СВЯЩЕННЫЙ СИНОД - СЕГОДНЯ.
Сергей Бычков
Накануне созыва Поместного собора в августе 1917 года русский философ Николай Бердяев пророчески писал: "Священный Синод в последний период своего существования подвергся тому же разложению, что и бюрократия, в нем была та же гниль, что и в государственной власти. Церковное управление было навязано старой государственной властью и разделяет ее судьбу".
Как жаль, что написанное много десятилетий назад актуально и сегодня.
18 июля 1961 года в Троице-Сергиеву лавру съехались православные епископы со всех концов СССР. Для них это была возможность не только побывать в столице, но и встретиться с собратьями, друзьями и близкими. Это было нелегкое время - разгар хрущевских гонений на Русскую православную церковь. После литургии, как обычно, патриарх Алексий I пригласил епископов на торжественный обед. И вдруг как снег на голову - во время обеда им объявили, что состоится Архиерейский собор. Никто не подозревал, какова повестка этого Собора и кто его готовил. Из вступительного слова патриарха епископы с изумлением узнали, что Синодом предпринята реформа приходской жизни и отныне священник является лишь наемником церковной общины, которая вольна его уволить, когда ей захочется. От них самих требовалось лишь утвердить эту реформу.
Говорят, что история повторяется. Сначала как трагедия, потом как фарс.
Как и 39 лет назад, 18 июля 1999 года епископы приехали в лавру в день памяти преподобного Сергия Радонежского. Отслужив литургию, сели за стол и вдруг узнали, что "есть такое мнение" - не созывать в феврале 2000 года Поместный собор, заменив его юбилейным, Архиерейским.
И вновь НИ ОДИН ИЗ ЕПИСКОПОВ НЕ ПОДНЯЛ ГОЛОСА ПРОТИВ КЕЛЕЙНОГО РЕШЕНИЯ СВЯЩЕННОГО СИНОДА, ГРУБО НАРУШИВШЕГО УСТАВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
С той только разницей, что в 1961 году в лавру приехал один из епископов-исповедников - Ермоген (Голубев), который мог бы выступить против антиканонического решения Синода, навязанного ЦК КПСС. Но его не пустили ни на обед, ни на заседание.
Сегодня нет ЦК КПСС, Администрация Президента не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви, а правительство и подавно. Кого же испугались православные епископы в свободной от гнета большевиков России? Почему ни один не выступил против грубейшего нарушения Устава Русской Православной Церкви, принятого на Поместном соборе 6-9 июля 1988 года?
В нем недвусмысленно заявлено:
"1. В Русской Православной Церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору".
Это означает одно - не только в кризисные времена церковный народ решает назревшие проблемы сообща: епископы, духовенство и миряне.
Пункт 2-й Устава гласит: "Собор созывается Патриархом (Местоблюстителем) и Священным Синодом по мере надобности, но не реже одного раза в пять лет, в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян".
Ценность этой формулировки в том, что она предельно лаконична и не допускает каких-либо иных толкований. Тем не менее он грубо нарушен Священным синодом дважды. Первый раз синодалы отменили Поместный собор 1995 года, сославшись на то, что предыдущий, 1990 года, был внеочередным. Действительно, он был созван в основном для выборов патриарха. Но почему это мешало созвать очередной Собор в 1995 году?
Священный синод до сих пор остается наиболее закрытой структурой в Русской церкви. Если до перестройки все заседания Синода аккуратно заносились в особый журнал, то теперь, по предложению митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева), часть щекотливых проблем, обсуждаемых синодалами, не заносится в журнал, оставаясь скрытой не только от современников, но и от историков.
Почему заседания синодалов окутаны такой таинственностью? Быть может, Священный синод - некое подобие ЦРУ или СВР, которые разрабатывают секретные операции? Да нет, в Синоде обсуждаются проблемы, которые не только не являются секретными, но представляют огромный и отнюдь не праздный интерес и для духовенства, и для мирян.
К примеру, заседание Синода 19 июля этого года во многом было посвящено скандалам вокруг ГОМОСЕКСУАЛЬНЫХ ПОХОЖДЕНИЙ ДВУХ ЕПИСКОПОВ - Екатеринбургского Никона (Миронова) и Корсунского Гурия (Шалимова). Бедному епископу Никону пресса уделила столько внимания, что он прославился на всю Россию. Столь же скандальными оказались подвиги епископа Гурия. Священный синод отправил обоих на покой, т.е. уволил, подтвердив тем самым справедливость журналистских обвинений. Но уволил в обстановке строжайшей секретности!
МИТРОПОЛИТБЮРО.
Постоянных членов Синода семь.
Это Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) - он председательствует на заседаниях Синода. Ему в этом году исполнилось 70 лет.
Управляющий делами Московского патриархата митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) - 50 лет.
Патриарший экзарх всея Белоруссии - митрополит Филарет (Вахромеев) - 64 года.
Предстоятель Украинской православной церкви - митрополит Киевский Владимир (Сабодан) - 64 года.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) - 64 года.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) - 70 лет.
