Рождество Христово.
Общехристианский праздник , которым верующие
отмечают рождение "сына божьего",
православная церковь празднует 7 января ,
католическая церковь - 25 декабря .
В основе праздника лежат евангельские мифы о
рождении Иисуса Христа. Как повествуют
евангелисты, Христос родился в городе Вифлееме в
семье плотника Иосифа и его жены, девственницы (?)
Марии, зачавшей чудесным образом от "духа
святого".
Однако при внимательном ознакомлении с
евангельскими текстами оказывается, что в них
нигде нет упоминания о дате рождения Христа. В
этих же текстах имеются такие большие
противоречия, что они вызывают серьёзное
сомнение в достоверности евангельских
повествований.
Прежде всего, противоречиво излагается
родословная Христа. Например, в евангелии от
Матфея дедом Иисуса назван Иаков, в евангелии от
Луки - Илия. Евангелист Матфей насчитывает от
Авраама до Иисуса 42 поколения, а евангелие от
Луки - 56.
Но скажите, зачем вообще нужны эти родословные,
если Иосиф не спал с Марией (она была
девственницей ), то не только он, но и все его
предки, сколько поколений бы их не было, не имеют
к рождению Иисуса никакого отношения?
Продолжим перечень хронологических неувязок,
касающихся рождения Иисуса. Евангелист Матфей
говорит, что Христос родился при царе Ироде. Но
наукой достоверно установлено, что Ирод умер
в 4 году до н. э., т.е. за четыре года до
предполагаемого рождения Христа. По словам
евангелиста Луки, Христос родился при римском
наместнике Сирии Квиринии. Но Квириний стал
наместником через 10 лет после смерти Ирода.
Такие противоречия как минимум ставят под вопрос
правдивость и осведомлённость евангелистов, а
как максимум и факт рождения Христа.
Действительно, если одно событие окружено ( и
доказывается ) множеством противоречивых
заявлений, то сам факт события следует
подвергнуть пристальному рассмотрению. Но если
дата рождения Иисуса Христа не указана в
священных книгах ни до ни после его рождения, то
как церковь назначила определённые числа?
Обратимся к истории.
Праздник рождества Христова не сразу вошёл в
христианский культ. Ранние христиане не знали
этого праздника, не отмечали его. Это, в
частности, говорит о том , что в первые века
христиане не знали даты рождения Христа. Только в
3 веке христиане начали с января отмечать тройной
праздник крещения, рождения, богоявления
Христа.
Историческая наука свидетельствует о том, что
в этот день отмечалось рождение богов во многих
религиях. 6 января в Древнем Египте
праздновали рождение бога Осириса, в Греции -
бога Диониса, в Аравии - бога Дусара. Христиане
стали отмечать рождение своего бога по готовым
образцам.
Только в 354 году христианская церковь
официально установила празднование рождества
Христова 25 декабря каждого года. 6 января
верующие продолжали праздновать крещение и
богоявление. Перенесение даты празднования
рождества имело свои причины. 25 декабря по всей
Римской империи широко отмечалось рождение
солнечного бога Митры. Надо помнить, что в то
время как происходило установление
христианства, как официальной религии Римской
империи. Христианству стоило бы больших
трудов вытеснить этот праздник из быта и
сознания людей. Поэтому вместо его
запрещения, они заменили его своим - перенесли
празнование рождества Христова на тот самый
день, когда народ отмечал рождение солнечного
бога Митры. ( Надо сказать , что и сам Иисус
позаимствовал кое-что у солнечного Митры - а
именно лучистый венец, символизирующий
солнце - нимб. Возможно, Митра получил взамен
терновый.) Подытоживая, можно сказать, что
даты рождения Христа были назначены
произвольно с целью заменить существовашие до
этого праздники. Особо надо отметить, что
католики, т.е. западные церкви, празднуют
рождество 25 ого, так как на территории Римской
империи праздник насаждался взамен праздника
бога Митры. Для восточных церквей, на территории
которых про Митру если и слышали , то не все,
главнее было вытеснить другие "дни
рождения" - Осириса и Диониса. Именно поэтому (
а не из-за мифического старого и нового
стилей), исторически сложилось , что на
западе празднуют рождество 25, а на востоке 7 ого.
Праздник рождества Христова на Руси стал
отмечаться после введения христианства в 10 веке.
Он "пришёлся" на то время, когда древние
славяне отмечали свой зимний многодневный
праздник - святки. Они начинались а последние
декабрьские дни и заканчивались в первых числах
января. Многие святочные обряды сохранились до
сих пор. Это и общие праздничные пиршества, ,
всякого рода увеселения, гадания, хождения
ряженых, колядование и.т.п. Именно это время и
соответствует празднованию Нового Года в России.
В настоящее время православное рождество в
России отмечено как праздник , но празнуется
весьма и весьма скромно. Это связано со многими
причинами. Здесь и отсутствие денег у
населения после достойной встречи нового
года, и врождённая консервативность
православного духовенства, которое к тому же
издавна не уверено, рождение какого бога оно
празднует. Да и день рождения бога, сам по себе не
очень впечатляющий праздник для христиан, тем
более что рождался он в яслях - загоне для скота.
Католическая церковь использует рождество в
своих интересах. Родители , купившие детям
рождественские подарки, так или иначе вынуждены
проводить дальнейшие объяснения - кто такой
Иисус, что он делал. Православная церковь,
замкнувшаяся во внутрицерковных мероприятиях
упускает такую возможность. Кроме того,
православная церковь пытается
бороться с языческими ритуалами,
сопровождающими рождество - гаданиями,
колядования и.т.д., лишая тем самым праздник его
радости и веселья. Православные священники,
выступая по ТВ, прямо призывают не праздновать
Новый Год, а праздновать рождество, от чего даже у
верующих людей остаётся чувство лёгкого
недоумения.
Димьян.