Россия - это мы. Выбор за нами.
Директор международного института
духовного развития человека
Якунина А. О.
Мы живем в уникальное время рождения нового тысячелетия и новой эпохи. Эпоха, длившаяся свыше 2-х тысяч лет уступает место следующей. Уникально оно потому, что это не только время смены эпох, это время зарождения новой цивилизации. Это время очередного витка эволюции. Уходит в прошлое христианская эра с ее идеями, взглядами, культурой, верованиями, должна возникнуть новая цивилизация с новой культурой и новыми идеями относительно жизни, Бога, человека, добра и зла. Будущим поколениям людей очень многие современные идеи, взляды и представления будут казаться дремучими предрассудками. Переходный период неизбежно сопровождается кризисом, усилившимися страданиями масс в связи с тем что жизнь развивается в условиях неизбежного столкновения старого с новым, уходящего с возникающим во всех ее сферах.
Эту закономерную борьбу можно наблюдать во всех сферах нашей жизни: в попытке создания новых форм управления общественной жизнью, в попытке создать новую идеологию, новое мировоззрение, в попытке создания новых экономических форм хозяйствования. Внешне кажется, что в нашем обществе более присутствует хаос, чем организация, более устаревших форм бытия, чем новых. Все это пока так. В реальности, все трудности нашего общества проявляют ту же борьбу старого с новым,борьбу в массовом сознании, где сталкиваются традиционные религиозные или атеистические представления с потребностью как то по-новому объяснить жизнь и все ее трудности. Все это побуждает сейчас очень многих ( в том числе убежденных атеистов) задуматься и пытаться ответить на вечные вопросы: в чем смысл бытия, в чем тайна жизни и смерти, что же такое Бог, Мироздание,Человек?
Сейчас все большее число людей пытаются понять скрытый смысл происходящих личных и общественных событий. Все большее число людей чувствуют, что этот скрытый смысл жизни есть. Вследствие этого, многие обратились к церкви , другие в поисках этого смысла. Это предощущение того, что те представления, на которых строится наша цивилизация, должны быть заменены другими. Это ощущение очень правильное.
За прошедшие 2 тыс. лет человечество неоднократно меняло представление о мире. Свыше 1,5 тыс. лет это было религиозное представление. Уже свыше 6 веков основное земное мировоззрение - материалистическое. На этом мировоззрении базируется полностью современная культура - наука, искусство, политика, экономика, медицина, педагогика.
Сейчас человечество подошло к той грани, когда вновь должны возникнуть новые представления относительно сущности жизни. Это закономерно и неизбежно.
Заканчивается время, когда религиозные догмы влияли на сознание человечества, когда оно тысячелетиями молилось вымышленным Богам.
К концу хх столетия изменилось человечество, изменилось сознание ее масс. Сознание человеческого общества аналогично сознанию человека. Подрастает человек, у него возникают другие взгляды относительно жизни.
В России достаточно высок средний уровень интеллекта, у нас одна из самых читающих стран, у нас много интеллигенции. Интеллектуальный человек не может принимать слепо любую догму. Вот почему христианство всегда боролось с разумом, всегда ее влияние было сильно среди малодумающих слоев населения. Вот почему можно с уверенностью сказать, что современная мода на христианство недолговечна.
Сейчас в нашем обществе пытаются понять каким образом сформировать нравственные ценности в сознании человека. Общество пытается найти пути совершенствования личности. В связи с этим много и часто говорится о духовности. В связи с этой насущной потребностью общества, некоторые недальновидные руководители ошибочно предполагают, что эту задачу можно возложить на церковь. По-видимому потому, что не смогли понять, что духовное сознание личности проявляется как милосердие и мудрость, способность к приятию и состраданию и совершенно не связано с церковными ритуалами, не возникает вследствие их.
Все основатели религий дали конкретные методы формирования духовного сознания человека т.е. милосердного, мудрого, любящего. Это ничего общего не имеет с призывом к духовному рабству, внешнему смирению и послушанию перед служителями культа, к механическим соблюдениям ритуалов и церемоний. Но все возникшие впоследствие конфессии в очень небольшой степени сохранили их учения. Создали жреческое сословие, систему ритуалов и церемоний, против чего, в частности, высказывался Христос. Учения, по сути, были погребены, забыты или искажены.
