы государственной власти» или «государство») с религиозными объединениями, действующими в Российской Федерации. Концепция исходит из необходимости обеспечения единства культурного пространства, суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, в том числе свободы вероисповедания, а также обеспечения баланса интересов граждан, общества и государства.

Концепция служит методологической основой для совершенствования нормативного правового регулирования отношений органов государственной власти с религиозными объединениями, а также при планировании и реализации деятельности органов государственной власти в указанной сфере.
Настоящая Концепция также учитывается при реализации государственной национальной политики Российской Федерации.


I. СОСТОЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская Федерация - светское, имеющее богатое культурное наследие государство, где множество обладающих уникальными особенностями духовной культуры народов составляют единое российское общество.
На протяжении своей многовековой истории российское государство претерпевало серьезные испытания, преодолеть которые было возможным благодаря присущему российскому народу духовно-нравственному потенциалу, одним из основных источников которого являлась религиозная вера.
Граждане Российской Федерации придерживаются разных убеждений в отношении религии. Значительная часть населения России на протяжении веков исповедует традиционные религии, сыгравшие существенную историческую роль в формировании российской государственности. Во многом благодаря объединяющей роли традиционных религий, традиционных религиозных организаций, на территории России сохранились уникальное единство и многообразие национальных культур населяющих ее народов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами государство гарантирует каждому человеку, законно находящемуся на его территории, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом реализация указанных свобод не должна наносить ущерб или угрожать основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и законным интересам других лиц, обеспечению обороны страны и безопасности государства. Осуществление указанных прав и свобод в Российской Федерации основывается на принципе отделения религиозных объединений от государства (принципе светского характера государства).

В настоящее время существенное влияние на отношения между государством и религиозными объединениями оказывает ряд следующих взаимосвязанных факторов общественного развития:

становление и развитие в Российской Федерации широкой общественной сферы реализации гражданами и их объединениями демократических прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации, одним из следствий чего является сложный процесс формирования гражданского общества, важными элементами которого являются религиозные объединения;
недостаточное развитие форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными, религиозными объединениями и другими институтами гражданского общества, что ограничивает возможности граждан влиять на управление делами государства и местного самоуправления, в том числе доводить свое мнение и реализовывать свои законные интересы;
проявления духовного кризиса современного российского общества во всех сферах его жизнедеятельности, девальвация системы традиционных духовно-нравственных ценностей, мировоззренческая дезориентация значительной части общества, потеря нравственных ориентиров во многих областях современной культуры и социальной жизни, включая ослабление духовно-нравственных основ института семьи, и другие негативные социальные последствия;
наличие угроз национальным интересам и государственной безопасности России, связанных с использованием религиозного фактора;
наличие угроз сохранению этнокультурной идентичности, сохранению и развитию духовных традиций народов России;
обострение проблем, связанных с проявлениями религиозной вражды и активизацией религиозного экстремизма в обществе;
активизация деятельности религиозных объединений, в том числе иностранных, наносящей ущерб здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, а также другим, защищаемым законом интересам личности, общества и государства.

Вышеуказанные факторы общественного развития проявляются в разных сферах жизни общества, в том числе в сфере отношений между государством и религиозными объединениями, и обуславливают существование комплекса проблем, для решения которых государство принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действующее законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, основанное на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и включающее Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, в целом, обеспечило создание условий для деятельности религиозных объединений и реализации гражданами права на свободу вероисповедания, однако существующие в правоприменительной практике проблемы, вызванные, в том числе, наличием правовых пробелов, обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования деятельности религиозных объединений и отношений государства с религиозными объединениями.

Деятельность органов государственной власти в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации недостаточно скоординирована и организована, что вызывает необходимость совершенствования ее методического и организационного обеспечения.


II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Цели, принципы и содержание государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями определяются обязанностями государства по обеспечению гарантий свободы вероисповедания, а также созданию условий сохранения и развития духовно-нравственного потенциала и культурного наследия российского народа.

