Русская, православная,полугосударственная
(Как РПЦ может повлиять на политические
процессы в России )
Алексей Макаркин
Рост политического влияния Русской
православной церкви заметен невооруженным
глазом. Патриарх доволен президентом, президент -
Патриархом. Трения, которые бывали у Святейшего с
Борисом Ельциным (например, по поводу закона о
свободе вероисповеданий, ограничивающего, по
мнению многих, эту самую свободу), теперь в
прошлом. Президент ведет себя в храме как и
полагается ревностному прихожанину, в новый
российский гимн впервые с 1917 года включено слово
Бог (разумеется, с большой буквы). Ради этого
Святейший согласился и на "сталинскую"
музыку Александрова. Сопровождая Путина и
Шредера в Троице-Сергиеву Лавру, Алексий II даже
опоздал на Рождественскую службу в храм Христа
Спасителя. И неспроста, по некоторым данным,
российский президент поднял на встрече с
канцлером ФРГ вопрос о передаче РПЦ храмов на
территории Германии, находящихся сейчас в
собственности "зарубежной" Церкви. Что уж
говорить о епископате, который, следуя примеру
первоиерарха, давно и тесно связан с
региональным мирским начальством. Так что
Православная церковь в путинской России если и
не государственная, то полугосударственная - это
уж точно.
С кем вы, служители культа?
Как же смотрят на политические процессы в России
"люди церкви", которые вольно или невольно
оказываются к ним причастны? Скажем сразу: темы
коммунистических репрессий в сознании
большинства епископата и духовенства либо
вообще нет, либо она присутствует далеко на
периферии. Дело в том, что после 1943 года массовые
репрессии против Церкви закончились. Последних
священников за неполитические дела арестовывали
при Хрущеве (тогда архиепископа Иова посадили за
неуплату налогов - уникальное обвинение для
абсолютно нерыночной экономики). Семинаристов
заставляли бросать учебу также в те годы - Никита
Сергеевич даже обещал показать по телевизору
"последнего попа". Так что сталинские
репрессии стали "достоянием истории", а
Хрущева в среде епископата и духовенства очень
не любят. Больше, чем Сталина и особенно Брежнева,
к которому относятся спокойно - при нем
арестовывали только священников-диссидентов, в
том числе и Глеба Якунина, которого сам же
православный епископат уже в демократические 90-е
годы лишил сана и отлучил от Церкви.
Православной элите свойственны определенные
тенденции, которые можно "измерить" в ходе
соцопросов. В частности, такой опрос был проведен
в рамках финансировавшегося Академией наук
Финляндии проекта "Религия и ценности после
падения коммунизма". Итогом стала книга
"Старые церкви, новые верующие".
Выяснилось, что православная элита (епископат) в
значительно большей степени, чем другие элитные
группы (политическая, экономическая, СМИ),
убеждены в том, что "русские обладают
моральными характеристиками высшими, чем другие
народы" - так считают 26% опрошенных иерархов
(для примера - так же считают лишь 9% крупных
бизнесменов и 10% политиков). На вопрос о
перспективах демократии абсолютное большинство
представителей элитных групп ответили, что в
России после переходного периода все же
установятся демократические отношения.
Исключение составил епископат - всего 15%
"демократов", зато 37% выбрали ответ:
"Демократия - не для России". Похоже, что
слова св. Иоанна Кронштадтского: "Демократия в
аду, а на небе Царство" - продолжают оказывать
серьезное влияние на умонастроение православной
иерархии - а следовательно, и верующих. Важно, что
речь идет о неприятии демократии как таковой -
ведь и люди левых взглядов часто высказываются
за демократию, имея в виду ее коммунистические
пародии ("народная демократия",
"советская демократия" и др.).
