Земельно-церковная спекуляция

Источник:Деловая хроника

Немецкая деревня. Местный священник прибивает планки на забор вокруг церкви. Рядом стоит мальчик, который долго и внимательно наблюдает за происходящим. Наконец священник не выдерживает и спрашивает мальчишку:
- Сын мой, ты, наверное, ждешь, когда я закончу работу, чтобы пойти и помолиться в церкви?
На что мальчик отвечает:
- Нет, святой отец, я просто хочу услышать, что вы скажете, когда попадете себе молотком по пальцу.

Мальчик из анекдота просто невинно развлекался. Сенаторы Иван Стариков и Валерий Горегляд не только принесли молоток главе РПЦ в виде инициативы по возвращению церкви земельных владений, но и очевидно пытаются заработать на том, что скажут православные иерархи.

Итак, два серьезных политика решили предложить РПЦ взять свои 3 млн гектаров земли, изъятых после 1917 г. А чего бы не предложить - не свое же надо будет отдавать, если инициатива пройдет. Кроме того, приятно получить аудиенцию у Алексия II и провести с ним закрытую, как сообщали агентства, встречу по превращению РПЦ в крупнейшего землевладельца. Ну и оказаться в связи с этим в центре информационных потоков. Что именно сказал Патриарх об инициативе сенаторов, известно лишь со слов пресс-секретаря Старикова Инны Гришиной: будто бы Патриарх "полностью поддержал идею".

Поверить в то, что Алексий II мог "поддержать идею", трудно не только потому, что сам он ничего подобного публично так и не заявил. Сомнений добавило заявление представителя РПЦ отца Антония, распространенного "Газетой.ру". Он, в частности, сказал, что 3 млн га Церковь просто не осилит. Можно говорить лишь о части земель, размер которых может быть обоснован реальной способностью РПЦ их обработать. Для РПЦ более актуальна проблема пользования землями, на которых расположены переданные Церкви храмы и монастыри. С 2003 г. понятия "хозяйственное пользование" не будет, и РПЦ придется выкупать либо брать в аренду эти участки. "А мы не так богаты, как многие думают", - подчеркнул Антоний в интервью "Газете.ру".

Если представить, что идея начнет все же продвигаться, то иерархи РПЦ могут испытать ощущения более острые, чем от удара молотком по пальцам. Возмутятся и потребуют своего не только другие обездоленные большевиками конфессии, но и законные наследники дореволюционных собственников. Нынче в Россию приехали 90 потомков Льва Толстого. Почему не вернуть им Ясную Поляну и иное имущество? А московские, питерские, уральские заводы? Почему РПЦ должна быть привилегированным собственником? Сделать ее таковой - сослужить дурную службу.

Не могу поверить, что два кандидата экономических наук - ученый агроном (так написано в дипломе), он же бывший замминистра экономики, а ныне глава аграрного комитета СФ Иван Стариков и первый зампред СФ Валерий Горегляд - не понимают экономического абсурда своего предложения и политической невозможности его реализации. Убежден, что понимают. А следовательно, примитивная корысть их инициативы очевидна: прослыть радетелями интересов РПЦ, к которой благоволит сам президент, завоевать симпатии православных избирателей. В общем, задешево оказаться любезными и иерархам, и светским властям, и простым гражданам.

Михаил БЕРГЕР
главный редактор