Основными целями государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации являются:
содействие сохранению территориальной целостности Российской Федерации, сохранению и укреплению духовно-нравственного потенциала российского общества, сохранению национальных духовных традиций народов Российской Федерации;
обеспечение гарантий свободы вероисповедания и равенства прав и свобод человека и гражданина, независимо от отношения к религии;
поддержание социальной стабильности, мирного сосуществования религиозных объединений, содействие взаимопониманию, терпимости и уважению между гражданами Российской Федерации в вопросах свободы вероисповедания;
обеспечение гарантий свободной деятельности религиозных объединений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сохранение и упрочение духовных и культурных связей с соотечественниками в странах ближнего зарубежья;
содействие обеспечению национальной безопасности в сфере духовной жизни общества.

Основными принципами государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации являются:
1. Принцип отделения религиозных объединений от государства (принцип светского характера государства), предполагающий обеспечение государством соблюдения следующих условий:
никакая религия либо нерелигиозная, включая атеистическую, идеология не устанавливается в качестве государственной или обязательной, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений;
религиозные объединения не вмешиваются в деятельность органов государственной власти, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений и не оказывают им материальную и иную помощь;
государство не финансирует религиозную деятельность религиозных объединений, но при этом содействует развитию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой деятельности традиционных религиозных организаций, создает условия для осуществления благотворительной деятельности иных религиозных объединений.
2. Принцип свободы совести и свободы вероисповедания, означающий обеспечение права исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, а также права свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, государство обеспечивает каждому гарантии свободы вероисповедания, включая:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо его от отношения к религии, принадлежности к религиозным или общественным объединениям;
возможность ограничения прав на свободу вероисповедания только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
запрет обязывания кого-либо сообщать о своем отношении к религии, запрет принуждения при определении своего отношения к религии, а также запрет принуждения к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии;
тайна исповеди (невозможность привлечения священнослужителя к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди);
предоставление гражданам Российской Федерации в случае, если их религиозным убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, права и возможности на замену военной службы альтернативной гражданской службой на основаниях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации;
предоставление священнослужителям религиозных организаций отсрочки от призыва на военную службу в мирное время и освобождения от военных сборов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
государственные меры защиты граждан Российской Федерации в случае их дискриминации за рубежом, в том числе по признаку их отношения к религии;
запрет вовлечения малолетних в религиозные объединения, а также обучения малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих, а также другие гарантии, установленные федеральными законами.

3. Принцип равенства религиозных объединений перед законом, предполагающий установление в законодательстве Российской Федерации единых правовых основ и гарантий свободы вероисповедания и религиозной деятельности для всех религиозных объединений и допускающий приоритетное сотрудничество государства с традиционными религиозными организациями и установление их соответствующего правового статуса.

4. Принцип невмешательства государства во внутреннюю деятельность религиозных объединений, включающий требование невмешательства государства в содержание вероучений, канонических установлений, обрядов, культа и других форм религиозной деятельности, а также во внутреннее самоуправление религиозных объединений, за исключением случаев нарушения ими российского законодательства.

5. Принцип государственного контроля за соблюдением религиозными объединениями российского законодательства при условии уважительного отношения органов государственной власти к религиозным чувствам верующих.

6. Принцип сотрудничества государства с религиозными объединениями, заключающийся в том, что государство содействует развитию общественно-полезной деятельности религиозных объединений, содействует сохранению духовного и культурного наследия традиционных религиозных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Принцип учета национально-культурных особенностей (самобытности) народов Российской Федерации в отношениях государства с религиозными объединениями.