Сейчас в нашем обществе активно пропагандируется приверженность православию, вера в Бога, в такого Бога и такая вера, как оно понималось обществом людей живших несколько тысяч лет тому назад. От этого наивного убеждения, что следование древним догмам во многом уже умершим,есть путь духовного поиска и метод нравственного изменения современного общества, следует перейти к пониманию того факта, что человечество непрерывно развивается, догмы неизбежно умирают т.к. уже не отвечают интересам развивающейся жизни.
Тысячу лет абсолютного проникновения православия во все сферы жизни, не создали царствия божьего на территории России. Значит, дело не в том, что виновна советская власть, ограничившая это влияние. Церковь православная, как впрочем и мусульманская и иудейская, не в состоянии духовно влиять на человека. И церковь иная, чем в первые годы христианства, и человек другой.
Что же нам делать с нашей жизнью? Нас беспокоит жизнь, политика, экономическое положение в стране, жестокость и скорбь, сущетвуюшие в мире. Нас беспокоит способность на насилие, соперничество жадность, зависть и все прочие проявления человеческой натуры в нашем обществе в котором протекает наша повседневная жизнь. Что же делать? Примириться с этим беспокойством, как человек привыкает жить с хронической болью? Но, если мы привыкаем, мы становимся равнодушными, бессердечными, циничными. Нас уже не слишком возмущают проявления жестокости, бесчеловечности, наглости нашей общественной жизни. Мы с этим примирились. Мы не ожидаем от нашего общества ничего лучшего. Не удивительно, что многие пытаются спастись бегством в пьянство, в политику, в церковь. Человек боится не только жизни, он боится смерти. Этот страх тоже толкает его к разнообразным верованиям. Устремленность к церкви части населения (кстати сказать, очень небольшой) - это психологическая потребность в стабильности, в защите от непредсказуемых жизненных крушений. Это - проявление детского, инфантильного уровня нашего общества, не приученного самостоятельно участвовать в своей судьбе, ищущего отцовскую опеку в сильном руководителе, в президенте или в Боге.
Несмотря на мощную пропаганду православия во всех СМИ, мы по-прежнему к жизни относимся как атеисты, не верим в волю Бога, в его наблюдение за каждым и справедливую оценку нашего поведения. Но к смерти мы относимся, как верующие. В массе своей мы не верим, что со смертью все заканчивается. Церковь сейчас превратилась в фирму по оказанию ритуальных услуг. Беспокойство относительно настоящего и страх перед будущим - это основные психологические состояния у большинства нашего населения. Страх основан на полном неведении относительно не только своей судьбы, но и судьбы государства. Страх основан на полном непонимании, что же создается в России.
В реальности, новая, развивающаяся Россия сейчас в поисках своего особого пути.
Эволюционные процессы развития человеческого общества, российского общества в том числе, проистекают в соответствии с определенными закономерностями. Все процессы жизни подчинены Закону причино- следственной связи. Все настоящее проистекает из прошлого, а будущее базируется на настоящем. Поэтому с уверенностью можно сказать, что в России не получится построить капитализм по западному образцу. Новый путь России - это синтез предыдущих идей и новых. Создание идеологии единного народа, базирующейся на религиозно-философском мировоззрении, народа, создающего новую общественную формацию, которая придет на смену капитализму.
- На смену церковному и научному мировоззрению неизбежно придет религиозно-философское видение жизни, понимание ее законов. Когда я употребляю термин “религиозно - философское“, я имею ввиду не церковное соблюдение ритуалов, не смиренно- покаянное, рабское сознание слепого и беспомощного человека. Я имею ввиду сознание человека, сведущего относительно истинного Мироустройства, его законов и принципов, живущего в соответствии с этим знанием, имеющего нравственный Закон внутри себя. Нравственность, базирующаяся на знании о том, что духовное начало или развивающееся сознание человека, есть основа жизни, как личной так и общественной, и есть религиозно-философская нравственность. Личность, развитие ее сознания, культуры, образования должно быть приоритетом усилий общества. А не создание пассивных, слабых, агрессивных, националистически ограниченных, интеллектуально не развитых, но церковно послушных масс. Есть две возможности у России уже сейчас, именно сейчас она стоит на перепутье двух дорог. Одна ведет в прошлое, в тупик развития. Другая - в будущее, к созданию подлинно духовного т.е. нравственного и гуманного общества. Выбор за нами. Россия - это мы.