Прогресс науки и религия.
Было время, когда служители и защитники религии
без дальних околичностей просто отвергали
научные истины на том единственном основании,
что они противоречат религиозному вероучению.
Земля не может быть круглой, потому что в этом
случае на её противоположной стороне должны бы
жить антиподы, а в Библии об этом ничего не
сказано (Августин Блаженный) . Она не может
вращаться вокруг Солнца, т.к. в Библии Иисус Навин
приказал остановиться не Земле, а Солнцу (Иис. Нав.
10:12). На Солнце не может быть пятен, ибо в
противном случае оно не было бы совершенным
созданием бога. Животные и растения не могут
эволюционировать, т.к. творец создал каждый вид
отдельно.
Отбрасывая открываемые в ходе развития науки
объективные истины, церковники для большей
убедительности подвергали гонениям и
преследованиям гениальных людей, давших
человечеству эти истины, истязали их в застенках
инквизиции, сжигали заживо на кострах.
Обладая в те далекие времена огромной духовной (а
часто и светской) властью, церковь
контролировала деятельность ученых и запрещала
им заниматься теми исследованиями, которые
заведомо могли поколебать религиозную картину
мира.
Так в 1163 г. Папа Александр III издал буллу о запрете
“изучения физики или законов природы”. Меньше
чем через столетие действие этой буллы испытал
на себе Роджер Бэкон, отсидевший в тюрьме
инквизиции более десяти лет и выпущенный из нее
незадолго до смерти. Спустя столетие папа
Бонифаций VIII запретил анатомирование трупов. А
уже в 1317 г. Папа Иоанн XXII издал буллу, которой
запрещалось алхимия. Фактически же ею
признавались вне закона занятия и химией как
одним их “семи дьявольских искусств”. Тех, кто
игнорировал запреты, наказывали, преследовали и
казнили. В XIII в. католическая церковь создала
инквизицию – трибунал для расправы над
еретиками, к которым приравнивались ученые.
Первую трещину христианское вероучение дало в 1543
г. с опубликованием знаменитого труда Коперника
“Об обращении небесных кругов”. Вопрос о форме
Земли, о её месте в солнечной системе и на
предыдущем этапе доставлял церкви некоторые
хлопоты, с которыми она, однако, довольно легко
справлялась. Когда в XIV Петр Д`Абано и Чекко Д`Асколи
выступили в защиту учения о шарообразности Земли,
то второй из них был сожжён на костре инквизиции,
а первый избежал такой же участи только в
результате естественной смерти. Но вернемся к
Копернику и его гелиоцентрической системе.
Теория великого польского астронома наносила
удар по основам христианского учения. Ею
отрицалась система Птоломея, находившаяся в
тесном согласии с библейским мифом об Иисусе
Навине, остановившем Солнце. Идеологи
католицизма и протестантизма встретили книгу
Коперника отборными ругательствами. Так Лютер
писал: “Публика прислушивается к голосу нового
астролога, который старается доказать, что
вращается Земля, а не небеса или небосвод, не
Солнце и Луна…
Этот глупец хочет перевернуть все наши
представления по астрономии; но в священном
писании сказано, что Иисус приказал Солнцу
остановиться, а не Земле”. Надо заметить, что сам
по себе выход книги Коперника не вызвал
репрессий со стороны инквизиции. Дело в том, что
шел Тридентский собор, шла борьба с
протестантизмом и церкви было не до
космологических или астрономических споров. Но
уже в 1616 г. церковь исправила эту досадную ошибку
и запретила учение Коперника; труды его были
изъяты из библиотек, о них не разрешалось
упоминать на лекциях.
Все началось в начале следующего столетия, когда
учение Коперника оказалось поднятым на щит
такими выдающимися мыслителями как Джордано
Бруно и Галилео Галилей. Стало ясно, что
коперниканская “ересь” представляет собой не
преходящий эпизод, а учение, завоевывающее все
большее количество последователей и
представляющее в силу этого непосредственную
опасность для христианской догматики и, стало
быть, для церкви. История расправ католической
церкви с указанными мучениками науки широко
освещена в литературе. Укажем хотя бы некоторые
основные работы по этим вопросам:
A.D. White “A history of the Warfare of Science with Theology in Christendom”, М.Я.
Выгодский “Галилей и инквизиция”, В.С. Рожицын “Джордано
Бруно и инквизиция”. Поэтому не будем
останавливаться на ней и осветим лишь несколько
вопросов, связанных с ходом изложения.
Хронологически первой жертвой из поборников
коперниканского учения стал Джордано Бруно.
Инквизиторы заточили философа и ученого в
темницу, в течение восьми лет подвергали его
пыткам, принуждая к отказу от “ереси”, но, не
добившись своего, сожгли на костре в 1600 году.
Действительно, причиной его преследования
явилось не одно лишь коперниканство. Против
Бруно был выдвинут набор всех обвинений в ереси,
которые могли быть вменены любому врагу
католической церкви: осуждение церкви и ее
служителей, неверие в святую троицу, отрицание
вечности адских мук, признание множественности
обитаемых миров и т.п.
Вскоре началась эпопея борьбы церкви против
Галилея, длившаяся с 1616 г. вплоть до его смерти в
1642 г. После выхода в свет книги “Диалог о двух
главнейших системах мира – птоломеевской и
коперниковой” (1632), инквизиция подвергла ее “экспертизе”.
Заключение гласило, что это учение “глупо и
абсурдно в философском и еретично в формальном
отношении, так как оно явно противоречит
изречениям святого писания во многих его местах
как по смыслу слов писания, так и по общему
истолкованию святых отцов и ученых богословов”.