III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

В сфере отношений с религиозными объединениями Российская Федерация принимает меры по решению следующих основных задач:
1. В государственно-правовой сфере:
обеспечение правовых гарантий свободы вероисповедания;
совершенствование правового регулирования взаимоотношений между государством и религиозными объединениями;
обеспечение государством гарантий равенства прав и свобод граждан независимо от их отношения к религии, в том числе их религиозной принадлежности;
создание условий для поддержания мирного сосуществования религиозных объединений и межнационального согласия путем сотрудничества органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации с религиозными объединениями и другими институтами гражданского общества;
содействие поддержанию в обществе обстановки взаимоуважения и диалога в отношениях между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими;
содействие возрождению и сохранению традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества;
создание эффективных правовых и организационных механизмов запрещения и пресечения деятельности религиозных объединений, наносящих ущерб или угрожающих здоровью, нравственности, правам и законным интересам граждан, основам конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства;
совершенствование федерального законодательства и правоприменительной практики в части государственных мер предупреждения и пресечения проявлений религиозного экстремизма, религиозной вражды, оскорбления религиозных чувств верующих и пропаганды неполноценности граждан по признаку их отношения к религии;
совершенствование механизмов государственного контроля за соблюдением религиозными объединениями российского законодательства, обеспечением правовой защиты прав и законных интересов верующих в сфере образования, здравоохранения, трудоустройстве и других сферах общественной жизни;
правовое закрепление правового статуса традиционных религиозных организаций в Российской Федерации.

2. В сфере образования и культуры:
обеспечение светского характера деятельности государственных и муниципальных учреждений образования в Российской Федерации;
обеспечение правовых гарантий реализации права граждан на религиозное образование;
содействие распространению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний об истории религий и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации;
учет духовно-нравственных и культурных ценностей народов России, традиционных религиозных организаций при разработке государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера;
обеспечение преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных традиционными религиозными организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, и прошедших государственную аккредитацию;
содействие сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) религиозного назначения народов Российской Федерации, формированию в обществе атмосферы уважения к культурным ценностям традиционных религиозных организаций;
сотрудничество государства с традиционными религиозными организациями в решении задач духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания детей и молодежи и иных общественно значимых проблем;
содействие государства традиционным религиозным организациям в осуществлении образовательной деятельности, в том числе в создании образовательных учреждений и в подготовке для них преподавательских кадров, при условии соблюдения принципа свободы совести и свободы вероисповедания;
оказание государственной поддержки производству телепрограмм, радиопрограмм и печатных изданий, в том числе, создаваемых в сотрудничестве с традиционными религиозными организациями, освещающих вопросы истории, культурного наследия, образа жизни, включая духовную сферу, традиционных нравственных, включая семейные, ценностей народов Российской Федерации;
создание правовых условий, способствующих привлечению негосударственных источников финансирования деятельности религиозных объединений по реставрации и сохранению памятников истории и культуры.

3. В сфере благотворительности и социального обслуживания:
оказание в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственной поддержки деятельности религиозных объединений в сфере благотворительности и социального обслуживания;
создание правовых условий, способствующих оказанию финансовой поддержки из негосударственных источников деятельности учреждений социального обслуживания и благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, связанной с помощью гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также деятельности по профилактике детской и подростковой преступности, укреплению института семьи, профилактики наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание;
сотрудничество органов государственной власти с традиционными религиозными организациями в решении задач по укреплению института семьи и улучшению демографической ситуации в России.

4. В сфере экономики:
содействие развитию деятельности религиозных организаций по сохранению традиционной духовной культуры, культурно-просветительской, благотворительной и иной общественно-полезной деятельности религиозных организаций, в том числе, через предоставление возможностей для участия традиционных религиозных организаций в реализации государственных программ в социальной сфере, сферах образования, просвещения и культуры, при условии неучастия государства в финансировании религиозной деятельности религиозных организаций;
оказание финансовой, материальной и иной поддержки, в том числе налоговых льгот, религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, при условии государственного контроля за целевым использованием средств, получаемых за счет государственной поддержки;
осуществление поэтапного частичного возвращения в порядке, установленном федеральным законодательством, первоначальным владельцам или их правопреемникам по их заявлениям имущества религиозных объединений, изъятого советским государством и находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.


IV. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С ТРАДИЦИОННЫМИ РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Большинство населения России на протяжении веков исповедовало и исповедует традиционные религии, благодаря которым сформировалась и сохраняется национально-культурная идентичность и самобытность народов Российской Федерации, сложилось их уникальное единство и многообразие.
Православное христианство в течение многих веков являлось государствообразующей религией в России и оказало определяющее влияние на формирование культуры и государственности русского народа.

