Газета “Тихоокеанская звезда”
№ 166 (23497)
от 31 августа 1999 г.
г. Хабаровск
vva@toz.khv.ru
Церковь ввела “коммерческую цензуру”?
Епископ Хабаровский хочет навести порядок в муниципальном храме торговли
Немало были озадачены продавцы хабаровского магазина “Книжный мир” визитом необычной делегации. Облаченные в черные рясы представители Хабаровской епархии доставили директору магазина строгое послание от самого Владыки, епископа Хабаровского Марка. В своем письме Владыка настоятельно попросил дирекцию магазина... прекратить продажу литературы духовного содержания.
Отдел духовной литературы открылся в “Книжном мире” сравнительно недавно, в июне. И, надо заметить, революции в деле отечественной книготорговли это не произвело. Подобные отделы уже давным-давно действуют в книжных магазинах по всей России. Был бы спрос - будет и предложение.
А в том, что в Хабаровске есть спрос на духовную литературу, сотрудники “Книжного мира” убедились давно. Уже три года в этот магазин поступает продукция “Всероссийского библейского общества” и стабильно раскупается. Да так, что в конце концов эту “нишу” решено было расширить. И вот уже в мае нынешнего года магазин заключил договор с одной из московских книготорговых фирм, которая начала поставлять в Хабаровск печатную продукцию Сретенского ставропигиального мужского монастыря. Тогда и возникла идея сконцентрировать сию продукцию в едином отделе. Что не только вполне естественно, но даже и гуманно по отношению к покупателю. Зачем же ему книги духовного содержания разыскивать между “философскими” и “художественными” и “историческими” стеллажами?
Читатель, к слову, появление нового отдела в “Книжном мире” оценил. Сретенский монастырь предложил нам литературу не только “религиозную”, вроде “Молитвослова”, но и “справочного” характера: брошюрки “Начинающему христианину”, “Твой ангел-хранитель”, “Как вести себя на кладбище”. А кроме всего прочего - эстампы, деревянные иконы (не освященные, а, стало быть, относящиеся просто к предметам искусства). И, наконец, прекрасно изданную классику “Очарованный странник” Николая Лескова, “Лето Господне” Ивана Шмелева...
В общем, надо ли пояснять, как удивились сотрудники “Книжного мира”, узнав из письма епископа Марка, что всему этому - не место в книжном магазине? Свою позицию Владыка аргументировал тем, что деньги, вырученные от продажи книг в магазине, “идут на личное обогащение”. В то время как деньги, вырученные от продажи книг в церкви, идут “на восстановление храмов”. В связи со всем вышеизложенным епископ Марк в достаточно жесткой форме потребовал от дирекции “Книжного мира” “предъявить” ему договор между магазином и Патриархией, а также лицензию, разрешающую магазину продажу церковной литературы. А отдел, соответственно, закрыть.
...Нет слов, храмы надо восстанавливать, и кто бы с этим спорил. Однако же и значение духовной литературы давно уже вышло за узкоцерковные рамки. Она стала нашим общим культурным наследием. Ее читают школьники и студенты, люди самых разных конфессий и атеисты. Да и надо ли объяснять, что в церковь и в магазин люди ходят, так сказать, не за одним и тем же?
Большим преувеличением сотрудникам магазина показались и слова насчет “личного обогащения”. “Книжный мир” - предприятие муниципальное. Выживает, как и все. Содержит рабочие места. Платит налоги. Да и вообще: вырученные от продажи духовной литературы средства возвращаются в лоно Русской православной церкви - в Сретенский монастырь. О чем дирекция магазина и сообщила епископу Хабаровскому Марку в ответном письме. На этом бы истории и закончиться. Ан нет. Видимо, епископу Хабаровскому Марку удалось найти взаимопонимание с Хабаровской краевой администрацией. Ибо уже через несколько дней магазин “Книжный мир” получил команду из краевого управления торговли и питания: отдел духовной литературы закрыть! И хотя можно сколько угодно спорить, что наша экономика уже давно не “командно-административная”, отдел закрыли.
Этот волевой акт оказался опутан странной завесой таинственности. Директор магазина Нина Чупина наотрез отказалась меня принять и вообще казалась напуганной визитом журналиста. Более того, напрасно пыталась я выяснить поочередно в городском отделе и в краевом управлении торговли, на каком таком основании “наказан” магазин “Книжный мир”, а вместе с ним и широкий читатель. Показательно, что никто из специалистов так и не смог припомнить хоть какой-нибудь инструкции, которая оправдывала бы сей казус. Попутно, кстати, выяснилось, что никакой лицензии на торговлю “церковной” литературой не требуется. Но начальник управления торговли и питания краевой администрации Александр Гудилин тоже отказался со мной беседовать на сей счет.
И я его прекрасно понимаю. Что мог сказать Александр Васильевич? Ведь в России действительно нет ни закона, ни инструкций, запрещающих книжному магазину торговать духовной литературой. И ни в одном законе не написано, что это - исключительное право церкви. Вот насчет издания подобной литературы - да. Есть такая буква в законе “О свободе совести и религиозных объединениях”. Но в случае с хабаровским муниципальным магазином “Книжный мир” эта буква как раз никем не была нарушена. Ведь, как я уже сказала, производил печатную продукцию и иконы Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
Кстати, слово “ставропигиальный” означает, что сей монастырь находится в прямом подчинении у Патриархии. И если уж сам Патриарх Всея Руси ничего не имеет против того, чтобы “подведомственная” обитель издавала литературу и распространяла ее через коммерческую фирму по книжным магазинам, о каком вреде церкви может идти речь?
Конечно, специалисты Хабаровского управления торговли и питания могут и не знать, что означает слово “ставропигиальный”. Но чтобы этого не знали в Хабаровской епархии?
Впрочем, меня лично в этой связи интересует совсем другое. Тяжела жизнь российского производителя, бизнесмена и коммерсанта - просто слов нет. Всякий может его пощипать - и налоговая, и торгинспекция, и СЭС, и пожарные. А теперь, выходит, даже церковь может осуществить над ним этакую “коммерческую цензуру” - была бы поддержка в коридорах власти.
Прецедент, во всяком случае, уже есть. Так почему бы не превратить его теперь в добрую традицию? Скажем, поступят завтра в магазин “Алмаз” золотые нательные крестики производства какой-нибудь Якутской ювелирной фабрики - запретить к продаже! Почему нет? Нательные крестики - это ведь предметы культового назначения.
Но вот что странно. Золотые крестики в продаже можно увидеть повсеместно, а о борьбе церкви с ювелирными магазинами что-то не слышно. И я, кажется, понимаю, почему. Слишком хлопотно было бы продавать в храмах золотые крестики. Охрану заводить, бронированные стекла, то да се... А основной контингент (прихожане) все равно бы покупал крестики из простого металла. Истинно верующему какая разница?
Другое дело - книги. Здесь за рынки сбыта можно и побороться. И кажется мне почему-то, что истинная причина, по которой Хабаровской епархии захотелось навести порядок в магазине “Книжный мир”, - обычная борьба с конкурентом. Я, конечно, не специалист и поэтому могу ошибаться. Но почему бы, действительно, сложившуюся ситуацию не оценить специалистам. Скажем, из антимонопольного комитета?
Ольга НОВАК.