От автора
В своей статье, которую я позволил себе предложить Вашему вниманию, я, сам будучи атеистом, сделал попытку обозначить некоторые духовные трудности, с которыми встречается сторонник атеистического мировоззрения. Считая критику религии очень важной в наше время, я вместе с тем считаю необходимым уделять внимание известным затруднениям (и путям их преодоления), порождаемым принятием атеистического взгляда на окружающую действительность, и, в особенности, тем, которых не существует для верующего человека. Ведь обсуждение мировоззренческих проблем, таких как смысл человеческой жизни, отношение человека к вечности, к своему месту во Вселенной, к жизни и смерти, необходимо для атеистов, при серьёзном отношении к своим взглядам, даже в большей степени, чем для людей верующих. Кроме того, обсуждение подобных вопросов и в возникающих спорах с верующими, без сомнения, позволит протекать таким спорам более конструктивно.
ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ АТЕИЗМА. МЫСЛИ О РЕЛИГИИ, АТЕИЗМЕ И СМЫСЛЕ ЖИЗНИ.
Предисловие.
Вообще говоря, атеизм не является учением, подобным христианству, исламу, или буддизму. Последние предлагают ответы на все вопросы - как устроен мир, откуда взялся человек, что было и что будет, как следует себя вести. Если человек считает себя, ну, скажем, христианином, то это говорит сразу о многом: о том, что он верит в существование вечного и всемогущего Бога, который создал природу и человека за семь дней, о том, что он выполняет десять заповедей Божиих и руководствуется Нагорной Проповедью Иисуса, о его вере в справедливое воздаяние человеку после смерти соответственно его делам, и о многом другом.
Если же человек заявляет, что он - атеист, из этого следует только, что он не верит в существование Бога, но ничего не говорит о его моральных и практических выводах из этого.
Часто под атеистической пропагандой подразумевается исключительно критика религии, разоблачение религиозных предрассудков и лицемерия религиозной морали. Не преуменьшая важности подобного рода деятельности, особенно в нынешнее время, не следует, помоему мнению, обделять вниманием и духовное содержание атеистического мировоззрения. Отказываясь от Бога, нельзя отказываться от души.
В данной статье я сделал попытку рассмотреть влияние атеистического мировоззрения на духовную жизнь его носителя, в особенности, на его отношение к вечности. Понятия "духовность" и "вечность", по моему мнению, тесно связаны между собой, поскольку сама духовность - это любовь к вечному. Так, невозможно любить человека, и при этом не желать, чтобы он жил и был счастлив также и после твоей смерти, не желать, чтобы были счастливы и его далёкие потомки. Невозможно любить своё дело, не надеясь, что оно будет продолжено людьми следующих поколений. Невозможно любить человечество - единственное в поле нашей видимости проявление разума во Вселенной, и не желать, чтобы оно в будущем существовало и развивалось, а не погибло когда-нибудь в результате внешних или внутренних катаклизмов, не оставив после себя во всей Вселенной ни одного разумного существа. С точки зрения религии, все эти трудные вопросы вообще не существуют - якобы есть высшее существо, воплощающее лучшие (хотя и не всегда) человеческие качества, вечное и стоящие над природой. Таким образом, проблема решения этих вопросов стоит только перед атеистами - людьми, которые считают себя не в праве верить в такое существо.
Отношение к вечности религиозного человека и атеиста: духовные проблемы атеизма.
Для человека религиозного понятие вечности обычно связано с Богом - творцом, основными чертами которого являются всемогущество, справедливость, разум и творческое начало. После смерти такого человека, по его представлениям, ждёт справедливый суд и вечная жизнь. Даже сама эта вечная жизнь, получается, не особенно-то и нужна, разве только для спасения от присущего каждому живому существу страха смерти. Религиозный человек, таким образом, навсегда избавлен от ответственности за судьбы Вселенной и разума в ней, за будущее человечества, поскольку наинадёжнейшим гарантом всего этого является Бог.
В противоположность этому, атеист является смертным человеком в том смысле, что он сам это сознаёт. По этому поводу уместно отметить очевидный факт: атеизм не отрицает существования души у человека, что ему всё время приписывают, обвиняя на этом основании в "бездуховности" и "примитивном материализме". Атеизм отрицает существование бессмертной души у отдельного человека. Смертность человеческой души (далее по тексту - человека) ко многому атеиста обязывает, ставя перед ним сложные духовные проблемы.
Отрицание бессмертия человека, прежде всего, ставит перед атеистом проблему смысла своего существования в этом мире. Те трудности, которые, по мнению приверженца религии, могут быть преодолены, сейчас или в будущем, в земной жизни или в загробной, нравственным совершенствованием и молитвами к Всемогущему, Всеблагому, Милосердному и Человеколюбивому Божеству, для атеиста очень трудно преодолимы.