В настоящее время Русская Православная Церковь является религиозной организацией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражает большинство граждан Российской Федерации, поэтому межрелигиозные и государственно-конфессиональные отношения в Российской Федерации во многом зависят от отношений государства с этой религиозной организацией.

Ислам в течение многих веков являлся государствообразующей религией ряда
коренных народов России (татарского, башкирского и др.), поэтому государство сотрудничает с исторически сложившимися мусульманскими религиозными организациями.

Государство также признает неотъемлемой частью современной духовной жизни и исторического наследия народов России исторически сложившиеся старообрядческие и другие традиционные религиозные организации.

Государство, признавая равенство религиозных объединений перед законом, выбирает, в соответствии с законодательством Российской Федерации, формы и объемы сотрудничества с религиозными организациями, учитывая при этом численность граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к определенным религиозным организациям.
Учитывая российские исторические традиции и современные реалии, а также мировой опыт отношений между государством и религиозными объединениями, стремясь к эффективной защите прав и свобод человека и гражданина, сохранению и развитию духовно-нравственного потенциала российского общества, более полной реализации интересов российских граждан в духовной сфере, в Российской Федерации выделяются традиционные религиозные организации Российской Федерации и традиционные религиозные организации отдельных народов Российской Федерации.

Выделение традиционных религиозных организаций осуществляется в целях:
сохранения и укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, что является одним из необходимых условий сохранения, возрождения и развития российского общества;
учета интересов большинства граждан Российской Федерации;
содействия сохранению в обществе атмосферы взаимного уважения и диалога в вопросах свободы вероисповедания.

Традиционными религиозными организациями Российской Федерации признаются российские централизованные религиозные организации, которые:
1) оказали значительное влияние на становление и развитие российской государственности, сыграли существенную историческую роль в развитии национального самосознания народов Российской Федерации,
2) способствовали формированию и развитию традиционной духовности и культуры народов России и составили часть духовного и культурного наследия Российской Федерации,
3) являются религиозными объединениями, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации,
4) выступают в качестве созидательной и объединяющей духовной силы российского общества, направленной на поддержание мира и стабильности в Российской Федерации.

Под традиционными религиозными организациями отдельных народов Российской Федерации понимаются религиозные организации, которые характеризуются исповеданием вероучений, имеющих существенно ограниченную, относительно территории России, историческую территорию распространения либо содержащих положения о предпочтительном или преимущественном отношении к определенным национальным (этническим) общностям.

Традиционные религиозные организации отдельных народов Российской Федерации обладают всеми правами традиционных религиозных организаций Российской Федерации в пределах исторических территорий их распространения (религиозные организации, представляющие традиционные направления буддизма, традиционные религии народов Севера и др.) или определенных национальных (этнических) общностей.

Наделение традиционных религиозных организаций соответствующим правовым статусом, включая права и обязанности, осуществляется законодательством Российской Федерации, а также договорами (соглашениями) о сотрудничестве, заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации органами государственной власти с традиционными религиозными организациями.
Договоры (соглашения) о сотрудничестве, заключаемые органами государственной власти с традиционными религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются одной из форм правового регулирования отношений между государством и религиозными объединениями.

Выделение традиционных религиозных организаций предполагает:
приоритетное сотрудничество государства с традиционными религиозными организациями в сферах, определенных законодательством Российской Федерации;
принятие нормативно-правовых актов, наделяющих традиционные религиозные организации соответствующим правовым статусом, включающим расширенную правосубъектность, при установлении соответствующих мер государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в их деятельности.