После этого Галилея дважды вызывали в Рим для
допроса перед трибуналом инквизиции. Характер и
тон допросов показали ученому, что ему грозит
участь Джордано Бруно. Под страхом смерти
инквизиция заставила семидесятилетнего
больного Галилея письменно отречься от своих
убеждений и покаяться перед судом. Здесь важно
заметить, что позорные для церкви случаи с
Коперником, Бруно и Галилеем являются лишь
вершиной айсберга драматического
противостояния науки и религии. А сколько было
менее известных случаев преследования ученых,
которые в ходе научных исследований и
экспериментов невольно опровергали тот или иной
религиозный догмат?
Так в 1558 г. был отправлен на костер великий ученый
и врач М. Сервет, открывший малый круг
кровообращения. В начале XVII в. теологический
факультет Парижского университета вынес тут же
приведенное в действие постановление об
изгнании из Парижа геологов де Клава, Бито и де
Вильона и об уничтожении их сочинений. В середине
XVIII в. репрессии обрушились на ученого Бюффона.
Ему не осталось ничего другого, как публично
провозгласить: “Я объявляю, что не имел никакого
намерения противоречить тексту священного
писания, что я самым твердым образом верю, во все
то, что говорится в Библии о сотворении мира в
отношении как времени, так и самого факта; я
отказываюсь от всего, что сказано в в моей книге
относительно образования Земли, и вообще от
всего, что может оказаться противоречащим
повествованию Моисея”. Еще в середине XVIII в.
математик и астроном Боскович должен был
прибегать к таким уловкам: “ … преисполненный
уважения к священному писанию и декрету святой
инквизиции, я считаю Землю неподвижной; тем не
менее, для простоты изложения я буду рассуждать
так, как будто она движется”. В Италии во второй
половине XVI в. И. Порта, занимавшийся
исследованиями в области метеорологии, оптики и
химии, был вызван к папе Павлу III, который
приказал ему прекратить свою “колдовскую”
деятельность и распустить организованное им
общество естествоиспытателей. В 1624 г.
аналогичное общество, созданное в Париже, также
подверглось запрету в результате вмешательства
теологического факультета Сорбонны. Церковь
выступила против академии дель Линчеи в Риме, ей
удалось заставить академию дель Чименто во
Флоренции прекратить своё существование через 10
лет после возникновения. Список можно продолжить,
но хочется упомянуть еще и историю
взаимоотношений православной церкви и науки в
нашей стране.
Перед лицом успехов науки позиция РПЦ могла быть
выражена следующей формулой: если научные
открытия опровергают религиозные догматы, то тем
хуже для науки. Ещё М. Ломоносов (кстати, глубоко
верующий человек), раздраженный нападками
церковнослужителей на свои исследования,
потребовал, чтобы духовенство “не привязывалось
к ученым” и “не ругало науки”. Учение Ч. Дарвина,
вызвавшее ожесточенные нападки католиков и
протестантов, было встречено в штыки и
православием. Сторонников дарвинизма подвергали
травли. Из-за гонений духовенства был вынужден
покинуть Россию сторонник дарвинизма,
выдающийся биолог, лауреат Нобелевской премии, И.И.
Мечников. Церковь запретила книгу И.М. Сеченова “Рефлексы
головного мозга” (1863), сочтя ересью учение о
естественной природе психики человека. Был
запрещен кантемировский перевод сочинения
Фонтенеля “О множественности миров”; синод в
своем обращении к правительству по этому поводу
требовал издать указ, “дабы никто отнюдь ничего
писать и печатать не мог как о множественности
миров, так и о всём другом, вере святой противном,
под жесточайшим за преступление наказанием”.
Было запрещено сочинение Тредьяковского “Феоптия”
на том основании, что там было сказано, “будто
Земля вертится, а Солнце стоит, и будто Луна ходит
вслед за Землею”. Настаивая на запрещении книги
Поупа “О человеке”, духовная цензура
мотивировала свое требование таким образом:
автор “ни из священного писания, ни из
содержимых в православной нашей церкви
узаконений ничего не заимствуя, единственно все
свои мнения на естественных и натуральных
понятиях полагает, присовокупляя к тому и
коперникову систему, такого ж и мнения о
множественности миров, священному писанию
совсем не согласные”. (Цитаты: “История религии”
И.А. Крывелев в 2-х томах, “Религия в истории и
культуре” М. Писманик. В пример бредовых
высказываний священников могу посоветовать:
Книга “священноинока” Иова Немцева “Круг Земли
неподвижен, Солнце ходит” 1914 г., книгу иеромонаха
Арсения “Эволюционная теория и библейское
учение о происхождении мира и человека” 1907 г.).
Борьба религий против науки - явление,
свойственное всем конфессиям. В связи с этим,
примечательна судьба крупнейшего
книгохранилища древности – Александрийской
библиотеки, сосредоточившей в себе сотни тысяч
ценнейших рукописей. Ее разгромили фанатики
раннего христианства, а спустя столетие, в 642 году
окончательно уничтожили мусульманские изуверы.
Халиф Омар повелел: “ Если в этих книгах есть то,
что имеется в Коране, тогда они бесполезны. Если в
них есть то, чего нет в Коране, тогда они вредны. И
в том и в другом случае их надо сжечь).
По наущению мусульманского духовенства фанатики
убили знаменитого среднеазиатского математика и
астронома Углубека (1394-1449) и разрушили его
обсерваторию.......
...продолжение следует?
Алексей Вязовский