"Что важнее: свобода или равенство?" Все
элиты отвечают: свобода (даже политики, среди
которых немало коммунистов). Лишь епископат, хотя
и с небольшим перевесом, выбирает равенство: 22%
против 19%. Отношение к другим религиям тоже
показательно: "очень плохо" относятся к
баптистам 35% иерархов, к иеговистам - 59%, к
кришнаитам - 50%. Негативное отношение достаточно
велико и по отношению к так называемым
"традиционным религиям" - так, буддистов
очень не любят 32% опрошенных, иудаистов - 24%. А ведь
кроме "очень плохо" была еще оценка
"плохо" - так что приведенные выше цифры
означают крайнюю неприязнь.
Нелюбовь к другим конфессиям и религиозным
группам - одна из причин нелюбви к демократии
вообще. И это неудивительно. В советские годы
иеговисты сидели по тюрьмам и лагерям, а о
кришнаитах вообще слышно не было. Баптисты
потихоньку издавали свой "Братский вестник"
и не занимались прозелитизмом (как
протестантские проповедники начала 90-х - на
стадионах и площадях). Теперь же конкурентов не
счесть: мало того, что католики уже целое
десятилетие назначают в Россию своих епископов
(в СССР им разрешалось это делать только в
Прибалтике), - так называемые "новые"
религиозные группы все активнее привлекают в
свои ряды потенциальных православных верующих
(священноначалие РПЦ считает таковыми, по
крайней мере, все русское население страны).
Можно спросить - а как же возвращенные при
демократах храмы и многочисленные православные
издательства, отказ от унизительных требований
предъявлять паспорта родителей при крещении
младенцев? Возможность свободно открывать
учебные заведения? На самом деле все эти блага
большинство православной иерархии вовсе не
связывает с демократией. Так, уже при Юрии
Андропове было принято решение вернуть Церкви
Свято-Данилов монастырь к тысячелетию Крещения
Руси (РПЦ, правда, просила другой монастырь -
Донской, но удовольствовалась малым). Глядишь,
через 10-20 лет коммунисты додумались бы до того,
что надо не просто терпеть РПЦ, но и дружить с ней,
отказавшись от опостылевшего научного атеизма.
Но при этом не пустив в страну всякие
"чуждые" конфессии и группы. Ради этого
можно было и потерпеть.
В атмосфере полного взаимопонимания
Если бы власть не демонстрировала свое отношение
к РПЦ, настроения архиереев и клириков
оставались бы только их личным делом - тем более
что Церковь по Конституции отделена от
государства. Это как в закрытом клубе или в
монастыре, в который со своим уставом не ходят.
Однако "государственная" роль Церкви
заставляет внимательно относиться к некоторым,
казалось бы, частностям. Встречается, к примеру,
президентский полпред в федеральном округе с
местным духовенством, спрашивает о нуждах, а оно
ему в ответ: как бы закрыть программу
"Куклы", в которой госдеятелей в смешном
виде выставляют. Это же для всего государства
позор! А епископ Вологодский и Великоустюжский
Максимилиан заподозрил в зловредном язычестве
Деда Мороза (который, как известно, уже несколько
лет квартирует в Великом Устюге и даже имеет
российский паспорт). Архимандрит Тихон
(Шевкунов), лично знакомый с президентом (его даже
называли в СМИ "духовником" Путина), активно
выступает против введения индивидуальных
номеров налогоплательщика, видя в них
зашифрованное "число Зверя" из Апокалипсиса
- 666.
Эти маленькие, но характерные черточки (а можно
привести еще немало подобных) вкупе с финским
опросом свидетельствуют о том, какие советы
может дать "среднестатический" епископ или
священник политическому деятелю. Конечно, есть и
исключения, когда "человек Церкви" сочетает
в себе прекрасное образование с широтой
взглядов, но они лишь подтверждают общее правило.
О непосредственном воздействии деятелей Церкви
на политику пока речи быть не может. Клирикам РПЦ
запрещено баллотироваться в органы власти, а на
чиновничьей службе им не позволяют состоять
церковные каноны. Впрочем, в королевской Румынии
в 1938 году премьер-министром был Патриарх, но для
России в обозримом будущем это неактуально.
© Издательство "Семь Дней", 1999-2000
Редакция: segodnya@7days.ru