И, наконец, Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл (Гундяев) - 53 года.
В руках этих епископов сосредоточена колоссальная власть. Кроме них в состав Священного синода входят временные члены, но их полномочия сводятся лишь к подниманию рук во время голосования.
Внутри Священного синода три группировки.
ПЕРВАЯ ГРУППА.
Наиболее авторитетную создал митрополит Кирилл. В нее входят митрополиты Ювеналий и Владимир (Котляров).
Митрополит Кирилл - наиболее яркая фигура не только среди членов Синода. Благодаря неуемной энергии, прекрасной памяти и поверхностной нахватанности, он вхож и в правительственные кабинеты, и в Администрацию Президента. До недавнего времени был абсолютно уверен, что после смерти патриарха Алексия II непременно станет Предстоятелем Русской церкви. Правда, события этого года поколебали уверенность владыки Гундяева. Во-первых, патриарх, несмотря на возраст, находится в прекрасной форме. Во-вторых, команда самого владыки, довольно мощная и неплохо оснащенная, начала разваливаться из-за его фантастической скупости.
Сначала его кинуло ПИТА - Православное информационное телевизионное агентство. ПИТА рекламировало Гундяева на всех программах ТВ, готовило рекламные ролики и рассылало их по епархиям. А недавно владыку Гундяева оставил и генерал Валерий Лебедев - мозговой и финансовый центр ОВЦС. Недавний вооруженный захват гостиницы "Университетская" автономным некоммерческим объединением "Паломнический центр", учредителем которого является Отдел внешних церковных сношений, свидетельствует об агонии митрополита Кирилла. Конечно, рано или поздно АНО вышибут из 15-этажной гостиницы - слишком нагло ведут себя подопечные владыки. Табачные и алкогольные скандалы митрополита Кирилла подорвали его авторитет и на международной арене.
И все же он сохранил свои позиции в Синоде. Прекрасно зная слабые стороны синодалов, он умело манипулирует ими. Это - основной талант владыки. Слабые головы туманит его наглость и красноречие.
Перед его безудержным напором не могут устоять синодалы, знающие о его связях в высоких сферах. Тесная дружба с Березовским также принесла свои плоды - владыка располагает компроматом не только на весь епископат, но даже на патриарха, и изредка сбрасывает его в прессу. Митрополит безумно боится Поместного собора. После него он ни при каком раскладе не останется Председателем ОВЦС. А если лишится этого кресла - автоматически выпадает из состава Священного синода.
Его старинный друг и сподвижник - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков).
Этот епископ ни одного дня не служил на приходе. Он знает о проблемах и нуждах духовенства только понаслышке. Зато прошел все карьерные ступени - самые тяжелые для Русской церкви годы провел за рубежом. Служил в Берлине, Иерусалиме, Праге и даже в Японии. Почти 10 лет возглавлял Отдел внешних церковных сношений. Считал, что на выборах патриарха в 1990 году, после смерти патриарха Пимена, будет избран предстоятелем. Однако не прошел даже во второй тур. Это настолько потрясло владыку, что он слег с тяжелейшим инфарктом. Но, поправившись, смирился и СТАЛ ДЕЯТЕЛЬНО СПОСОБСТВОВАТЬ ПРОДВИЖЕНИЮ ВЛАДЫКИ - Гундяева.
Митрополит Ювеналий ИЗВЕСТЕН В ЦЕРКОВНЫХ КРУГАХ НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ. Ряд мужских монастырей в Подмосковье УЖЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ в филиалы Содома.
Его личная заслуга - срыв и компрометация захоронения останков царской семьи последних Романовых в 1998 году. Со дня основания был членом правительственной комиссии, изучавшей обстоятельства расстрела и захоронения царской семьи. Будучи более других епископов осведомленным в обстоятельствах этой трагедии, путем сложных интриг добился того, что Священный синод не признал найденные под Екатеринбургом останки царскими. Поместный собор для него - нож острый. Боится, что могут всплыть его старые грешки, а также многочисленные расколы в епархии.
Третий член группировки - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.
Родился в семье священника, который в годы гонений служил тайно, скрывая священство даже от сына. Семья, спасаясь от гонений, часто переезжала с места на место. Тем не менее, став священником, Владимир Котляров успешно продвигался по карьерной лестнице. В начале 60-х служил в Иерусалиме, был одним из наблюдателей от Русской церкви на втором Ватиканском соборе в Риме. Был представителем Московского патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве. В конце 60-х был патриаршим экзархом Западной Европы, служил в Берлине. Известен аристократическими замашками (если запонки - то обязательно бриллиантовые).