Дело в том, что он отчётливо сознаёт себя человеком, живущим в несовершенном мире, а человек, как известно, слаб (хотя некоторые о себе так и не думают, но смею утверждать, что тогда они не совсем правы, и в глубине души чувствуют это). Даже если человек и может многое, то всё равно он не вечен, т.е., иными словами, он смертен. То дело, ради которого человек жил, взгляды, мысли и чувства, выстраданные им на протяжении всей его жизни, могут быть полностью забыты после его смерти. Осознание этого может некоторых привести к отчаянию, а других - к религии.
О возможности решения проблемы смертности человека в рамках атеистического мировоззрения. Необходимость духовного общения.
Осознание своей смертности заставляет атеиста для обретения смысла своего существования уделять внимание не только духовному развитию собственной души, но и обмену идеями с себе подобными, ибо без Бога это - единственный способ сохранить их в этом мире и тем обеспечить возможность их дальнейшего развития.
Поэтому я считаю, что для атеистов гораздо большее значение, нежели для верующих, имеет духовное общение. Только оно может дать им уверенность в себе, сделать полноценными личностями. Без такого общения, без единомышленников (разделяющих не только атеистическое мировоззрение, но и мысли, и жизненные цели данного человека), атеист чувствует себя в вакууме - нет ни Бога, ни ангелов, ни понимающих тебя людей.
Общение с единомышленниками требуется атеисту, чтобы ему было морально легче в этой жизни (единственной, в которую он верит) занимать активную позицию, а не быть равнодушным наблюдателем.
Обретя единомышленников и преодолев в результате этого страх перед бессмысленной смертью (всегда грозящей внезапно завершить бессмысленную жизнь), атеист должен стать деятельным человеком, так как он не верит ни в какого Бога - ни в творца, ни в спасителя, ни в благодетеля, ни в мстителя. Только сам человек может оказывать влияние на мир. Ни один Бог не станет выполнять за него те дела, ради которых он живёт. Ни один Бог не продолжит его дел, не вступится за его близких, и не ответит очерняющим его идеи - ни при жизни человека, ни после его смерти. Тогда имеет ли смысл уделять так много времени на философско-схоластические споры с верующими, с помощью логики или философии доказывать противоречивость религиозных догматов, только таким образом проявляя свой атеизм? В связи с этим мне нравится высказанное в Евангелии предостережение:
Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философией и пустым мудрствованием [по стихиям мира сего, а не по Христу
В части, касающейся философии, оно кажется мне очень правильным.
Конечно, обращение масс в свою веру - дело важное, но не следует переоценивать значение этого. Существуют учения, которые, несмотря на относительно небольшое количество последователей, являются довольно живучими. В качестве примеров можно привести зороастризм, доживший до наших дней в мусульманском Иране, буддизм. Хотя последний имеет значительно большее число последователей, но никогда не имел такой мощной государственной поддержки, какая была у христианства и ислама (причины этого могут быть темой отдельного обсуждения). Атеизм ничем не хуже подобных учений, и выгодно отличается от них ещё и тем, что имел своих сторонников ВСЕГДА и ВЕЗДЕ.
Не стада ищет Заратуштра, а попутчиков.
Ф.Ницше, "Так говорил Заратуштра".
Здесь мне следует ещё раз отметить, потому что это очень важно, и я хочу быть понятым правильно, что я ни в коем случае не призываю к сектантству, к эзотеризации мировоззрения, к ослаблению атеистической пропаганды среди верующих. Конечно, нет (убить меня за это было бы мало).
Я лишь призываю уделять больше внимания качеству, нежели количеству, развивать жизнеутверждающий духовный потенциал, связанный с нерелигиозным восприятием мироздания.
К тому же, на принятие человеком какого-либо учения обычно влияют скорее положительные стороны этого учения, нежели интенсивная критика его преставителями других учений. В равной мере это относится и к атеизму. А причинами, заставляющими человека обращаться в религию, часто являются: страх перед неизбежной смертью, незащищённость и слабость человека (здесь я употребляю слово "слабость" не как название порока конкретного человека, а как общее, к сожалению, свойство всех без исключения людей), беспокойство за себя и за близких, неприятие совершаемых в этом мире несправедливостей(и неспособность им противодействовать), отсутствие какого либо смысла в жизни. Человек, под давлением всех этих и многих других причин обратившийся в религию, придёт в храм, и священослужители утешат его и дадут надежду: расскажут о всемогущем и справедливом Боге, который защитит его и покарает злодеев, о спасении души и о вечной жизни, о предстоящем Страшном Суде, на котором всевидящим Богом каждому человеку будет воздано по его делам и мыслям. Ведь всё это естественно для человека - любовь к жизни, к близким, стремление к справедливости, к созиданию, желание быть нужным в мире. А что смогут сказать этому человеку атеисты? Только посмеются над ним и скажут, что в церкви его обманывали?
Поэтому пропаганда атеизма не должна ограничиваться только критикой религии. Критикуя христианство, ислам и другие религии, следует помнить, что сам по себе атеизм не имеет прямого отношения к ним. Атеизм существовал и до их появления.