Сферами сотрудничества государства и традиционных религиозных организаций являются:
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами, сохранению общественной нравственности;
поддержка и укрепление института семьи, материнства и детства, мероприятия по улучшению демографической ситуации в Российской Федерации.
духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи, сфера образования, в том числе, религиозного образования;
деятельность по сохранению и восстановлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанных с историей традиционных религиозных организаций, а также по сохранению зданий, сооружений и иных объектов религиозного назначения, не являющихся памятниками истории, но имеющих культурную ценность;
духовное попечение о военнослужащих и сотрудниках правоохранительных учреждений;
сотрудничество в области профилактики правонарушений, попечения о лицах, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание;
наука, включая гуманитарные исследования;
здравоохранение и социальное обслуживание;
деятельность средств массовой информации, образованных с участием традиционных религиозных организаций или с участием государства;
благотворительная деятельность.
Государство в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, оказывает содействие участию традиционных религиозных организаций в реализации федеральных, межрегиональных и региональных целевых программ и иных мероприятий в сфере образования, культуры, социального обслуживания и других сферах общественных отношений.


V. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В Российской Федерации установлен светский характер образования, который заключается в том, что никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, государство не оказывает поддержку пропаганде антирелигиозных идей и учений. Государственные и муниципальные учреждения образования вправе сотрудничать с традиционными религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Религиозные организации, согласно законодательству Российской Федерации, вправе создавать собственные учреждения религиозного образования.
В целях содействия эффективному решению государственными и муниципальными учреждениями образования задач воспитания и образования детей и молодежи и учитывая интересы граждан Российской Федерации в духовной сфере, государство:

сотрудничает с традиционными религиозными организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, сфере образования, в том числе, религиозного образования;
взаимодействует с традиционными религиозными организациями при разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных и учебно-методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных и культурных ценностей народов России и традиционных религиозных организаций;
содействует традиционным религиозным организациям в создании и деятельности образовательных учреждений;
обеспечивает религиозным организациям правовые возможности деятельности, способствующей реализации прав граждан на религиозное образование;
сотрудничает с традиционными религиозными организациями в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях, в том числе права на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей в соответствии с убеждениями, в том числе, религиозными, их родителей, при условии, что эти убеждения не влекут действий, противоречащих федеральным законам.


VI. ОТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА С РЕЛИГИОЗНЫМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ В СФЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Государство признает социальную значимость деятельности религиозных объединений в сфере благотворительности и социального обслуживания, где они способны оказывать эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства), участвовать в решении проблем укрепления института семьи, профилактики детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание.
Государство поддерживает деятельность религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания, в том числе, осуществляемую:
благотворительными организациями, созданными религиозными организациями, при условии, что эта деятельность имеет социальную значимость;
учреждениями социального обслуживания граждан, созданными религиозными организациями в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детские приюты, дома ночного пребывания, богадельни и др.), при условии получения этими организациями соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти в целях поддержки деятельности религиозных организаций в сфере благотворительности и социального обслуживания вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, льготы по уплате налогов, оказывать иную поддержку.

Органы государственной власти также вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.

Государственная поддержка может быть предоставлена, в соответствии с законодательством Российской Федерации, учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, при условии, что оказание ими благотворительной помощи нуждающимся и социальное обслуживание граждан не обуславливаются принятием гражданами каких-либо религиозных убеждений или требованиями изменить их религиозные убеждения.


VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С РЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ И ВОЗБУЖДЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНОЙ ВРАЖДЫ

В целях укрепления и защиты конституционного строя, поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира, государство:
запрещает, предупреждает и пресекает на всей территории Российской Федерации деятельность религиозных объединений, направленную против основ конституционного строя и безопасности государства и его граждан;
пресекает всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая вовлечение кого-либо в религиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия; принимает все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;
признавая конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии, а также предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения указанной противоправной деятельности;
содействует мирному сосуществованию религиозных объединений, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими.


VIII. ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями реализуется Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и другими федеральными органами государственной власти, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий и компетенции.