Подражая фавориту Екатерины II Григорию Потемкину, обожает свежих устриц, которых ему привозят из Парижа и Лондона. Но более всего потрясают воображение гостей владыки его винные подвалы. Митрополит Владимир (Сабодан), сменивший его в Ростове-на-Дону, едва не потерял сознание, когда увидел и отпробовал вин из погребов владыки. В 70-80-е годы карьерный взлет остановился - его перебрасывают с одной епископской кафедры на другую. Патриарх Пимен не благоволил к нему. И лишь после его смерти Владимир вновь оказался в фаворе. С 1995 года управляет Санкт-Петербургской епархией, став постоянным членом Священного синода. В Петербурге "железной рукой" начал наводить порядок, прежде всего финансовый, презрев сложившиеся десятилетиями традиции (устрицы нынче дороги!).
Скандалы постоянно сопровождают служение митрополита Владимира. Их причина - неумение и нежелание ладить с духовенством. Стиль его управления авторитарный. Поместный собор мог бы подорвать ничем не ограниченную власть митрополита.
ВТОРАЯ ГРУППА.
Митрополиты Филарет и Владимир (Сабодан) не только ровесники. Оба начинали свою карьеру за рубежом. Митрополит Филарет 8 лет возглавлял Отдел внешних церковных сношений, а владыка Владимир 6 лет был управляющим делами Московского патриархата. Оба были ректорами Московских духовных школ. ОБОИХ РОДНИТ НЕТРАДИЦИОННАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ. Митрополит Владимир был основным соперником митрополита Алексия (Ридигера) на патриарших выборах 1990 года.
Разрыв был минимальным - митрополит Алексий опередил его лишь на 20 голосов.
Владыка Владимир первым из епископов прибег к помощи прессы для компрометации экзарха Украины, митрополита Филарета (Денисенко). После ряда скандальных публикаций о его личной жизни владыка Владимир добился рассмотрения "кадрового" вопроса на Архиерейском соборе 1992 года. Митрополит Филарет вынужден был уйти на покой, но, вернувшись в Киев, пошел на раскол. Благодаря этому теперь на Украине свой патриарх и три Православные церкви.
Вследствие раскола духовенство Украины оказалось между молотом и наковальней. Правительство Украины поддерживает раскольника - патриарха Филарета, которого Архиерейский собор 1997 года изверг из сана и предал анафеме. Западную Украину сотрясают раздоры между православными и греко-католиками. Этой проблемой не занимается ни Отдел внешних церковных сношений, ни сам митрополит Владимир. На Поместном соборе неминуемо бы встала проблема статуса Украинской церкви. Она уже не экзархат, но до сих пор ни автономна, ни автокефальна.
Обоих владык роднит еще одно: под их управлением самые крупные монастыри - Киево-Печерская лавра и Жировицкий монастырь - стали подобием Содома и Гоморры. В них МИРНО СОСУЩЕСТВУЮТ "ГОЛУБЫЕ СЕМЬИ", ПРИКРЫТЫЕ МОНАШЕСКИМ ОДЕЯНИЕМ.
Митрополит Филарет (Вахромеев) опытный политик. Будучи русским, он неплохо ладит с непредсказуемым президентом Белоруссии. Оценивая церковную ситуацию, знает, что является на сегодняшний день наиболее вероятным кандидатом на патриарший престол. И так все идет неплохо, а так, мало ли что всплывет на Соборе? Оба митрополита прекрасно понимают, что Поместный собор для них не только нежелателен, но может подорвать их позиции.
ТРЕТЬЯ ГРУППА.
Их всего двое - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин). Они не страшатся Поместного собора. И духовенство, и миряне вряд ли смогут предъявить им существенные претензии. Но они в Священном синоде в подавляющем меньшинстве.
***
И все же церковная ситуация не безнадежна. Тот же пресловутый Архиерейский собор 1961 года расширил состав постоянных членов Святейшего синода: в него были введены председатель ОВЦС и управляющий делами. Сегодня также необходимо рассмотреть проблему расширения состава Священного синода. Русская церковь теперь объединяет страны СНГ и Прибалтики. По-видимому, следовало бы ввести в Синод предстоятелей хотя бы наиболее крупных республик - к примеру, Казахстана, Северного Кавказа и Прибалтики. Но это лишь полумера. Важно вернуться к решениям Поместного собора 1917-1918 гг., которые никто не отменял. Они и поныне являются руководством к действию. Собором создан Высший церковный совет, в который вошли епископы, духовенство и миряне. Произошло разграничение полномочий. Священный синод занимался проблемами вероучения и богослужения, а Высший церковный совет ведал хозяйственными проблемами епархий и приходов.
В 1967 году опальный архиепископ Ермоген (Голубев) направил патриарху Алексию I документ - "К 50-летию восстановления патриаршества. Историко-каноническая и юридическая справка". В ней он подверг резкой критике Поместный собор 1945 года, с которого началось каноническое искажение соборной жизни Церкви. Он писал: "Состояние Русской Православной Церкви к началу второго 50-летия по восстановлению в ней патриаршества нельзя считать удовлетворительным". Его пророческое предвидение сбылось - сегодня Русская церковь в тяжелейшем кризисе. Исцелить ее может только возвращение к нормам Поместного собора 1917-1918 гг. и, согласно Уставу, безотлагательный созыв Поместного собора в феврале 2000 года.