Как только к человеку придёт осознание того, что он не напрасно, а, значит, с того момента, как он почувствует связь с вечностью, всякий страх, в том числе и страх смерти, исчезнет сам собой. Если есть у смелого и предприимчивого человека единомышленники и друзья - то он не побоится смерти, как не побоится её тот, у кого есть несколько жизней. Вечного Бога атеисту могут заменить лишь его оставшиеся в живых единомышленники-попутчики. И именно единомышленников стараются лишить человека пастыри всех религий, перевирая и опошляя суть атеизма, методично и интенсивно внушая людям, по возможности с детского возраста, религиозные догмы и правила мышления, стремясь обратить в свою веру как можно больше людей (заветная цель шарлатанов различного уровня). А религия предлагает человеку суррогат и самообман - веру в то, что Бог дарует вечное существование послушным своей воле.
О некоторых других моральных и практических выводах из факта отсутствия Бога, смертности человека, непостоянства мироздания.
Атеизм с моральной точки зрения - это, в числе прочего, мироотношение, обеспечивающее возможность сопротивления человеческого разума и души влиянию сиюминутных в историческом масштабе, и часто кровожадных идеологических и религиозных требований власть имущих. Иными словами, атеист должен отвечать за свои поступки сам, не перекладывая ответственности, в отличие от приверженца какоголибо из распространённых религиозных течений (христианства, ислама, иудаизма), на божество с его предписаниями. И это одна из самых положительных сторон атеизма. Атеист должен также быть очень терпимым к чужим взглядам, даже если он с ними не всегда согласен, помня, что в них заключается часть души их носителя, которого, возможно, уже нет в живых. Это также, на мой взгляд, одна из сторон атеизма, выгодно отличающая его от религии.
Для человека (и для человечества) просто нет другого выхода, кроме как обрести лучшие качества божества - силу, разум, духовность, стремление к творчеству. А заменой божественному бессмертию может быть только гарантия, что начатое дело будет продолжено соратниками и после смерти отдельного человека. Атеизм часто обвиняют в "гордыне", в стремлении дать человеку то, что, якобы, по праву должно принадлежать божеству: власть над природой, над жизнью и смертью. Но дело ведь не во власти, а в том, как её употреблять: можно уничтожать природу, а вместе с ней физически и духовно уничтожать себя, а можно научиться охранять и украшать её, сохранять и развивать (а не предавать анафемам) идеи людей, как живших до нас, так и живущих в одно время с нами. Представление о смертности человека, о зыбкости и неустойчивости природы и всех её созданий не должно, как утверждают апологеты религии, приводить к равнодушию, к уничтожению души в человеке. Наоборот, всё это должно побуждать атеистов к бережному и творческому отношению к творениям природы и человеческого разума.
Резюме
Атеистическое восприятие требует от человека решать земные проблемы самому, не поручая тех дел, которые должен сделать он сам, потусторонним силам. Религиозный человек справляется со встающими перед ним проблемами, уповая на справедливого Бога, веря, что Бог в конечном итоге поможет ему, а также воздаст ему по заслугам в загробной жизни. Он надеется также встретиться на "том" свете и с близкими людьми. Атеист не верит в подобные вещи, в результате чего он сталкивается со сложными духовными проблемами, связанными с неустойчивостью мира, смертностью человека, и, вследствии этого, с сомнениями относительно того, имеется ли в его жизни и деятельности какой-либо смысл.
Для обретения смысла собственного существования при отсутствии небесного покровителя атеисту необходимо:
Во-первых - иметь соратников и единомышленников, разделяющих его взгляды и стремления, т.е. хотя бы моральную поддержку.
Существование же единомышленников укрепит человека в надежде, что его дело будет продолжаться и после его смерти, придаст ему уверенность и решительность в действиях.
Этот мир, с его звёздами, лесами, озёрами и горами хорош и без выдуманных божеств, если единственное (в поле видимости) разумное существо - человек не утратит разум и любовь как к своим ближним, так и к Вселенной, в которой он обитает. Природа в течение невероятно долгого времени создавала методом проб и ошибок свои зыбкие творения, и, поэтому, нельзя допустить, чтобы одно из самых сложных её созданий -человек ощущал себя живущим бессмысленно и обречённым на вымирание, или жил в плену религиозных иллюзий, усыпляющих его разум и ограничивающих его духовную свободу.
Прошу откликнуться людей, частично или полностью разделяющим изложенные в данном письме мысли.
Буду также счастлив, если данная статья станет поводом для объединения людей, думающих сходно со мной, или если идеи, высказанные в ней, будут использованы и развиты теми, у кого они встретят сочувствие. Было бы неплохо обсудить их на страницах атеистического сайта.
Захаров Сергей, г.Казань, E-Mail: zakharov@iopc.kcn.ru.
19 августа 1999 года.