Государственная политика в сфере отношений между государством и религиозными объединениями реализуется путем:
совершенствования нормативного правового регулирования деятельности религиозных объединений и отношений между государством и религиозными объединениями;
разработки и реализации Правительством Российской Федерации плана первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации на 2002- 2005 годы и среднесрочного плана на 2002-2010 годы в сфере отношений органов государственной власти с религиозными объединениями;
совершенствования форм взаимодействия органов государственной власти с религиозными объединениями;
поддержки общественных инициатив граждан, религиозных и общественных организаций в достижении целей, соответствующих целям государственной политики в сфере отношений государства с религиозными объединениями;
разработки и реализации государственных целевых программ в сферах образования, культуры и социального обслуживания, предусматривающих возможность участия традиционных религиозных организаций в их реализации;
сотрудничества органов государственной власти с традиционными религиозными организациями в сферах образования, воспитания детей и молодежи, культуры, науки, здравоохранения, социального обслуживания и в других сферах;
осуществления информационного обеспечения реализации государственной политики в сфере отношений государства с религиозными объединениями, содействия распространению знаний об истории и культуре традиционных религий Российской Федерации;
размещения государственных заказов в установленном законодательством Российской Федерации порядке на производство телевизионных, радиопрограмм и печатных изданий, освещающих вопросы истории, культурного наследия, образа жизни, включая духовную сферу, традиционные нравственные, в том числе семейные, ценности народов Российской Федерации;
сотрудничества организаций теле- и радиовещания и редакций периодических печатных изданий, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти, с традиционными религиозными организациями в производстве телевизионных и радиопрограмм, освещающих вопросы истории, культурного наследия, образа жизни, традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации;
других мероприятий, проводимых в целях реализации настоящей Концепции.
Государственный мониторинг в сфере отношений с религиозными объединениями включает:
проведение на основе государственного заказа социологических исследований роли религиозных объединений в жизни общества и отношения граждан к религии и религиозным объединениям, а также исследований общественного мнения по вопросам, связанным с сохранением и развитием духовно-нравственного потенциала российского общества, и других социологических исследований по вопросам отношений государства с религиозными объединениями;
проведение на основе государственного заказа исследований отечественного и зарубежного опыта предотвращения и разрешения конфликтов на религиозной почве в целях его учета при разработке соответствующих федеральных и региональных программ.
Приоритетной задачей реализации Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере отношений с религиозными объединениями является совершенствование законодательства Российской Федерации свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Отношения органов государственной власти с религиозными объединениями осуществляются на основе соответствующих планов работы, предусматривающих анализ проблем, имеющихся в соответствующей области, определение рациональных путей их решения во взаимодействии с религиозными объединениями, подготовку в необходимых случаях проектов правовых актов.


___________________________________________________________
Исполнители:
Заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве, государственный советник юстиции 3 класса Жбанков Владимир Николаевич,
директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, кандидат юридических наук Понкин Игорь Владиславович,
Ситников Алексей Владимирович,
Елизаров Василий Георгиевич.


Совет муфтиев положительно оценивает проект Концепции государственной потитики в сфере отношений с религиозными организациями

Председатель Совета муфтиев России
Шейх Равиль Гайнутдин

Историко-правовая Комиссия Русской Православной Церкви поддерживает проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий

Евангелическо-Лютеранская Церковь поддержала проект Конституции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями

Каждая страна имеет свои интересы: экономические, политические, культурные. Вероисповедные вопросы также не могут рассматриваться в отрыве от внутриполитической ситуации и государственных интересов

ЛИДЕРЫ КОНФЕССИЙ ПОДДЕРЖАЛИ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Руководители ведущих религиозных организаций России поддержали Проект государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ, разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права

Отзыв митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (текст документа)



РОССИЙСКИЕ ПРОТЕСТАНТЫ ПОДДЕРЖИВАЮТ ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ С РЕЛИГИОЗНЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ

Российский Объединенный Союз христиан веры евангельской

Юридическое заключение на проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации

Кузнецов М.Н., доктор юридических наук, профессор

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИНСТИТУТА РЕЛИГИИ И ПРАВА на проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации

А.В. ПЧЕЛИНЦЕВ, кандидат юридических наук, член-корреспондент Академии гуманитарных наук

Талгат Таджуддин, председатель Центрального духовного управления мусульман России, Шейх-уль-ислам, Верховный муфтий

Отзыв на проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации


27/7/2001